Д. Сулеев: Судьба казахстанской печати в том, что будет в головах у журналистов нового поколения, у руководителей государства нового поколения

Дата:
Автор: Джанибек Сулеев
Д. Сулеев: Судьба казахстанской печати в том, что будет в головах у журналистов нового поколения, у руководителей государства нового поколения
В Алматы завершил работу медиафорум: «Информационный образ Большой Евразии: роль медиа в формировании будущего Евразийского пространства». Организаторами мероприятия выступили Политологический центр «Север-Юг», ЦАИ «Евразийский мониторинг», ИАЦ МГУ и экспертный клуб «Урал-Евразия». На полях Форума политический обозреватель ИАЦ Никита Власов встретился с одним из родоначальников казахстанской интернет-журналистки Джанибеком Сулеевым.

- На многих дискуссионных площадках по-прежнему обсуждается вопрос о равенстве между блогерами и журналистами. Ваша оценка этой темы.

- Очень обширная тема. Но думаю все упирается в возникновение гаджетов, помогающих коммутации, точнее, упрощающей ее до невиданных ранее возможностей, а также в возникновение новых медиа, прежде всего в Интернете, бурное развитие социальной сетей и, в свою очередь, вылупление из ее недр блогосферы.

Это похоже на то, как было изобретена атомное оружие и начался процесс его распространения. Сначала им чуть было не стала обладать фашистская Германия. Но не успела и ее разработками воспользовалась Америка, и тут же СССР стибрил заготовку у Штатов… Какое-то время они были единственными обладателями, но в гонку включились демографические гиганты планеты Китай и Индия, маленький, но удаленький Израиль, древний Иран.

А теперь карманную «грязную» бомбу с размером с обыкновенный кейс или клач, который может уничтожить пол-Нью-Йорка или пол-Токио, может соорудить даже не Северная Корея, а какой-нибудь транснациональный криминальный синдикат…

Информация перестала быть прерогативой только СМИ или официальных структур – теперь оснащенный всеми видами передающей техники, камерами, осведомителями круглосуточный новостной канал СNN может проиграть в эксклюзивности случайному прохожему, который на Айфон снимет неожиданный сюжет и станет информационным королем дня. 

Конечно, блогерство, это несколько иной формат, здесь не обязательно должна быть сногсшибающая новость.  Тут упор идет на контент. А контент он и в Африке контент. Если контент интересен, чем-то ценен, потребитель, пусть он даже является профессиональным журналистом, не будет вникать, кто  его сотворил, верно же? Другой разговор, что таких заметных откровений крайне мало, как, впрочем, и в журналистском цеху. Заметных текстов лично для меня откровенно не хватает, поэтому невольно их начинаешь искать за пределами казахских блогосферы и медиа.  В этом смысле страшно завидую людям, понимающим любой из европейских языков и прежде всего – английский.

Есть еще одна заметная вещь, касаемо блогеров: речь идет об ответственности. Как только столкнулся въяве с этим феноменом, сразу отметил для себя, что с этой категорией у большинства блогеров «проблем нет».  Они за предоставленную информацию, за ее интерпретацию несут ответственности в разы меньше того, что несет на своих плечах традиционный журналист. Тем более, какой-то нежелательный или ошибочный (допустим, отсутствие фактчекинга) материал, или, как они называют «пост» можно быстро снести. А потом иди и доказывай им что-то со скриншотом на руках.

Вместе с тем, я против таких формулировок, что в лице блогеров в текстовое, информационное, медийное пространство вламываются «непрофессионалы». НО, с другой стороны гран истины в этом утверждении есть. Если говорить о Казахстане, то у нас  по-гамбургскому счету, давно и практически везде правят бал именно что «непрофессионалы» своего дела. 

Более того, ведь у нас появились блогеры, которые на самом то деле являлись довольно профессиональными и известными журналистами, газетчиками, т.е. «солью профессии» (газетные журналисты всегда традиционно свысока относились к коллегам с ТВ). Однако став записными блогерами, они во многом превратились в каких-то оголтелых пропагандистов (ну и иногда и критиков!) тех или иных властных персон, тех или иных министерств, корпораций, ведомств и просто политических установок, заказов. Причем делают это очень просто, незамысловато и грубо говоря, делают это очень топорно!

И когда с одной стороны идет грубоватость, мягко говоря, стиля от оппозиции, допустим, от того же Аблязова и тут же идет ну в точь-точь такая же ответная волна …да еще подчеркнуто «блогерская» (сиречь «независимая») становится смешно, а местами – грустно… Почему? Я уже пожилой почти человек, член еще Союза Журналистов исчезнувшего СССР и нахожусь можно сказать почти вне профессии. Но слава Аллаху, остатки критического мышления я сохранил, и мой скептицизм дает мне реальную картинку состояния дел.

Вот, допустим, мне грустно не от этих досужих  разговоров и вердиктов о том, что традиционной журналистике нет места, ей общество не доверяет…

Пусть будет так, хотя можно и поспорить. Вопрос в другом – а что, казахстанские блогеры, эти интернет-коммивояжеры рекламирующие черт те что и защищающие невесть кого, они что, сотворили революцию с общественным мнением, или принесли существенную пользу обществу, так сказать, подняв на ранее невиданную высоту ту же пресловутую «свободу слова»? Да нет конечно же… Классический случай, когда хотят виртуально поменять шило на мыло. И потом Интернет принес и общую беду: человек находится под всё умножающимся объемом подчас ненужной, фейковой и агрессивной по своей природе информации.  Это своеобразный и беспощадный пресс, иногда банально изматывающий человеческую психику. Такова плата за инновации в сфере коммуникации…  

- Какой способ получения информации наиболее значим для казахстанской аудитории – ТВ-контент или интернет.

- Учитывая, что половина титульной нации по-прежнему проживает вне больших городов, в сельской местности, то ТВ-контент еще долго будет в приоритете. Даже если представить себе чудесную ситуацию, что в самый дальний аул завтра придет широкополосный Интернет (а этого еще долго ждать…), что сельские молодежь будет вся оснащена лучшим образцами гаджетов ведущих корпораций, телевизор просто так не сдаст своих позиций. Телесериал, переведенный или изначально сделанный на казахском языке, ток-шоу, детские передачи и мультфильмы (все таки их удобнее смотреть на «большом экране» и коллективно – а на селе еще живут коллективом-родом-кланом-семьей…), новости, причем самые что ни на есть паркетные, в кадре которых Назарбаев встречает, провожает какого-то иностранца, что то там где-то говорит-вещает, такой же паркет про областное начальство и пр. будет привлекать внимание сельского населения!

Ну еще как минимум лет 10. На самом деле это огромный срок для современного, быстро меняющегося мира. Дальше заглядывать не буду. А для остального населения, которое сосредоточено в городах будет править свой бал, до победного конца, уже только Интернет.

- Ваш прогноз в отношении казахстанских печатных СМИ какая судьба ждёт эти издания в ближайшие 4-5 лет?

- На дворе бушует цифровая революция. Этот банальная констатация факта открывает небанальные возможности для высших форм журналистики. А любая журналистика, блогерство и даже т.н. ТВ-журналистика начинается с текста. Воистину – сначала было Слово.  Уже не обязательно его наносить на какой-то, простите за очередную тафтологию, носитель. Оно должно быть в голове. Оно должно быть проартикулированно машине, роботу-компьютеру. И после чего начнется воплощение некой идеи, проекта и т.п.

Но это должна быть стоящая мысль, стоящий проект.  Судьба казахстанской печати в том. что будет в головах у журналистов нового поколения, у руководителей государства нового поколения… Если это будет труха, то повторится старая история – провинциализм, вторичность и сумеречный  путь в борозде проложенной той же самой российской журналистикой и медийной индустрией. Только копия всегда уступает оригиналу…

Учитывая, что за эти годы ярких вспышек было мало, а их периодичность становилась все  реже и реже, то ожидаю… ничего позитивного.

Первая часть: https://ia-centr.ru/experts/dzhanibek-suleev/d-suleev-kazakhstanskie-smi-vechnaya-provintsialnost-i-...

Поделиться: