Неудавшаяся приватизация, или кто спасет «международный» аэропорт Петропавловска

Дата:
Автор: Егор Васильев
Критика кампании по приватизации государственных активов в #Казахстан‘е набирает обороты. Однако «распродажа» государственной собственности не единственная проблема. Разговоры о покупке тем или иным инвестором актива, находящегося на балансе государства, довольно часто остаются лишь разговорами. И вовсе не потому, что казахстанские чиновники не хотят расставаться с логистическими, энергетическими или промышленными объектами. Зачастую эти активы просто не нужны частным инвесторам. Один из самых ярких примеров здесь – аэропорт Петропавловска, который местный муниципалитет только с начала года пытался продать четыре раза. О судьбе «международного» аэропорта и практических проблемах с приватизацией на местах – материал Егора Васильева.
Неудавшаяся приватизация, или кто спасет «международный» аэропорт Петропавловска

Петропавловск – административный центр Северо-Казахстанской области, население которого на июнь 2022 года составляло чуть меньше 209 тыс. человек. При этом демографическим пиком данного города был 1991-й год, когда здесь проживало 247 тыс. жителей, но даже при этом пиковом показателе на закате СССР местные жители предпочитали авиарейсам железнодорожные поездки. Тогда аэропорт обслуживал до 40 рейсов в сутки.

После распада СССР аэропорт был передан на баланс местному областному акимату, который несколько раз перепродавал его частникам: те в 90-е активно «гоняли» челночные рейсы из Петропавловска в Китай, но в восстановление инфраструктуры не вкладывались. 

В итоге эти «инвесторы» привели взлетно-посадочную полосу в такое состояние, что транспортная прокуратура Казахстана запретила здесь посадку и взлет даже ближнемагистральных самолетов.

Аэропорт фактически закрылся, но в 2012 году актив после череды судебных тяжб вернули в собственность муниципалитета. В ноябре 2013 года акимат Петропавловска вздохнул свободно, поскольку в стране была создана казахстанская квазигосударственная сервисная компания Airport Management Group, которая должна была управлять всей сетью аэропортов страны, так и не нашедших подходящих управленцев.

Из 16 крупных аэропортов Казахстана с частными хозяевами «повезло» лишь четырем. Международный аэропорт Актау на берегу Каспийского моря в 2007 году был передан на 28 лет в управление турецкому холдингу «ATM Grup Uluslararası Havalimanı Yapım Yatırım ve Işletme limited», в мае прошлого года другой турецкий холдинг «TAV Airports» выкупил 100% акций международного аэропорта Алматы.

Еще одна международная воздушная гавань страны в Караганде (Центральный Казахстан) с 2005 года находится в собственности ТОО «Sky Service», 40% акций владельца карагандинского аэропорта принадлежит компании группе «Верный капитал», хозяином которой является Булат Утемуратов.

Наконец, региональным аэропортом в Таразе (юг Казахстана) управляет казахстанская авиакомпания SCAT, сделавшая этот аэропорт своей основной базой.

Переход аэропорта Петропавловска под крыло Airport Management Group поначалу ознаменовался такими позитивными изменениями, что даже упомянутым частным гаваням никто не завидовал. В частности, управляющая компания в период с 2014 г. по 2016 г. выбила из республиканского бюджета средства на полную модернизацию петропавловского аэропорта.

Так, была усилена взлетно-посадочная полоса с одновременным ее удлинением до 2800 метров, после чего аэропорт получил статус международного и мог принимать все современные типы воздушных судов с максимальным взлетным весом до 171 тонны. Вплоть до дальнемагистральных Airbus A330 и Boeing 767. Только эти самолеты в Петропавловск летать не спешили.

Если сразу после реконструкции компания SCAT еще пыталась наладить международные рейсы из Петропавловска в Шарм-эль-Шейх, а российские Utair и ИрАэро старались связать Петропавловск с Тюменью и с Москвой, то к нынешнему времени аэропорт обслуживает всего три субсидируемых государством маршрута. 

Это рейсы в Нур-Султан, Алматы и Шымкент, суммарное количество с прошлого года – не более 60-ти в месяц.

Развод с Airport Management Group и родство с теннисным кортом

Неудивительно, что при такой «экономике» в 2020 году аэропорт Петропавловска прошел процедуру банкротства, чтобы погасить долги как по зарплате, так и по налоговым отчислениям.

При этом отремонтированная воздушная гавань вернулась в муниципальную собственность, то есть в распоряжение акимата, против чего квазигосударственная компания Airport Management Group не возражала.

Зато сильно возражал акимат Северо-Казахстанской области, который за год так устал управлять проблемным «международным» активом, что с начала 2022 г. четырежды пытался сбыть его с рук. 

Причем со значительным дисконтом: в марте при начальной оценке стоимости имущества аэропорта почти в 8 млрд тенге ($17,5 млн) стартовая цена актива на тендере по передаче в доверительное управление с правом выкупа составила 5,6 млрд тенге ($12,2 млн).

Для сравнения, стоимость недавно построенного в том же Петропавловске крытого теннисного корта составила 2,6 млрд тенге ($5,5 млн).

Желающие могли бы получить международный аэропорт фактически по цене крытого корта. Так как в марте в ходе первого тендера акимат не получил ни одной заявки, в начале мая 2022 г. воздушная гавань была выставлена по начальной цене 2,8 млрд тенге, то есть с двукратным уменьшением.

24 июня был проведен пока последний конкурс: акимат пошел на принцип, вновь подняв стартовую цену до 5,6 млрд тенге – и вновь не получил ни одной заявки. Но глава Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов уже заявил, что его ведомство готово и дальше искать потенциального инвестора: «Здесь должны работать частники, которые делали бы бизнес: изучали бы возможность открытия новых маршрутов, выходили бы на международные авиалинии, договаривались бы с перевозчиками, с компаниями авиационными, чтобы они садились, делали дозаправку – акимат этим не может заниматься».

Региональные «золушки» на республиканском балу

Проблемы аэропорта Петропавловска резонируют с общими показателями гражданской авиации Казахстана, которая в прошлом году пережила постковидный ренессанс.

Отечественные авиакомпании перевезли 9,4 млн человек, что на 71% больше пассажиропотока «ковидного» 2020-го (5,5 млн человек), при этом внутренние перевозки возросли почти на 90% – 7,6 млн пассажиров.

Только распределение этого пассажиропотока по воздушным гаваням республики было настолько неравномерным, что впору делить аэропорты на «принцесс» и «золушек».

Главной «принцессой» по итогам 2021-го является международный аэропорт Алматы, обслуживший 6,1 млн пассажиров – более трети всего потока, проходившего через воздушные гавани страны.

Международный аэропорт Нур-Султана в прошлом году обслужил 4,8 млн пассажиров, еще 2,2 млн пассажиров у международного аэропорта «Шымкент». На долю оставшихся крупных аэропортов республики, включая петропавловский, выпадает меньше 3 млн человек.

Очевидно, что акимат Петропавловска может проводить тендеры хоть еженедельно, но «международный» аэропорт, который в настоящее время даже внутри Казахстана связан сообщением всего с тремя городами страны, никто не купит. 

Потому что на его услуги просто нет спроса: местное население предпочитает железнодорожный транспорт авиасообщению по тривиальной причине – средняя зарплата в Петропавловске в мае этого года по официальным данным составила 220,5 тыс. тенге (около $480) при средней зарплате по стране 285,5 тыс. тенге. 

При цене на полет до Нур-Султана в 20 тыс. тенге, то есть фактически десятой части от средней зарплаты в этом регионе (это только в один конец), рассчитывать на регулярную загрузку рейсов за счет жителей Петропавловска не приходится. 

Региональным транспортным хабом Петропавловск, находящийся в 500 км от Нур-Султана и в 715 км от Караганды тоже стать не может.

Единственным лучом надежды на установление какого-то минимально достаточного пассажиропотока для этого аэропорта является развитие внутреннего и въездного туризма. 

С 2018 года местные власти начали разрабатывать программу развития «сакрального туризма», обозначив в качестве объектов возможного паломничества казахстанских туристов мемориальные комплексы Карасай и Агынтай батыров, музеи поэтов и писателей Магжана Жумабаева, Сабита Муканова и Габита Мусрепова, усадьбу Ивана Шухова, место археологических раскопок – памятник Байкара в разных районах области, а также резиденцию Абылай хана, мечеть «Кызылжар» и Собор святых апостолов Петра и Павла в самом Петропавловске. 

Кроме того, объектом внимания многих туристов, в том числе и иностранных, могли бы стать две достопримечательности Северо-Казахстанской области: озеро Имантау, вытянутое на 13 километров, вокруг которого нагромождены скалы необычной формы, тысячелетиями оттачиваемые дождями и ветрами, а также Серебряный Бор – хвойный массив, окруженный кольцом берез и произрастающий в долине исчезнувшей реки, которая ранее впадала в Ишим.

У аэропорта Петропавловска есть шанс стать действительно международным в том случае, если маршруты будут раскручены среди иностранцев, а еще данная воздушная гавань расположена ближе к Имантау и Боровому, чем столичный аэропорт. Однако станут ли несколько гипотетических зарубежных рейсов в неделю достаточной приманкой для частного инвестора – вопрос, на который в акимате Петропавловска пока ответить затрудняются.

Поделиться:

Яндекс.Метрика