Казахстан-2018: Интересы отечественного бизнеса VS международное реноме страны

Дата:
Автор: Денис Кривошеев
Казахстан-2018: Интересы отечественного бизнеса VS международное реноме страны

Крупный казахстанский бизнес за минувшие десять кризисных лет осознал себя во внутреннем пространстве страны – оценил свое место и роль в экономике, политическую ценность, а также значение в информационной повестке, научившись умело пользоваться всеми этими факторами. Сохранение рабочих мест, приоритет местного содержания, лозунг «Поддержим отечественного производителя» – все это превратилось в часть своеобразной игры, рассчитанной на внутреннего пользователя. Без громких презентаций, открытия предприятий, сдачи жилых комплексов, участков новых или отреставрированных дорог, не обходится ни один значимый праздник в Казахстане – ни День независимости, ни День рождения столицы. Но всегда ли за этой убедительными лозунгами стоит реальная экономическая целесообразность? Подчеркнем, что мы не отрицаем необходимость поддержки отечественного бизнеса, его социальную значимость – главное, чтобы при этом сохранялась честная конкуренция и открытость казахстанской экономики.

Предпринимателей, устоявших на ногах после трех девальваций, банковского кризиса 2009 и нефтяного 2015 годов, не так уж и много, но зато на них работает вся мощь государственных институтов поддержки. На особом положении гиганты, ведь куда приятнее презентовать завод или фабрику, торговый центр, наконец, чем небольшой цех или маленькое предприятие. Льготное финансирование, государственные заказы, налоговые преференции – инструментов поддержки настолько много, что бизнес стал способом натурализовать эти преференции, а не создавать продукт. При чем, стоит государству предпринять попытку сократить субсидии в целях бюджетной экономии, как в ход идут манипулятивные технологии – информационное давление, спекуляция рисками массовой безработицы и социальной нестабильности. Естественно, что после такого прессинга госорганы отыгрывают назад и возвращаются к мерам поддержки, что напоминает выплату дани.

В качестве примера можно привести недавнюю информационную кампанию, развернутую казахстанским строительным холдингом BI Group, в результате которой международные финансовые институты – Азиатский и Исламский банк развития, а также Международный и Европейский банк реконструкции и развития вместе с органами государственной власти и международными строительными компаниями, работающими в Казахстане, подверглись критике отечественных СМИ. Чтобы внести ясность напомним, что значительная часть того, что строилось и строится сегодня в Астане, возведено группой компаний BI Group. Кроме жилья и офисов, в сфере интересов холдинга инфраструктурные проекты, в том числе автомобильные дороги.

Работа в этом направлении осуществляется через группу компаний BI Road Construction, в состав которой входят два ТОО – «КАЗАХДОРСТРОЙ» и «АБК-АВТОДОР НС», у которых есть необходимые лицензии, оборудование и персонал для участия в самых крупных тендерах на строительство дорог как по государственному заказу, так и в рамках проектов с международными организациями.

Всего с 2009 по 2017 год группой компаний выполнила госзаказ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог на сумму 179,5 млрд тенге или 870 млн долларов. В минувшем году эта цифра составила 90 млрд тенге. На 2015 доля группы компаний BI Road Construction  занимала в автодорожном строительстве - 20 %, в 2017 доля контрактов холдинга в расходах бюджета на развитие дорог в республике составила 34%. Отметим, что строительство дорог в Казахстане финансируется также международными банками, их кредиты, выделенные на строительство дорог в рамках проекта «Западная Европа – Западный Китай» с 2009 по 2013 годы обеспечили группе компаний BI Road Construction выручку в 89,5 млрд тенге или 594 миллиона долларов.

Однако в последнее время BI Road Construction начал испытывать проблемы с получением подрядов в проектах, в которых задействованы международные финансовые институты. А ведь именно они сегодня являются крупнейшими финансовыми донорами и отчасти заказчиками при строительстве инфраструктурных объектов.

Напомним, что самый крупный инфраструктурный проект последнего десятилетия – казахстанский участок транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», стоимость которого составила 7,5 млрд долларов, только на 37% финансировался правительством. Остальные средства были выделены международными финансовыми организациями: Азиатский банк развития (700 млн долларов), Европейский банк реконструкции и развития (180 млн долларов), Исламский банк развития (398 млн долларов) и Международный банк реконструкции и развития (2 млрд 125 млн долларов).


Таблица расходов бюджета РК на развитие дорожной инфраструктуры (транспорт и коммуникации, млн тенге)

28236593_10156239197231940_1849981149_n.jpg


Работать с международными институтами развития крайне сложно, поскольку они предъявляют серьезные требования к наличию собственного капитала компании, ее опыту, техническим и инженерным возможностям. При этом, немаловажную роль играют и скидки, которые компании-подрядчики могут предоставить. Главными конкурентами в борьбе за участие в таких проектах являются интернациональные компании. Работая в развивающихся странах, доноры хотят иметь гарантии, что выигравшая компания выполнит свои обязательства и построенная в кредит инфраструктура будет служить долго. Во всяком случае, до полного взаиморасчета. Процедуры, квалификационные требования сотканы из прошлых ошибок и побед, и учитывают все особенности региона, в котором работает международный финансовый институт.

В середине 2017 года были проведены тендеры на проведение работ по строительству участков дорог «Актобе - Макат» и «Курты - Бурыбайтал». По результатам конкурса BI Road Construction проиграл. Скорее всего, отечественный холдинг не смог предложить цену ниже, чем конкуренты. Международные гиганты, имеющие опыт, знания и новые технологии, получили заказ на проведение этих работ. Глава холдинга BI Group Айдын Рахимбаев расценил это как дискриминацию отечественного бизнеса и развернул в социальных сетях и медиа кампанию по формированию общественного мнения. Главный тезис холдинга – защита интересов отечественного бизнеса.

Публичная часть дискуссии началась 15 ноября 2017 года в социальной сети Facebook, где Айдын Рахимбаев опубликовал текст следующего содержания: «Хочу поделиться выводами относительно сложившейся ситуации на дорожно-строительном рынке Казахстана. В марте и сентябре текущего 2017 года были разыграны тендеры на участки «АКТОБЕ‒МАКАТ» и «КУРТЫ‒БУРЫБАЙТАЛ». К сожалению, ни одна отечественная компания не смогла выдержать «конкуренцию» с иностранными компаниями такими как: TODINI (Италия), SINOHYDRO (Китай), TASYAPI (Турция), АNT (Турция), которые просто «демпинганули» и готовы работать за половину стоимости проекта. Если со скидкой в 15-20% еще можно позволить себе построить дорогу, выдерживая качество и сроки, то скидка 45-52% от стоимости контракта, которую дают иностранные компании порождает вопрос: «КАК?» И сам же на него отвечает: «Они получают гораздо более низкие проценты на кредиты (2-3%) в своей стране, чем казахстанцы (примерно 10-15%). Более того, частые девальвации в нашей стране лишь на руку иностранцам, так как они контрактуются в долларах и за счет этого остаются в плюсе, а отечественные компании такими привилегиями не награждены и имеют право контрактоваться лишь в национальной валюте».

Тему в социальных сетях подхватил председатель Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев, поддержавший казахстанского бизнесмена. 17 ноября спикер Сената написал в своем Twitter: «Указанные А. Рахимбаевым препятствия для казахстанских компаний при участии в госзакупках - серьезная проблема, требующая решения исполнительными органами при участии НПП «Атамекен». Нужно поставить нормативный заслон неоправданному демпингу».

На следующий день, 18 ноября, Рахимбаев опубликовал в своем аккаунте пост, в котором он предложил четыре базовых аргумента против демпинга иностранных компаний. В нем бизнесмен поднял вопросов о нестабильности тенге, о том, что иностранные компании после того, как выиграют тендер, привлекают местных субподрядчиков, за гораздо меньшие средства. При этом, по словам Рахимбаева, они пользуются некачественной проектно-сметной документацией и зачастую затягивают исполнения работ. Свой пост он закончил следующими словами: «…такие дорожные проекты оплачиваются казахстанскими налогоплательщиками, значит НАМИ. То есть, когда они берут тендер, мы платим за развитие ЧУЖОГО персонала, делаем им огромную прибыль в виде корпоративных налогов и увеличиваем их опыт работы. Хотя тоже самое можно делать, работая с нашими МЕСТНЫМИ компаниями – вкладывать в развитие НАШИХ профессионалов и отечественной дорожной отрасли Казахстана, не оставаясь просто на субподряде у иностранцев».

22 ноября к полемике подключился Парламент и крупнейшие республиканские телеканалы. Законодатели в пух и прах разнесли тендерную практику и заявили, что «зарубежным компаниям в Казахстане создаются привилегированные условия». Удивительно, что все это кажется парламентариям новеллой. То, что у иностранцев есть доступ к дешёвым кредитам на родине, никогда не было секретом, и это действительно позволяет снижать цены на услуги, а значит получать дополнительное преимущество перед конкурентами. Казахстанские же бизнесмены за банковские займы платят дорого. Депутаты предложили даже на законодательном уровне прописать возможность обеспечения дорожников дешевыми деньгами, правда не поясняя, откуда взять на это деньги.

В середине декабря Рахимбаев вернулся к теме тендеров и напсал гневный пост «Нигерийцы тоже будут строить дороги в Казахстане?». В нем он сообщил следующее:  «…в конце ноября прошли тендеры проектов «Актобе-Кандыагаш» и «Отар-Узынагаш». На предквалифкацию подали заявки уже 72 компании. Некоторые из них, впервые на казахстанском рынке! 85% ‒ иностранные компании из таких стран как Оман, Китай, Иран, Испания, Италия, Германия, Украина, Турция, Беларусь, и даже Нигерия…». К сожалению, информации об итогах конкурса в открытом доступе нет. Официальные данные в этом бизнесе большая редкость. Возможно, холдинг проиграл тендеры на реконструкцию указанных участков дорог.

Аргументы Рахимбаева выглядят достаточно убедительными, почему же, на мой взгляд, нельзя принимать их безоговорочно?

Утверждение о том, что у иностранных компаний есть доступ к дешёвым и длинным деньгам, что позволяет им снизить цены на услуги, в то время как отечественным предпринимателям банковские займы обходятся дорого, во многом справедливо. Но вот предложение депутатов внести изменения в законодательство и сделать деньги более доступными для отечественных дорожно-строительных компаний не выдерживает критики.

Отметим, что деньги, полученные на проект «Западная Европа - Западный Китай» - это заемные деньги, ставка по основной сумме которых составляет Libor (~2,11%) + переменный процентный спред. Казахстан нанимает зарубежные компании и платит им за оказанные услуги, при этом не несет никаких дополнительных рисков. Например, срыв проекта, спасение банка-кредитора или исполнителя тендера. Если же пойти на поддержку отечественных дорожно-строительных компаний и выдавать им «дешевые деньги», Казахстану придется изыскивать либо в бюджете, либо в Нацфонде дополнительные средства для субсидирования ставки. Что в итоге только увеличит стоимость проекта, а, следовательно, и нагрузку на бюджет.

Разумеется, будучи председателем Ассоциации застройщиков Казахстана и членом Совета предпринимателей при Президенте РК Айдын Рахимбаев располагает множеством инструментов влияния. Однако в данном случае речь идет о потере доверия и поддержки международных финансовых институтов. Это серьезный повод задуматься над тем, стоит ли защита интересов одного холдинга международного реноме страны.

Денис Кривошеев, экономический обозреватель (Астана)



Поделиться: