Названы самые инвестиционно привлекательные страны Центральной Азии и Южного Кавказа

Дата:
Автор: Дмитрий Чулков
Названы самые инвестиционно привлекательные страны Центральной Азии и Южного Кавказа

Казахстан и Узбекистан вошли в тройку лидеров исследования «Карта инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа 2020» с точки зрения инвестиционной привлекательности, условий ведения бизнеса, политической устойчивости и гарантий защиты прав инвесторов. Соответствующее исследование опубликовано на сайте экспертного центра «Евразийское развитие» (Expert Center Eurasian Development), проанализировавшего позиции стран евразийского пространства в различных мировых рейтингах, а также их законодательную базу и опыт конкретных инвестиционных проектов. 

Итоговый рейтинг стран Центральной Азии и Южного Кавказа на карте

карта.png

Сравнение происходило по следующим направлениям и измерялось по 5-балльной шкале:

Позиции в международных инвестиционно-кредитных рейтингах

По данному направлению у Казахстана и Азербайджана на данный момент наблюдается самая лучшая в регионе почва для любых инвестиционных агентств. Их рейтинг кредитных агентств, среди которых Moody’s, Fitch и Standart&Poor’s, составляет 5 и 4,5 пунктов. Позитивную динамику имеют также Узбекистан (3,5) и Грузия (4). Кыргызстан (2,5) и Таджикистан (2) занимают сравнительно низкие позиции. По Туркменистану рейтинга нет, поскольку предоставляемая из этой страны информация не соответствует действительности.

Что касается индекса восприятия коррупции Transparency International, то здесь у всех стран все ещё низкие места (от 100 до 130), за исключением Грузии. Эксперты полагают, что этой стране зачастую ставят в рейтингах большие значения ввиду ее прозападного курса.

В рейтинге Doing Business, который анализирует степень сложности открытия бизнеса и различия налоговой системы, Грузия вообще заняла 7-е место в мире, обогнав США. Достойные позиции имеют такие страны, как Казахстан и Азербайджан. У остальных стран – существенное ухудшение. Так, показатель Узбекистана «упал» со 156-го места на 179-е.

Макроэкономические показатели

Что касается макроэкономических показателей, то исследуемые страны по-прежнему не выходят за рамки своих регионов в аспекте экспорта и импорта. Лучшие позиции с точки зрения развития экономики и емкости рынка, покупательной способности, а также внешней торговли у Казахстана (5) и Азербайджана (3,83). Достойные в исследуемой группе позиции у Узбекистана (3,5), за счет большого населения, составившего по данным на октябрь 2019 года 33,7 миллиона граждан. Кроме того, сказывается положительный характер трехгодовых реформ, позволивших диверсифицировать экономику Республики. КазахстануУзбекистану и Азербайджану удалось также сделать положительным сальдо торговли. Стоит отметить, что неплохое место в категории у Туркменистана (3), четвертой страны в мире по запасам природного газа.

Транспортная доступность

В этой категории анализировались такие характеристики, как удаленность от мировых рынков и развитость транспортной инфраструктуры, которые являются важным индикатором инвестиционной активности любого государства. Логично, что в данном случае преимущества имеют крупные страны, а также государства с выгодным геополитическим расположением, такие как Казахстан (4,25) и Азербайджан (4,5).

Отдельно стоит отметить успехи Казахстана в связи с активной включенностью Республики в проект «Один пояс – один путь», а также Узбекистана (4), развивающего на своей территории автомобильные и железные дороги. Ключевая проблема Ташкента заключается в том, что дальнейшее развитие многих транспортных артерий «упирается» в границы, а страны-соседи не всегда имеют схожие с Узбекистаном интересы. Что касается Кыргызстана (3) и Таджикистана (2,5), то этим странам из-за их положения вопрос логистики дается наиболее тяжело.

Программы по экономическому развитию и реформированию

Наличие утвержденных правительством программ экономического развития, стратегий экономического роста, степень их проработанности являются важным сигналом для инвесторов. В данном вопросе с лучшей позиции показал себя Казахстан (4,25), имеющий огромное количество таких программ, которые, однако, зачастую не имеют промежуточных показателей, важных для понимания того, насколько результативной оказалась та или иная программа. С таким же значением Узбекистан (4,25), сделавший в последние годы мощный рывок, переняв удачный опыт у Казахстана и дополнив четкими показателями. В Кыргызстане (2,5) программ принимается тоже немало, однако существенные проблемы имеются в сфере их реализации. Основная проблема Таджикистана (2,25) – не проработанность стратегий развития. Наихудшую строчку не в первый раз занял Туркменистан (1,5), в котором наблюдается как общий дефицит программ, так и малое число удачно реализованных начинаний.

Политическая стабильность

Преимущества при оценке политических рисков опять же имеют крупные региональные игроки – Узбекистан (4,75), Азербайджан (4,25), Казахстан (4) и Таджикистан (3,25). Любопытно, что Узбекистан в данном случае обогнал Казахстан. Существенная проблема Нур-Султана – двоевластие, многим непонятно, сможет ли страна в дальнейшем поддерживать баланс сил. Позиции Кыргызстана (3) существенно пошатнули предстоящие парламентские выборы и референдум об изменении конституции.

Инвестиционная политика

Существенным фактором для оценки инвестиционной привлекательности является оценка проработанности законодательства по защите прав инвестиций, регулированию работы иностранных инвесторов в стране, а также наличие институтов по защите прав и интересов инвесторов в стране. Согласно результатам центра ECED, у всех стран исследуемых регионов наблюдается позитивная динамика в данном случае в связи с заимствованием ими лучших мировых практик. Так, в Казахстане (4,25) и Узбекистане (4,25) указанные институты работают системно, а также имеется существенная юридическая и налоговая поддержка.

Инвестиционные риски

В этой категории исследовались степень проработанности законодательства о защите прав собственности и инвесторов, а также практики реальных кейсов при работе иностранных инвесторов. В тройке лидеров здесь Казахстан со значительной долью энергетического сектора и возможностями поиска компромисса, Азербайджан и Грузия. Узбекистан на четвертном месте.

Взаимодействие с ЕАЭС

Исследуемые страны евразийского пространства не настолько самостоятельны для того, чтобы быть достаточно привлекательными для иностранных инвесторов. Их возможности растут в доказавших свою эффективность экономических союзах, ключевой из которых – ЕАЭС. Так, вступивший в Союз Кыргызстан получил доступ к рынку с населением свыше 180 млн. человек и уже пять лет его осваивает. Особенно позитивным является то, что у ЕАЭС есть механизмы по поддержанию новых членов.

Картина в целом

Исследование приходит к выводу, что республикам за 29 лет с момента получения независимости не удалось достичь серьезных успехов в создании конкурентной, открытой и диверсифицированной экономики, подкрепленной работающей системой защиты частной собственности и прав инвесторов. Более того, указанные страны не ставили перед собой подобных задач, а с самого провозглашения независимости максимально использовали промышленное наследие Советского Союза. 

Однако экономический опыт отдельных стран, а именно КазахстанаУзбекистана и Азербайджана можно назвать более удачным. Кроме того, как Центральная Азия, так и Южный Кавказ, несмотря на определенные географические ограничения, становятся все более инвестиционно-привлекательными рынками. Росту интереса инвесторов к странам Центральной Азии и Южного Кавказа способствует системное развитие региональных интеграционных проектов, а также транспортной инфраструктуры в рамках ряда крупных проектов, таких как «Экономический пояс Шелкового Пути», «Южный энергетический коридор», «Север-Юг», ТРАСЕКА и др.

Информация получена в ходе онлайн-презентации, проведенной кандидатом исторических наук, руководителем аналитической группы Института востоковедения РАН, исполнительным партнером аналитического агентства ECED и экспертом Валдайского Клуба Станиславом ПРИТЧИНЫМ.

Подробнее о целях доклада или о возможностях экспертной консультации можно узнать по ссылке

Экспертный центр «Евразийское развитие» (Expert Center Eurasian Development или ECED) был основан в 2013 году и объединяет команду ведущих экспертов в России, странах постсоветского пространства, Турции и Иране. Центр оказывает услуги как специализированное агентство по политическому и инвестиционному консультированию и сопровождению проектов в регионе.

 

Поделиться: