Эксперт из России: Токаев – президент-самурай

Дата:
Автор: Денис Борисов
Эксперт из России: Токаев – президент-самурай

1 сентября 2020 года Касым-Жормат Токаев выступит со вторым Посланием народу Казахстана. Это послание можно рассматривать как начало следующего раунда в политическом транзите Республики Казахстан, где на финишную прямую выходит электоральная гонка за парламентские кресла республиканского и регионального уровня. Перед Вторым Президентом стоит задача повторить результаты первого этапа 2019 года, когда сменился глава государства.

Предстоящее выступление будет в значительной степени коррелировать с первым Посланием 2019 года, поскольку Касым-Жомарт Токаев – это президент-самурай, у которого есть путь преемственности. «Модель Назарбаева» с Пятью институциональными реформами и Национальным планом будут оставаться в знаменателе тактики и стратегии текущего курса политических и экономических изменений

Прошедшая встреча между Назарбаевым и Токаевым накануне 1 сентября в очередной раз подтвердила значимость фабулы политического транзита в развитии страны. 

В то же время, очевидно, что современная обстановка разворачивающего мирового экономического кризиса и коронавирусная неопределённость существенно сократят конкретику экономической части Послания, и в такой обстановке хозяйственные лакуны придётся закрывать политической и социальной повесткой. Безусловно, учитывая активизацию электорального процесса, основные акценты в выступлении буду выстраиваться вокруг таких паттернов, как «конструктивный общественный диалог», «согласие и стабильность», «единство народа».

Однако ситуация 2020г. по сохранению управляемости политического процесса явно отличается от прошлого года. Если в 2019г. вопрос передачи власти обеспечивался довольно ограниченным числом личных договорённостей при непосредственном участии К-Ж. Токаева, то в казахский политический консенсус-2020 вовлечено куда большее число участников при участии действующего главы Казахстана, что существенно осложняет задачу по поддержанию искренней солидарности генеральному курсу Аккорды, особенно в разрезе «Республика – Область – Город». 

Главная задача в этом контексте – это продолжение реализации курса на обновление парламентариев и чиновников по всей структуре государственной власти. Важно отметить, что администрация президента очень внимательно подошла к подготовке первого Послания, с которым он выступил спустя 3 месяца после избрания на должность Президента. Документ чётко обозначил магистральный курс и приоритеты в развитии государства на ближайшие годы: «Наш фундаментальный принцип: успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны». 

В 2019 г. была также анонсирована последовательность политических реформ: сильный Президент – сделано; влиятельный Парламент – текущая задача; подотчётное Правительство – будущий этап транзита. 

Другими словами, руководство Казахстана очень точно определило основной политический вызов – хаотичная массовая волна антиэлитарного протеста, которая уже не реагирует на увещевания экономической стабильности, невосприимчива к традиционным пропагандистским приёмам и равнодушна к авторитетам прошлых лет. 

Но, пожалуй, более значимым стало осознание казахскими властями того факта, что эту волну нельзя остановить или пройти полумерами, но можно оседлать только новыми политическими сёрфингистами. 

В этом плане на протяжении всего первого года Президент Токаев регулярно и целенаправленно в своих публичных выступлениях и твитах продвигал тезис «Дорогу молодым», в том числе проводил институциональную работу по поиску новых деятелей в рамках Национального совета общественного доверия, а также за ушедший год увели в тень ряд политических тяжеловесов казахского истеблишмента.   

В то же время задача формирования сильного Парламента упирается в легитимность предстоящих выборов, которую в западных демократиях привычно реализуют через конкурентную многопартийную борьбу, но это явно не является адекватным вариантом для постсоветского пространства, где, по объективным причинам, пока мало оснований говорить о традициях парламентаризма, скорее о поветриях. 

Поэтому закономерным решением стала ставка Аккорды на реформирование единственного партийного института – партии «Нур Отан», на которую возложена задача по обеспечению широкого народного представительства на предстоящих парламентских выборах

Финалом обновления партии должны стать результаты Праймериз партии «Нур Отан», на которые было подано более 10 тыс. заявлений на участие, зарегистрировано в качестве кандидатов 8915 человек, из которых более 36% составили женщины, 29% – молодёжь до 35 лет, а также от первичных партийных организаций выдвинуто 3023 кандидата и 6978 – самовыдвиженцы

69% заявок от самовыдвиженцев свидетельствует о высоком интересе к предложенному формату политической борьбы со стороны казахского общества. В то же время многое будет зависеть от чистоты проведения Праймериз и способности действующих партийных функционеров умерить личные страсти и обеспечить равные условия внутрипартийной борьбы во время публичных дебатов.  

Так, Казахстан приступает к новому этапу политической трансформации, где четко просматривается ставка на переход от суперпрезидентской формы управления государства к расширению и укреплению парламентаризма. На данный момент Токаеву удаётся последовательно продвигать реформирование политических институтов по спланированной траектории: от президента через парламент к правительству. 

Логика и стиль выбранного пути свидетельствует, что в ближайшее время Президент Казахстана не будет предпринимать какие-то серьёзные шаги по изменению состава Правительства, а фокус политического внимания Аккорды будет прикован к Праймериз партии «Нур Отан», которые должны удовлетворить запрос общества на обновление государственной власти на национальном, региональном и местном уровнях.   

Дополнительно в качестве промежуточного итога можно зафиксировать, что выбранное Республикой Казахстан направление транзита власти демонстрирует устойчивые результаты, позволяющие сохранить конструктивные условия политической борьбы. А это – в свете последних событий, в одной недалёкой братской стране, представляет непосредственный интерес для многих элит государств постсоветского пространства. 

Более того, забегая вперёд, можно отметить, что формула казахского транзита власти имеет высокий потенциал в перспективе стать полноценной реформой политической системы страны.

 

   

Поделиться: