Казахстан-2020: между «нужно что-то менять» и «нельзя расшатывать систему»

Дата:
Автор: Бауржан Толегенов
Казахстан-2020: между «нужно что-то менять» и «нельзя расшатывать систему»

Казахстан-2020: темы, которые определят внутриполитическую повестку годаПолитический процесс-2020 разгоняется и постепенно входит в рабочий ритм. Что ждет местную политику в наступившем году, и как будут развиваться события, прогнозировать сложно. Тем более, когда система находится в переходном состоянии. Но определенные алгоритмы все же есть. Они и выдают «химию» политического процесса. 

Продолжаем список тем, которые будут влиять на казахстанскую политику в наступившем 2020-м году. 

6. Политическая объективизация Дариги Назарбаевой 

Вместе с транзитом власти поднялись индексы внутриаппаратной влиятельности Дариги Назарбаевой. Она стала третьим человеком в стране (как по политическому статусу, так и по занимаемой должности) с допуском к модерации транзита. Это целенаправленное утяжеление старшей дочери Елбасы фактически выступает составной частью транзита. Но для того, чтобы стать одним из столпов постпериода, ей не хватает реального политического веса, который позволил бы выступать блюстителем политического курса. Поэтому переходный период, в котором находится Казахстан, используется для политической объективизации Дариги Назарбаевой. И в 2020 году ее утяжеление продолжится. Во-первых, через погружение в бюрократический аппарат. Во-вторых, через перезагрузку ее образов для общественного восприятия. Третья проекция – продолжение международной легитимности. Но как показали события прошлого года, утяжеление спикера сената наталкивается как на внутриэлитное сопротивление, так и на отторжение обществом. Поэтому и сама Дарига Назарбаева, и общественное и внутриэлитное внимание к ее персоне будут заметно влиять на повестку года.

7. Продолжение транзита 

Один из ключевых вопросов повестки-2020 – продолжение конструирования новой системы сдержек и противовесов. После первого транзитного года остались незавершенность и недосказанность. Система принятия решения находится в процессе слаживания. Поэтому корректировка институциональной и юридической базы продолжится. В любом случае, двусмысленности не избежать и в этом году. Даже на уровне официальной риторики невозможно уйти от контраста и смысловых отсылок, которые идут не в пользу назарбаевского Казахстана. При этом власть будет блюсти свою целостность – для легитимности всего транзитного процесса важно удерживать общественную легитимность Токаева как президента.

8. Политические реформы 

Тема политических реформ, ставшая в 2019 году актуальной повесткой дня, будет трендовой и в этом году. Власти продолжат искать оптимальный баланс между «нужно что-то менять» и «нельзя расшатывать систему». С одной стороны, транзит власти требует общественного признания, поэтому игнорировать запрос на реформы, которых ждет активная часть населения, чревато потерей доверия. С другой стороны, реформы выступают дополнительным риском для системы, которая и без того находится в опасной зоне в силу своего переходного состояния. В любом случае для того, чтобы спускать пар, власть будет держать реформаторское окно открытым – педалировать концепцию «слышащего государства» и использовать площадку Национального совета общественного доверия. Правда, теперь реформаторские устремления будут оцениваться уже по конкретным результатам, в отличие от прошлого года, который был больше заявочным. Тон задаст реализация первого пакета реформ Нацсовета. Одни будут их расценивать как возможность ослабить гайки (прагматики), другие как имитацию реформ (идеалисты). Эта дилемма составит основной дискурс по политическому реформированию.

9. Антикоррупционная повестка

Как показывает политическая практика, особенно в схожих с казахстанской системах, борьба с коррупцией активизируется вместе с борьбой за власть. Это синхронные процессы. К примеру, так было в транзитном Кыргызстане, так было и в транзитном Узбекистане. Казахстан в этом смысле не является исключением, поскольку борьба с коррупцией предоставляет легальный и эффективный способ выбить из игры как конкурентов, так и оппонентов. Кроме того, как подметил Данияр Ашимбаев, «народ ждет наказания виновных в той ситуации, в которой оказалась страна». Поэтому в этом году маховик коррупционных разоблачений продолжит раскручиваться. К тому же события прошлого года заложили новую перспективную линию – коррупция на таможнях Шелкового пути. Она уже обозначена во внутриполитической повестке Кыргызстана и грозит переместиться в Казахстан, стать дополнительным рычагом внешнего давления на местную правящую элиту. 

10. Соседский фактор

Влияние на повестку-2020 будут оказывать и две геополитические константы – российский и китайский факторы. Причем оба будут выступать раздражителями внутриполитических процессов. Так, российский фактор заиграет новыми красками в связи с форсированием Союзного государства между Россией и Белоруссией, где первая представляется политическим бенефициарием интеграции и автоматически подпадает под обвинения в имперскости. Нервозность президента Лукашенко, антироссийские протесты в Минске – дополняют картинку для тех, кто видит в интеграции продолжение процесса по «собиранию земель». При этом создание Союзного государства идет в связке с темой транзита российской власти. Все эти штрихи создают почву для разворачивания в Казахстане дискуссий о двойном дне ЕАЭС. В том же контексте продолжатся дискуссии и вокруг китайской политики в Казахстане. Свою роль будут играть заложенные ранее и ставшими уже долгоиграющими – тема китайской экономической «экспансии» и проблема казахов в СУАР.  

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.   

Теги: Казахстан

Поделиться: