Кривошеев: Почему Комитет гражданской авиации РК блокирует работу центра по подготовке пилотов?

Дата:
Автор: Денис Кривошеев
Кривошеев: Почему Комитет гражданской авиации РК блокирует работу центра по подготовке пилотов?

Сегодня вокруг подготовки пилотов в казахстанском учебном центре академии гражданской авиации разворачивается скандал с участием Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК. Очевидно, что ситуация требует разъяснений.

В 2015 году в Казахстане был создан Авиационный учебный центр Training center Part-FCL. Его учредителями стали АО «Академия гражданской авиации» и иностранный инвестор, форма собственности была обозначена как совместное предприятие. Академия предоставила учебные аудитории, были куплены шесть однодвигательных и один двухдвигательный самолет, а так же тренажерный комплекс Boeing 737 NG и Airbus A320.

Инвесторы построили два ангара для хранения и технического обслуживания самолетов в аэропорту «Боралдай», была открыта и сертифицирована по европейским требованиям Part-145 организация по техническому обслуживанию, предоставлен инструкторский состав.

За три года работы учебного центра студенты налетали более 20 тыс. часов. Было подготовлено 130 пилотов, работающих сегодня в отрасли. Важно отметить, что обучение лётному делу является опасной сферой деятельности, поскольку самолетом управляют неопытные студенты. Статистика авиационных катастроф с человеческими жертвами при выполнении учебно-тренировочных полетов выглядит устрашающе. Так в 2017 году в мире погибло 91 человек в таких учебных заведениях как Egyptian Aviation Academy, SpringBank Airtraining College, Sunrise Aviation Academy, National Flying Training Institute Gondia и этот список можно продолжить. В 2018 году в различных учебных центрах погибло 48 человек.

Подобная катастрофа в прошлом году произошла и в Казахстане. Во время выполнения учебно-тренировочного задания воздушное судно Tecnam-2002 упало в двух километрах от аэродрома Азем. Погиб курсант и инструктор. При всем трагизме ситуации нигде в мире после таких инцидентов учебные центры не закрывают. Да, проводятся расследования, делаются выводы, наказываются виновные, но полеты продолжаются.

В случае с учебным центром Training center Part-FCL все произошло иначе. Казахстанский Комитет гражданской авиации МИР РК без предписаний и проверок остановил работу учебного центра, прислав простую радиограмму от имени руководителя управления летной эксплуатации Комитета гражданской авиации Тоты Амировой. При этом не было предоставлено никакой сопроводительной документации, ни списка нарушений, ни сроков их устранения. Представители КГА даже не приезжали в учебный центр. При этом была остановлена даже та деятельность, которая не связана напрямую с безопасностью полетов – тренажерная и теоретическая подготовки.

Радиограмма, отправленная Амировой в главный центр организации воздушного движения с указанием запрета на выполнение всех полётов учебного центра, судя по всему, была не вполне законна. Это подтвердил межрайонный суд Астаны и состоявшееся в сентябре 2017 года заседание дисциплинарной комиссии КГА.

Отмечу, что в 2017 году в Казахстане произошел целый ряд авиационных происшествий и инцидентов, в том числе с человеческими жертвами: катастрофа ЯК-12 «КАЗАВИА», в которой погибло два человека, катастрофа АН-28 «East Wings», там было уже пять жертв, катастрофа Maule M-7. Серьезный инцидент произошел с вертолетом МИ-2 «Тянь Шань» - машина полностью сгорела, а экипаж получил серьезные ожоги.

При этом максимальной санкцией со стороны КГА в адрес указанных авиакомпаний стали приостановка эксплуатации непосредственно данных типов воздушных суден до окончания расследований. Сами авиакомпании продолжили свою деятельность. Почему же госпожа Амирова остановила работу учебного центра Training center Part-FCL и продолжает его блокировать?

Тем временем, пилоты отечественных авиакомпаний не могут пройти курсы повышения квалификации. Тренажерная подготовка студентов академии не проводится.     Учебный центр неоднократно пытался пройти повторную сертификацию. Однако после того, как нарушились все сроки со стороны КГА о направлении комиссии для сертификационного обследования, иностранный инвестор был вынужден забрать воздушные суда и тренажер. Тем временем госпожа Амирова продолжает фактически уничтожать учебное заведение, с недавних пор высказывая мнение, что пилотам высшее образование ни к чему.

Следует отметить, что Тоты Амирову как первая казахстанская женщина-пилот известна и популярна – к ее словам прислушиваются, а ее мнение считается авторитетным. Тем печальнее, что специалист, облеченный таким авторитетом, предвзято относится к некоторым представителям курируемой отрасли.

Поделиться: