Токаев в Москве: время решать

Дата:
Автор: Дарья Чижова
В Москве завершились переговоры президента #России с главой Республики #Казахстан. Встреча глав государств длилась более 3,5 часов. Подписан ряд документов в сфере образования, железнодорожного транспорта, цифровизации, освоения космоса и подготовки специалистов в области атомной энергетики. Отдельное внимание – российскому вектору казахстанской программы «Болашак» и расширению сети филиалов ведущих российских вузов. Как оценить перспективы российско-казахстанского сотрудничества, почему Россия стала первой страной, куда отправился президент Казахстана после январского кризиса – в материале на Ia-centr.ru
Токаев в Москве: время решать

Протяженность российско-казахстанской границы – свыше 7,5 тысяч километров. Исторически и географически наши страны связаны давно. Поэтому неудивительно, что в кризисные времена именно в Россию приехал президент Республики Казахстан – для поиска поддержки в реформах, которых давно назрели в стране.

Цели визита и встречи на высшем уровне были понятны задолго до приземления спецборта казахстанского президента в Москве, поскольку связаны с кластером важных аспектов для дальнейшего развития Казахстана: экономика, образование, безопасность.

С экономикой все более или менее понятно: Казахстану жизненно необходимы драйверы для экономического роста и последующего улучшения благосостояния в стране. В рамках Евразийского союза здесь уже ведется планомерная и системная работа – в сфере машиностроения, сельского хозяйства и химической промышленности. 

Визит Токаева в Татарстан, который запланирован на второй день пребывания казахстанского президента в РФ, также связывают с двусторонними экономическими связями. Казань – центр исламского банкинга в России и регион, с которым Казахстан намерен довести товарооборот до 1 млрд долларов.

Особняком стоит «проблемный вопрос» – строительство атомной электростанции в Казахстане. Недавный блэкаут в Центральной Азии показал, как жизненно необходимы дополнительные источники энергии. Вопрос казахстанской АЭС все еще не решен, хотя переговоры о строительстве ведутся давно – несколько раз даже назначалось место строительства, однако дело не шло.

У Казахстана не так много вариантов для альтернативной энергетики. Страна с населением в 19 млн человек, разными климатическими зонами, огромной территорией и отсутствием системы горных рек не может действительно обеспечиваться солнечной, ветряной или гидроэнергетикой. А с учетом задач промышленного роста энергия Казахстану необходима. Очевидно, что текущие соглашения иллюстрируют, задумка не умерла, но конкретных прорывов пока не предполагается.

Безопасность – направление не столь традиционное в российско-казахстанском публичном диалоге. После январского кризиса вся система силовых ведомств в Казахстане прошла стресс-тест как на устойчивость, так и на лояльность к режиму. Очевидно, встал вопрос о том, каким образом все-таки повысить качество выявления террористических ячеек радикального характера на территории страны. Для России – это тоже часть ее безопасности, так что скоординированная работа ведомств в данном направлении просто необходима.

В этой же плоскости – по степени остроты – стоят проблемы образования, а причин тому несколько. С 1990-х годов в Казахстане наблюдается демографический рост, многие столичные и алматинские школы переполнены. Правительство о проблемах образовательной отрасли знает и поступательно движется к устранению текущего положения в сфере дошкольного и школьного образования.

Однако, с системой высшего образования сложнее – Казахстан один из «доноров» студентов. Только в России обучается порядка 60 000 студентов из Казахстана. Молодёжь уезжает и не всегда возвращается.

Существует и проблема полного цикла – падает качество как новых преподавателей, так и конечных специалистов, которые выпускаются из университетов. Просто потому что те, у кого есть возможность учиться платно, предпочитают уезжать за рубеж.

Здесь вырисовывается и более глобальный уровень проблемного поля – качество управленческих кадров. Если обратить внимание на то, какие соглашение были подписаны между российскими и казахстанскими структурами, то превалируют документы с научно-техническими университетами и профильными на эту тему программами. 

На самом деле сложившаяся ситуация довольно характерна для Казахстана. Ранее специалисты по образованию не раз говорили о том, как программа «Болашак» в последних своих конфигурациях была переориентирована на сотрудничество с европейскими и американскими университетами. При этом по возвращении домой такие специалисты были банально не всегда востребованы на рынке, поскольку престижность образования не означает его применимость на конкретной территории.

Безусловно сейчас сотрудничество Казахстана и РФ по линии «Болашак» – с ведущим научно-техническим центрами России – позволит укрепить казахстанскую систему образования и ее кадровый потенциал. Прежде всего сама программа направлена на то, чтобы специалисты, обучившись в университетах, возвращались страну и занимали вакантные должности в своей стране. Для Казахстана это ещё и вопрос кадровой скамейки запасных. Например, сейчас в стране столкнулась со своеобразным кадровым голодом, поскольку те люди, которые имеют управленческий опыт и соответствующие компетенции, оказались фактически незаменимы в системе государственного управления.

Вопросы, которые были анонсированы во время текущего визита президента Казахстана в Москву – это только вершина айсберга в российско-казахстанском взаимодействии. За несколько часов закрытых переговоров, наверняка, обсуждались более широкие темы российско-казахстанского сотрудничества, потому что потенциал у него безграничный.

Поделиться: