Газификация Казахстана: Астана выбирает между рисками и возможностями
Автор: Дарья Матяшова
- В Казахстане острее всего стоит проблема газификации?
- Когда поднимается вопрос о газификации регионов Казахстана с помощью России или прокладки транзитных газопроводов из РФ в КНР, обычно говорят о северо-восточной части страны. Именно она страдает от основного дефицита газа. Астана выбирает концепцию, которой будет придерживаться при решении энергетических проблем именно этого региона.
Материалы по теме:
Экономист о выборах в Казахстане: политики просят потерпеть, но проблемы не решают
Решение о его газификации уже принято. Дело остаётся за выбором способа: тянуть газопроводы с западной части Казахстана и подключать свои месторождения или строить прямой газопровод из России.
Плюсы первого пути - в независимости от экспортёра, по крайней мере, первое время. Однако это дорого, долго и возлагает на плечи Астаны все обязательства по инвестициям. Более того, в долгосрочной перспективе он не гарантирует отсутствия нужды в российском газе, поскольку месторождения страны не позволяют обеспечить топливом самих себя.
Темпы его потребления в Казахстане выше темпов увеличения добычи. Поэтому Астана ещё в 2022 году заявляла, что скоро из экспортёра газа станет импортёром.
Читайте также:
К 2025 году спрос на энергию в Центральной Азии возрастет очень незначительно
- В чём выгода Казахстана от проекта, который разрабатывают QazaqGaz и «Газпром»?
- Газификация с опорой на собственные мощности может привести к сценарию, когда для внутреннего рынка топлива от месторождений не хватит, и его всё равно придётся закупать у России. В таком случае газ будет идти в реверсном режиме по трубам уже существующей «Центральной Азии - Центр» на северо-восток страны. К тому же это потребует построить ответвление от нынешней ветки газопровода до этих регионов, причем за собственный счёт Астаны. Если сразу реализовывать проект с Россией, то можно попытаться перераспределить хотя бы часть затрат на «Газпром».
Учитывая все эти обстоятельства, Астане выгоднее именно второй вариант. Часть инвестиций - как в строительство инфраструктуры на российской территории, так и в газотранспортную систему на северо-востоке Казахстана - в этом случае можно переложить на «Газпром».
Кроме того, этот проект даёт долгосрочную уверенность в том, что дефицит газа испытывать точно не придётся, поскольку у России огромные запасы и огромные мощности даже разработанных месторождений.
- Какие задачи, помимо подготовки ТЭО и согласования цен на импорт, предстоит решить сторонам?
- Важный вопрос заключается в цене поставок, которая не ограничивается вопросом импорта топлива. Какой будет тариф? Какими будут цены в долгосрочном контракте? Как и в какой степени поставки можно будет увязать с инвестициями в газотранспортную систему? На все эти вопросы предстоит ответить сторонам.
Другая значимая деталь - мотивирование «Газпрома» вкладываться в инфраструктуру. Компания заинтересована в привязке инвестиций к условиям на внутреннем рынке, поскольку может попросить о более высокой цене, желая вернуть свои вложения. Другая её возможная тактика - стать акционером части газопроводов, чтобы получать дополнительную прибыль от поставок. Тогда «Газпром» будет настаивать на таком тарифе на прокачку, который позволит возвращать ему вложенные средства, а его размер будет уже закладываться в тариф на продажу газа на внутреннем рынке.
Казахстану придётся учитывать эти аспекты. Слишком высокая цена вызовет социальные возмущения. Потребление топлива в таком случае тоже будет развиваться медленнее, чем хотелось бы Астане, а от этого зависит экономический рост в целом.
- Проект QazaqGaz и «Газпрома» свяжет Россию с КНР через Казахстан. Какие выгоды это даёт двум странам? Какими вызовами чревато?
- Казахстан говорит о том, что новый газопровод может открыть перспективы для транзита. Астана заинтересована в том, чтобы топливо шло через страну в КНР. «Газпром» она мотивирует тем, что компания в таком случае с помощью одного газопровода достигнет двух целей: поставит газ и в Казахстан, и в Китай транзитом.
Если «Газпром» будет видеть в проекте именно трубопровод в Китай, побочно выгодный и северо-востоку страны-транзитёра, проблема с ценами поставок может быть частично решена в пользу Астаны. В таком случае цены могут быть не привязаны к тарифам поставок в Казахстан. Это выгодно обеим сторонам: Астана получит топливо по выгодной цене, «Газпром» - сразу два рынка сбыта.
При этом на казахстанском рынке компанию встретят новые потребители из северо-восточных областей. Кроме того, в существующей трубе из Центральной Азии в Китай будет освобождаться место для российского газа - за счёт снижения добычи и экспорта из Казахстана, который в последние годы наращивал поставки Пекину и довёл их примерно до 10 млрд м3.
В этом случае газопровод Россия - Казахстан - Китай просто присоединится к существующей сети труб и в КНР, через которую протянута труба, ничего не нужно будет строить. Пекин при этом не сможет давить на «Газпром» и требовать низких цен.
В теории этот проект может заменить «Силу Сибири - 2», единственной проблемой с запуском которой остаётся торг с Китаем. Тем не менее «Газпром» готов рассматривать этот вопрос, поскольку на участках «Силы Сибири - 2» часть инфраструктуры, например транзитные трубы через Монголию, придётся прокладывать с нуля. На маршруте через Казахстан она функциональна, а потенциальный спрос Казахстана на газ больше, чем у Монголии.
Ситуацию усложняет, помимо традиционных проблем с транзитными странами, то, что Астана - более сложный переговорщик в политическом плане, нежели Улан-Батор. Что перевесит - риски или возможности, - сказать пока трудно. Думаю, сейчас это и будут обсуждать с Казахстаном.
Читайте другие материалы по теме:
Диверсификация в мечтах и наяву: кому Казахстан будет продавать нефть в 2023 году?
Центральная Азия ищет выход из «газового тупика»: Туркменистан будет торговаться
Поделиться: