Казнет накрыл онлайн-обучение?

Дата:
Автор: Егор Васильев
Казнет накрыл онлайн-обучение?

В Казахстане пробные онлайн-уроки, в том числе и на обсуждаемой в соцсетях платформе Zoom, показали неприменимость стримингов для обучения в стране – программы просто «легли» под наплывом казахстанских школьников 1 апреля. Министерство образования и науки РК (МОН РК) заявило, что существующая мощность внутреннего интернета «не тянет» такой наплыв учащихся в сети одновременно. В ответ на это многие эксперты посоветовали ведомству дорабатывать собственные образовательные ресурсы, а не делать выводы о характеристиках всей магистральной сети.

Дата для пробного онлайн-урока в Казахстане была выбрана оригинальная – 1 апреля. День, который, как известно, негласно считается на постсоветском пространстве Днем дурака. Дата себя оправдала – образовательные онлайн-стриминги, мягко говоря, не задались с самого начала: тот же пробный урок через мессенджер Zoom закончился тем, что сервис просто «лег». Разработчики американского мессенджера претензий к казахстанским школьникам не предъявляли, хотя такой наплыв пользователей из одной географической точки земного шара в одно и то же время зачастую характеризуется IT-системами как хакерская атака с целью обрушить ресурс.

Зато претензии предъявил министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов, причем не к американскому ресурсу, а к казахстанским провайдерам. Через два дня после провала стримингов глава Минобра заявил о недостаточной мощности казахстанского сегмента сети Интернет для организации дистанционного обучения.

«Мы увидели, что многие родители не могли подключиться, или во время подключения обрывалась связь. Многие школы тоже не могли подключиться, в том числе были разные другие проблемные вопросы. Мы видим, что интернет в нашей стране не приспособлен, чтобы 2,5 миллиона детей обучались через онлайн-системы», – сказал Аймагамбетов на брифинге 3 апреля.

Почему IT-шники восприняли заявления министра в штыки

Казахстан находится на почти полной «дистанционке» с 16 марта: именно с этого дня в стране объявлен режим чрезвычайного положения (ЧП), при котором около 70% трудящихся было отправлено на дистанционный режим работы. При этом в трех городах с миллионным населением – Нур-Султане, Алматы и Шымкенте – был объявлен полный карантин из-за большого количества случаев COVID-19, то есть в них практически все население круглосуточно находится дома.

Помимо этого, с середины марта на дистанционное обучение перешли студенты всех вузов и колледжей страны. В результате объем потребления трафика в Казахстане в первой декаде марта, когда на «дистанционку» переводились только отдельные категории работников, вырос на 5%, а к началу апреля, когда дома «засела» практически вся страна, по данным АО «Казахтелеком», вырос на 20% по сравнению с обычной нагрузкой. Тем не менее вплоть до первоапрельского пробного онлайн-урока претензий к Казнету ни у кого в стране не было.

«Мне непонятны обвинения Министерства образования и науки в адрес операторов связи в том, что, как говорит министр, «наш Интернет не тянет», – говорит председатель правления Международной ассоциации кабельных операторов «Азия» Антон Шин. 

– Это несправедливые обвинения: не работают только отдельные сегменты, в частности, образовательные платформы. Это говорит о том, что сеть в целом находится во вполне рабочем состоянии, и валить все проблемы на операторов связи – это либо от непрофессионализма, либо от незнания», – добавляет эксперт, аргументируя, что проблем с работой YouTube, Facebook, Gmail у пользователей в РК нет и не было, хотя ресурсы регулярно посещает огромное число людей.

Zoom был обречен на провал

Логика эксперта проста – если мессенджеры и подавляющая часть интернет-ресурсов в стране работают нормально при повышенных нагрузках, то проблема заключается не в инфраструктуре связи, а в неработоспособности конкретных интернет-платформ. 

Идею же провести пробный урок через Zoom сам Шин считает заранее обреченной на провал, поскольку разработчики менеджера еще в марте жаловались на проблемы с критичным для ресурса наплывом пользователей, в месяц – 200 млн пользователей на платформе.

«Использование Zoom резко возросло – намного превосходя то, что мы ожидали, когда впервые объявили о своем желании помочь в конце февраля. Более 90 тысяч школ в 20 странах обратились к нам с предложением помочь детям продолжить обучение в дистанционном режиме», – говорится в сообщении Zoom.

Впрочем, считает Шин, проблемы у казахстанских пользователей с Zoom возникли бы и в том случае, если бы и не было 200 миллионов «конкурентов» из других стран. Проблема в «прописке» сервиса, вернее, в количестве пограничных переходов, которые приходится использовать, гоняя сигнал, грубо говоря, от казахстанского учителя к казахстанскому ученику через всю Европу и США и обратно. 

При такой технической организации онлайн-урока «картинка» неизбежно будет подвисать и прерываться – выход эксперты видят в локализации образовательного трафика в Казахстане, и для этого вся необходимая инфраструктура у казахстанских операторов связи есть, несмотря на заявления должностных лиц о том, что интернет в стране «не тянет».

«Казахтелеком»: Казнет «тянет» с запасом

Крупнейший телекоммуникационный оператор страны – АО «Казахтелеком» – в прямую полемику с главой МОН пока не вступает, но косвенно опровергает высказывания о неспособности отечественных операторов связи обеспечить нужный объем трафика.

«Еще в начале марта «Казахтелеком» нарастил пропускные способности канала доступа к сети интернет для провайдера «Сеть Казахстан» на 30%, – утверждает главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов. 

Иными словами, проблема с организацией онлайн-образования в Казахстане сводится не к пропускной способности интернета, а к тому, что в стране так и не было создано внутренней платформы, которая позволила бы казахстанским школьникам и учителям «коннектиться» внутри страны без выхода на зарубежные сервера. Хотя министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности страны Аскар Жумагалиев и утверждает, что такие платформы есть. Их просто надо «чуть-чуть» доработать, что в условиях ЧП весьма проблематично.

До появления используемых сегодня Kundelik и Bilimal.kz в Казахстане пытались развернуть проект электронного обучения E-learning стоимостью 35 миллиардов тенге вложений из бюджета, который в 2015 году был признан неэффективным. 

На смену пришел проект в форме государственно-частного партнерства – «Кунделик», в который было инвестировано 5,8 миллиарда тенге частных вложений, и который намеревался «отбивать» инвестиции за счет размещения рекламных объявлений и предоставления дополнительных платных необязательных образовательных сервисов и услуг. 

В первый день полноценного дистанционного обучения, 6 апреля, в системе Kundelik.kz, по данным министерства образования, было зарегистрировано 2,2 миллиона уникальных пользователей, что, по мнению Аймагамбетова, говорит о дееспособности этой системы. Правда, вновь не обошлось без технических неувязок.

Дистанционка окажется под прицелом после карантина

«По работе Kundelik.kz сегодня (6 апреля – прим. авт.) два раза были нарекания, сбои. Но наши технические службы вовремя отреагировали, все неполадки были своевременно устранены», – отметил глава МОН. 

Одновременно в Казахстане выбраны и несколько альтернативных вариантов обучения – через телевидение и радио. Но понятно, что «живого» контакта с учителем, хотя бы через интернет, они не заменят.

Очевидно, что организация дистанционного обучения после окончания карантина и ослабления режима ЧП в Казахстане станет одним из главных вопросов для казахстанских властей. Равно как и качество сайтов, к разработке и эксплуатации которых имеют отношение государственные органы. 

В конце прошлой недели не выдержал нагрузки в первый же день своей работы специальный сайт для получения социальной выплаты в размере 42 тысячи 500 тенге в связи с потерей дохода во время чрезвычайного положения в стране, 42500.enbek.kz. Учитывая, что жалобы и комментарии по этому поводу в мессенджерах пользователи сайта имели возможность размещать без помех, обвиняемый во всех бедах интернет тут тоже был ни при чем... 


ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.    



Теги: Казахстан

Поделиться:

Яндекс.Метрика