Железнодорожный пояс и путь: почему до сих пор не строится колея Китай – Кыргызстан – Узбекистан?

Дата:
Автор: Айболот Айдосов
Железнодорожный пояс и путь: почему до сих пор не строится колея Китай – Кыргызстан – Узбекистан?

25 апреля в Китае начинает свою работу второй по счету международный форум, посвященный китайской инициативе «Один пояс, один путь». На международной площадке будут обсуждаться вопросы, связанные с проблемами реализации китайской инициативы, а также перспективы и возможности, которые он сможет дать участникам. 

Кыргызстан также входит в число приглашенных участников форума. В самом Кыргызстане уже на протяжении последних двадцати лет не прекращаются слухи о начале строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, являющейся частью китайской инициативы «Один пояс, один путь». О том, почему слухи не приобретают реальной формы, и какие выгоды уже приносит инициатива Китая – Кыргызстану и что она может дать при реализации, в материале. 

Кыргызстан и «Один пояс, один путь»

Впервые о Китайской инициативе «Один пояс, один путь» мировая общественность узнала во время официального визита лидера Китая Си Цзиньпиня по странам Центральной Азии в 2013 году. Выступая перед студентами казахстанского университета Назарбаев, Си Цзиньпин озвучил идею строительства «Нового экономического шелкового пути», позже переименованного в «один пояс, один путь». 

Китай в ближайшие десять лет намерен, построит пять основных транспортных артерий, которые будут, проходит по земле, а также по морю. По планам поднебесной транспортные коридоры в результате должны открыть перед Китаем богатые рынки Европы и стран Персидского залива. 

Маршрут наземного пути, который должен соединить Китай со странами Европы будет проходит через страны Центральной Азии. Казахстан для того чтобы стать участником проекта, подписал несколько стратегических документов о сопряжении Китайской инициативы «Один пояс, один путь» с национальной программой «Нурлы жол» (Светлый путь). В настоящее время в Казахстане уже проведено сопряжение с двумя железнодорожными ветками Китая, по которым уже начали двигаться товарные вагоны. 

Для реализации проекта Китайское правительство только на первом этапе заявило о готовности выделить из бюджета сумму в 50 миллиардов долларов США. В настоящее время по разным  оценкам экспертов  это сумма доходит до нескольких десятков триллионов долларов.  

Одна из веток наземного пути соединяющий Китай со странами Персидского залива, должна пройти через Кыргызстан. По задумке китайских транспортников это будет железная дорога, которая будет проходит через Кыргызстан в Узбекистан, а далее на юг в сторону стран ближнего востока. Информация о строительстве железной дороги  впервые начала серьезно обсуждаться в кыргызском обществе после подписания договоренностей о стратегическом характере отношений между Кыргызстаном и Китаем. 

В 2013 году между экс президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым и председателем КНР Си Цзиньпином во время официального визита лидера поднебесной в Кыргызстане, состоялось церемония подписания документов придающий отношениям между странами стратегический характер.  

После этого Кыргызстан на протяжении последующих нескольких лет получил крупные Китайские кредиты и гранты на инфраструктурные проекты. Общая сумма привлеченных государством инвестиций приближается почти к 2 миллиардом долларов США. 

Железнодорожная эпопея

Уже при новом президенте страны Сооронбая Жээнбекове после его официального визита в Пекин, Китай выделил Кыргызстану 600 миллионов юаней.  Совсем недавно, в начале апреля 2019 года Кыргызстан получил новый грант от Китая на сумму в 100 миллионов юаней. 

Эти средства были потрачены на строительство новой альтернативной автомобильной дороги, связывающей юг с севером, на реконструкцию Бишкекской Тепло электроцентрали, на строительство линии электропередач «Датка Кемин», ремонт дорог в столице страны, а также новых современных больниц.  

Власти Кыргызстана не раз заявляли о готовности со своей стороны поддержать инициативу «Один пояс, один путь».  Гранты и кредиты, выделенные стране, а также выгоды, которые несет строительство железной дороги, на взгляд политиков отвечает национальным интересам страны. Страна, находясь в транспортном тупике, в данной инициативе видит возможность для импульса производства и наращивания экспортного потенциала страны. 

Благодаря строительству дороги Кыргызстан получит возможность выхода к морю, а также к различным регионам, вдоль которого будет строиться железная дорога. Кыргызские предприниматели смогут экспортировать свои товары, в ближние и дальние страны мира, сократиться путь перемещения товаров, а также стоимость доставки, одним из главных выгод является возможность экспорта товаров на китайский рынок. 

В 2017 году в Пекине состоялось первый международный форум посвященной китайской инициативе «Один пояс, один путь». Экс президент страны Алмазбек Атамбаев был в числе участников мероприятия.  Пекин собрал лидеров почти ста стран мира, руководителей международных организаций, представителей мировых финансовых кругов. 

Атамбаев на форуме предложил провести сопряжение цифрового проекта «одного пояса, одного пути» с Кыргызстанским проектом государственной цифровизации, другой идеей стало предложение о строительстве на территории Кыргызстана логистических центров для отправки товаров из Китая в страны Европы для крупных китайских онлайн магазинов. 

Однако участие в форуме не дало никаких результатов для начала строительства железной дороги.  Из официальной сводки известно, что стороны не могут определиться с колеей рельсов, Кыргызстанские железные дороги были построены в советский период и имеют широкую колеею, в то время как в Китае железные дороги соответствуют Европейским стандартам, где колея уже.

В кыргызском обществе муссируются слухи что при строительстве железной дороги в Кыргызстан смогут легко попасть военные подразделения Китая, однако эти высказывания носят частный характер и не влияют на решения лидеров стран.  В тоже время реальные причины отсутствия работ по строительству железной дороги в официальной сводке продолжает оставаться закрытой информацией. 

Одной из главных проблем, которые не могут запустить процесс строительства железной дороги является отсутствие финансов у кыргызской стороны. Стоимость ветки проходящей из Кыргызстана кыргызские транспортники оценивают от 2 до 3 миллиардов долларов. Не смотря на большую заинтересованность Китая, Кыргызстана и Узбекистана проект продолжает оставаться в висячем состоянии. Интересно, что и соседний Таджикистан выражает свою глубокую заинтересованность в данном проекте, в случае прокладывания маршрута который будет иметь пересечение с таджикскими железными дорогами. 

Казахстан, который уже соединил свои железные пути с Китаем не заинтересован в запуске этой дороги, финансово для соседнего с Кыргызстаном страны это не выгодно. Как альтернатива самому крупному рынку в Центральной Азии – Дордою который расположен в северной части столицы Кыргызстана Бишкеке, Казахстан в Алма – Атинской области построил крупный оптовый рынок Хоргос, имеющий подъездные пути к железной дороге, ведущей в Китай. Более того Казахстан стремиться этот маршрут пропустить через себя, однако это пока на уровне намерения. 

Китай делал попытки официальному Бишкеку о строительстве железной дороги в обмен на природные ресурсы, однако экс-президент страны в период, которого эти предложения были озвучены, отказал Пекину. Атамбаев в обмен на строительство дороги предложил китайской стороне ее бесплатное эксплуатирование, то есть Кыргызстан в течение срока погашения стоимости дороги не будет брать арендной платы за китайские грузы, проходящие по Кыргызстану.

Избранный в 2017 году президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков дал новый импульс продвижению данного проекта. Официально переговоры между сторонами начались 29 ноября 2018 года, когда президент страны принял руководителя Российских железных дорог в Бишкеке. Официальная встреча прошла за закрытыми дверями, следующим этапом стали переговоры на уровне правительств. 

А в марте 2019 года в Бишкеке состоялись переговоры между представителями правительств двух сторон, основной темой обсуждения которых являлось участие России в строительстве железной дороги. Государственный визит Владимира Путина в Кыргызстан подтвердил намерение сторон, среди подписанных договоров о сотрудничестве, был также расширенный меморандум между Кыргызскими и Российскими железными дорогами. На официальном сайте Российских железных дорог появилась информация об участии РЖД, в строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. 

Однако до сих пор не было официального подтверждения о начале запуска проекта, со стороны Бишкека. Возможно, поездка главы Кыргызстана в КНР, приоткроет завесу, и общественности будет предоставлена информация о работе вокруг строительства железной дороги. В тоже время необходимо учитывать, что Кыргызстан самостоятельно не способен пока осилить данный проект. 

Кыргызстан при всех выгодах, которые может принести строительство данной дороги, в ближайшее время не сможет ими воспользоваться. В стране за период независимости не было построено крупных заводов, которые бы могли заниматься экспортом товаров за границу, страна больше импортирует, чем занимается вывозом и продажей товаров отечественного производства. 

А увеличение импорта китайских товаров на рынок Кыргызстана вполне возможный сценарий, который может произойти при строительстве дороги. В тоже время, стратегически для Кыргызстана данный проект необходим и важен, так как в перспективе при грамотной экономической политике страны, он сможет создать условия для экономического развития. 

Поделиться: