Дефицит воды в Казахстане: откуда брать ресурсы?

Дата:
Автор: Егор Васильев
Дефицит воды в Казахстане: откуда брать ресурсы?

По оценкам экспертов, в Казахстане к 2040 году ожидается рост водопотребления на 56%. Основная доля  67% всей потребляемой воды, приходится на сельское хозяйство, которое занимает важное место в экономике страны. Хватит ли воды на реализацию всех поставленных задач, и как уже сегодня стране начать решать вопрос водообеспечения при явной ограниченности ресурсов – специально для ИАЦ МГУ разбирается Егор Васильев. 

Летом 2019 года, только созданному министерству экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана поручили разработать государственную программу по управлению водными ресурсами до 2030 года.

Концепция этого документа была одобрена кабмином уже 21 января 2020 года. Основными направлениями стали – международное сотрудничество, обновление правовой базы, институциональное реформирование, модернизация и реконструкция водохозяйственной инфраструктуры, изучение международного передового опыта по созданию рынка воды, цифровизация водного хозяйства, внедрение проекта Smart Water, экологически оптимальное использование водных ресурсов, подготовка специалистов водной отрасли с современными навыками и реализация важных национальных водных проектов. Но хватит ли запланированных мер?

Что мешает рациональному водопотреблению?

По сведениям министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева, озвученным 29 января, ежегодные поверхностные водные ресурсы Казахстана составляют около 100 куб км, из них более 44% формируются за пределами страны.

Снимок экрана 2020-02-03 в 9.47.09.png

При увеличении водопотребления более чем на 50% в течении последующих 20 лет рассчитывать на увеличение стока по трансграничным рекам Казахстану не придется. Соответственно, выход из ситуации власти видят во внутренней экономии и в открытии новых месторождений подземных вод

В прошлом году, по сведениям вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Санжара Жаркешева, в Казахстане было открыто 8 новых месторождений подводных вод, но покрыть растущие запросы населения и сельского хозяйства как крупнейшего потребителя воды, геологоразведка не в состоянии. Хотя бы потому, что на поиски воды в стране направляется гораздо меньший объем инвестиций, чем на поиски других полезных ископаемых: в 2019 году в разведку источников подземных вод было инвестировано всего 200 млн тенге, против 34 млрд тенге инвестиций в разведку твердых полезных ископаемых и 134 млрд тенге инвестиций в углеводородные изыскания.

Такой инвестиционный перекос обусловлен тарифами в области водообеспечения. По словам другого вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Сергея Громова, тарифные ограничения, привели к тому, что даже у государственной компании «Казводхоз» в прошлом году возникли трудности с возвратом части заемных средств, предоставленных международными финансовыми организациями. Частники по этой причине просто не хотят входить в подобные проекты. Единственный выход - увеличение тарифов для всех категорий потребителей.

Китай считает: Казахстану воды достаточно

Еще одной насущной проблемой в сфере водообеспечения, связанной с сельским хозяйством, является восстановление ирригационной инфраструктуры. В 2017-2018 гг. в стране восстановлена ирригационная инфраструктура на площади 80 тыс. га, в 2019 г. по плану планировалось восстановить 124 тыс.га - фактически же восстановлено лишь 66 тыс.га.

Недоработки связаны с трудностью получении софинансирования из республиканского бюджета для привлечения средств международных финансовых организаций, - признал вице-министр экологии.

Вести работы по восстановлению систем ирригации на орошаемых землях предлагается с учетом применения водосберегающих технологий. Акиматы же должны брать на себя обязательства по приходу на восстановленные орошаемые земли фермеров, иначе деньги, направленные на восстановление, просто уходят в песок.

Игнорирование восстановленных земель казахстанскими фермерами приводит к тому, что Китай получает возможность обоснованно уменьшать сток общих с Казахстаном рек (поскольку Казахстан находится в низовьях ряда рек, берущих истоки в Поднебесной).

«Мы с китайцами за каждый пункт соглашения цепляемся и бьемся, а потом акиматы нам говорят, что у них не находится желающих фермеров работать на этих землях», - добавляет вице-министр.

Потому особое внимание акиматам Алматинской и Восточно-Казахстанской области необходимо обратить на развитие орошаемого земледелия в бассейнах рек Ертис (Иртыш – прим.), Или, Сумбе и Емель.

По этой же самой причине не работает на полную мощность канал имени Каныша Сатпаева, который отводит часть воды из Иртыша в центральные районы Казахстана – в Карагандинскую и Акмолинскую области. Проектная мощность этого канала позволяет орошать до 100 тыс. га, в настоящее же время вдоль него используется только 8 тыс. га орошаемых земель. В связи с чем, акиматам Павлодарской и Карагандинской областей Минэкологии настоятельно рекомендует заняться развитием орошаемого земледелия в зоне действия данного канала.

Центральноазиатские соседи: воды хватит на всех? 

Проблемы трансграничного стока у Казахстана существуют не только с Китаем: в сотрудничестве со странами Центральной Азии по бассейну реки Сырдарья Нур-Султан беспокоит режим работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ. Ежегодно в вегетационный период проблемой является недополучение казахстанской стороной в полном объеме поливной воды, сбрасываемой из Токтогульского водохранилища, в том числе - за счет приема электроэнергии казахстанской стороной. Поступление воды на территорию Казахстана зависит от транзита через Узбекистан, где порой самовольно производится изъятие дополнительного объема воды, что периодически повторяется в течение многих лет.

«Мы на встречах с узбекской стороной занимаем бескомпромиссную позицию, поскольку мы расположены все-таки в низовьях этих рек. Надеемся, что с учетом водности этого года южные фермеры будут получать достаточное количество воды», – говорит Громов.

В сотрудничестве Казахстана с Кыргызской Республикой по рекам Шу и Таласосновной проблемой является систематическое несоблюдение кыргызской стороной согласованных графиков подачи воды по водохозяйственным каналам межгосударственного пользования в бассейне реки Шу.

Так, в прошлом году, Казахстану удалось добиться поступления всего в 64 % поливной воды от планового графика. Эти проблемы подтолкнули Нур-Султан к строительству новых водохранилищ: в концепции программы управления ресурсами говорится о намерении строительства новых водохранилищ, которые давали бы стране запас накопленных во время весенних паводков 5-7 куб км воды ежегодно.

Однако даже при доведении объема используемых подземных вод до 15 куб км в год, прирост не покроет полностью озвученный министром экологии запрос на увеличение водопотребления на 56% к 2040 году. Так что вслед за госпрограммой управления водными ресурсами до 2030 года должен последовать документ, рассчитанный на более длительный период. 

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

Теги: Казахстан

Поделиться: