Нерезиновая столица: в Нур-Султане вспомнили о перекосах внутренней миграции

Дата:
Автор: Егор Васильев
Аким столицы Казахстана Алтай Кульгинов в конце прошлой недели не исключил введения ограничений на переселение казахстанцев в главный город страны. Эта позиция обусловлена тем, что инфраструктура Нур-Султана попросту не выдерживает потока желающих стать столичными жителями. В проблемах демографической и миграционной политики в Республике #Казахстан разбирался Егор Васильев.
Нерезиновая столица: в Нур-Султане вспомнили о перекосах внутренней миграции

«В перспективе нам какие-то лимиты по населению нужны будут, потому что мы не сможем бесконечно предел жителей увеличивать, если в городе не будет хватать тепла, не будет достаточно воды и электричества. Все это нужно считать, это вопрос будущего, поэтому в генплане, в проектировании все это учитывается. Надо в будущем смотреть, какие меры можно принять по ограничению, но они не исключаются», – сказал глава столицы Казахстана на брифинге через несколько дней после Дня столицы, который отмечается в стране 6 июля.

Миграция оказалась неподвластна даже первому президенту

Относительно молодой столичный градоначальник (действующему акиму Нур-Султана 44 года) – не первый и не самый высокопоставленный казахстанский чиновник, который пытался ограничить рост населения столицы Казахстана. Имеющей столичный статус всего 24 года, но нарастившей за это время свое население в 4 раза – с 326 тысяч человек в 1998 году, когда столицу перенесли в бывшую Акмолу из Алматы, до 1 миллиона 262 тысяч человек в настоящий момент. 

В свое время остановить этот рост на отметке примерно 800 тысяч человек пытался первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, чье имя город сейчас и носит.

«Я не имею намерения увеличивать население Астаны до каких-то миллионов, и дальше здесь будут строиться здания, помещения и жилье не для увеличения населения, а для того, чтобы обустроить город и имеющиеся деньги направить на то, чтобы создать условия жизни для людей», – говорил Назарбаев на совещании по вопросам развития столицы в 2013 году. 

В итоге это поручение Нурсултана Назарбаева так и не было выполнено – за те неполные 9 лет, которые прошли с момента августовского совещания, где прозвучало поручение остановить прирост внутренней миграции, население столицы выросло на 400 с лишним тысяч человек. Это чуть меньше, чем за 15 лет, предшествовавших данному совещанию – всего лишь на 100 тысяч человек. 

И это косвенное свидетельство слабости внутренней миграционной политики Казахстана, которая до сих пор не смогла создать альтернативы массовому переселению в три самые крупные городские агломерации страны – в Алматы, где проживает более 2 миллионов человек, Нур-Султан и Шымкент (1,1 миллиона).

Почему не смогли переплюнуть Столыпина

Тут надо отметить, что прирост всех трех городов-миллионников обеспечивался в основном за счет сельского населения и в основном из южных регионов. Объясняется это тем, что в Казахстане южные регионы (Алматинская, Туркестанская, Жамбылская и Кызылординская области) являются трудоизбыточными областями, так как в них проживают 10 миллионов человек, а вместе с городским населением Алматы и Шымкента – более 13 миллионов человек. 

При этом южные регионы страны исторически не были индустриальными. Не стали они таковыми и к настоящему моменту по вполне объективным причинам: логистика доставки сырья на промышленные предприятия диктовала и диктует их размещение на севере и в центре республики.

Центральные регионы, впрочем, дефицита в кадрах не испытывают – власти Нур-Султана, как сказано выше, уже задумываются об ограничениях для новых «понаехавших». В «металлургической и шахтерской столице» страны – Караганде – с ее полумиллионным населением тоже особой потребности в переселенцах с юга нет. А вот в трех основных северных регионах – Северо-Казахстанской, Павлодарской и Костанайской областях – суммарно проживает всего около 2 миллионов человек. 

При том, что СКО и Костанайская область наряду с пристоличным Акмолинским регионом являются основными житницами страны – в них ежегодно выращивается до 90% всей казахстанской пшеницы. А Павлодарская область входит в металлургический кластер страны вместе с Карагандой и Восточным Казахстаном.

Таким образом, миграционное решение проблем трех «нерезиновых» городов-миллионников Казахстана как будто лежало на поверхности – нужно было перенаправить излишний людской поток в северные регионы. Государство занялось этим в 2016 году, когда была принята программа трудовой занятости «Енбек» (в переводе на русский – «труд»). 

Согласно планам, с 2017-го по 2021-й год включительно предполагалось поддержать переезд 59 тысяч семей или около 2 миллионов человек из трудоизбыточных южных регионов в незаселенные северные области. Учитывая, что все население Казахстана только в прошлом году перевалило за отметку 19 миллионов человек.

Переселение фактически десятой его части было сопоставимо со столыпинской аграрной реформой прошлого столетия, когда более 3 миллионов крестьян из центральной части России отправились возделывать землю в Сибирь и в тот же Северный Казахстан.

Условия переселения «по-казахстански» казались куда привлекательней столыпинских – в начале XX столетия переселенцам обещали только земельный надел на новом месте жительства за Уралом.

Господдержка участников программы «Енбек» включала в себя предоставление субсидий на переезд, возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг в течение первых 12 месяцев жизни на новом месте. В рамках программы также предусматривалось предоставление в безвозмездное пользование земельных участков для тех, кто захотел бы трудиться на севере в аграрном секторе и обучение и переквалификация для тех, кто выбрал промышленный сектор. 

Был предусмотрен «пряник» и для работодателя: государство заявило о готовности частично субсидировать оплату труда переселенцев в течение того же первого года их работы на новом месте.

Все выглядело красиво на бумаге, но в итоге переплюнуть Петра Аркадьевича Столыпина не получилось. В Казахстане по данной программе за пять лет из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы были переселены всего около 34 тысяч человек. 

Из них трудоспособного возраста – около 17 тысяч, а устроить на работу удалось только 76% этих людей.

Порядка 600 семей или около 2 тысяч человек не прижились на новом месте жительства и вернулись в свои регионы. Провал был обусловлен тем, что финансирование программы осуществлялось из местных бюджетов.

«В рамках проекта реализовывался механизм, когда акиматы на местном рынке недвижимости выкупали на свой баланс готовое жилье и в последующем предоставляли его переселенцам в качестве арендного, – говорит директор департамента занятости населения казахстанского Минтруда Руслан Тлеубаев. – По качеству приобретаемого жилья в Северо-Казахстанской области были многочисленные нарекания, в основном на холод. В рамках мониторинга изучения ситуации нашим министерством в течение 2021 года было организовано несколько выездов в этот регион. В рамках предоставляемых гарантий, а также силами местных исполнительных органов были проведены ремонтные работы по устранению тех нарушений и недостатков, которые были указаны переселенцами», – добавил он.

Альтернативы столице – нет

Квартиры переселенцам утеплили, однако осадок остался, и сарафанное радио свое дело сделало: после фиаско с жильем в СКО количество желающих перебираться из теплых южных регионов в холодные северные резко поубавилось. 

Работодатели также столкнулись с проблемой по субсидированию части заработка переселенцев. Нацпалата «Атамекен», исследовавшая этот вопрос, подняла шум, выяснив, что соответствующие средства направлялись на поддержку малого и среднего бизнеса, аффилированного с местными чиновниками, но переселенцев на работу не бравшего. 

Вишенкой на торте стала ситуация, когда в северных регионах переселенцам, обучавшимся за счет государства азам автосборки, предложили в итоге вернуться на землю в буквальном смысле этого слова – стать разнорабочими в аграрном кооперативе.

В итоге первый переселенческий «блин» в Казахстане вышел таким комом, что становится ясно, почему аким столицы решил вдруг вернуться к этой теме. При всем богатстве выбора и малозаселенности северных регионов страны, альтернативы Нур-Султану и Алматы, похоже, в ближайшее время у внутренних трудовых мигрантов просто не будет. 

Так, средняя зарплата в столице составляет 366,5 тысячи тенге ($774 по нынешнему курсу), в Алматы – 327,5 тысячи ($693), а в Северо-Казахстанской области, куда особенно активно пытались последние пять лет переселить уроженцев юга, средняя зарплата сейчас равна 203,3 тысячи тенге ($430). Это самый низкий показатель среди всех регионов страны, в том числе и тех, за счет которых предполагалось увеличить население СКО.

Впрочем, учитывая то, что показатели средней зарплаты в Алматинской (230 тысяч тенге), Жамбылской (219 тысяч) и Туркестанской (226 тысяч) областях ненамного выше, чем в СКО, двум столицам Казахстана, бывшей и нынешней, предстоит и дальше принимать новых переселенцев. Причем не особо рассчитывая на помощь третьего «миллионника», Шымкента, средняя зарплата в котором, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, недалеко ушла от СКО – 216,8 тысячи тенге. 

Поделиться: