Семь – счастливое число Нурсултана Назарбаева

Дата:
Автор: Дарья Чижова
Семь – счастливое число Нурсултана Назарбаева

21 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев опубликовал статью «Семь граней Великой степи». По словам официоза, Елбасы «глубоко проанализировал роль казахского народа в истории, призвал к осмыслению истории Казахстана «с высоты современной науки» и предложил новые пути «модернизации исторического сознания»».

Действительно, Президент Казахстана неоднократно выступает с программными статьями, посвященными различным аспектам государственного строительства и общественного развития Казахстана. Каждый такой материал становится своеобразной «вехой» в эволюции государственной идеологии, по ним можно судить о том, какие именно актуальные тренды представляются наиболее важными для текущего момента с позиций Акорды.

В данном случае Нурсултан Назарбаев развивает тренд на модернизацию общественного сознания через переосмысление исторического пути казахов. Однако статья «Семь граней Великой степи» почти полностью лишена полемической составляющей, ориентированной на противопоставление истории казахов в различные исторические эпохи. «Путь казахов» рассматривается как непрерывное движение вперед, через сохранение исторических корней и традиций.

Президент Казахстана выделил 7 граней «Великой степи»:  1. Всадническая культура; 2. Древняя металлургия Великой степи; 3. Звериный стиль; 4. Золотой человек (Найденный в Казахстане в 1969 г. в Иссыке памятник, именуемый «казахстанским Тутанхамоном»); 5. Колыбель тюркского мира; 6. Великий шелковый путь; 7. Казахстан – родина яблок и тюльпанов.

Как мы видим, это не только хронологическое описание древних археологических культур и этапов становления казахской государственности. Скорее, это «жанр откровения», стремление уйти от идеологических стереотипов и противопоставлений в истории к образам «исторического духа» казахского народа, воплощенного в предметные, сакральные очертания различных эпох.

Магия чисел очевидна. Об этом говорят и участники столь спешно собранных во всех городах Казахстана круглых столов с участием историков, политиков, представителей общественности. Примечательны слова Акана Бижанова, директор Института философии, политологии и религиоведения «У казахов есть пословица: человек, который не знает своих 7 дедов, - безродный, у страны, не знающей свои 7 поколений, - нет истории».

Какими инструментами можно достичь реализации поставленных задач модернизации исторического сознания общества? Какова принципиальная цель этой модернизации? Крайне важное предложение президента Казахстана - проект «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», в рамках которого планируется организовать Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов. Вполне ожидаемо в этом контексте и следующее предложение Нурсултана Абишевича – создание цикла документально-постановочных фильмов, телевизионных сериалов и полнометражных художественных картин, демонстрирующих непрерывность цивилизационной истории Казахстана.

Подчеркиваю важный момент – Казахстана, а не только казахского народа. Непрерывность цивилизационной истории означает «принятие» всех основных исторических этапов развития государства, а не противопоставление одних этапов развития другим.

Наконец, формирование историко-археологического движения при школах и краеведческих музеях во всех регионах страны, что, по словам Нурсултана Назарбаева, способствует «приобщенности к национальной истории и формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев».

Можно утверждать, что 7 граней «Великой степи» - добрый, счастливый знак для современного Казахстана, являющегося прямым наследником этих исторических эпох, сохранившим символы прошлого как часть сознания современного общества. Полагаю, что каждый лидер может подписаться под финальными строками статьи  президента Казахстана – «гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны». Крайне важно, что идеи Нурсултана Назарбаева направлены на дальнейшее укрепление  казахстанской идентичности,  "Нации единого будущего", которая должна основываться на принципе гражданства, а не национальности. А этой цели можно достичь не через конфликт «историй», а через их «принятие» и взаимодополнение.

Поделиться: