Дважды поддержав Конституцию, граждане Кыргызстана выбрали…

Дата:
Автор: Айбек Кадыркулов
Дважды поддержав Конституцию, граждане Кыргызстана выбрали…

11 апреля в Кыргызстане прошли выборы в местные кенеши (местные советы) в городах и сельских округах и, конечно, референдум по новой конституции страны.

Основной вопрос сегодня – а что на самом деле изменится с принятием важнейшего для государства документа? 

Дело в том, что именно Конституция отвечает на вопрос, кто в стране «самый главный». В ее новой версии центр власти смещается в сторону президента. Неформально, конечно, у главы КР всегда был свой ресурс, но на бумаге главой исполнительной власти в Кыргызстане являлся все же премьер-министр, а Жогорку Кенеш (парламент страны) обладал большими полномочиями.

Однако процедура выборов в Жогорку Кенеш, безответственность партий, парламента, правительства и президента привели к тому, что граждане выдвинули, по сути, одно условие – дайте нам человека, который будет отвечать за все. Таким образом, вместе с большими полномочиями президент получает и большую ответственность.

Принятие конституции для Кыргызстана, по сути, второй референдум. Так, 10 января 2021 года вместе с выборами президента Кыргызстана прошел референдум по форме правления, где 80% граждан выбрали президентскую форму правления. В то же время продолжало свою работу Конституционное Совещание, сформированное согласно указу и.о. Президента, спикера Парламента Таланта Мамытова от 20 ноября 2021 года. Конституционное Совещание получило главный ответ и сместило центр власти в сторону президента.

Что реально меняется в полномочиях президента?

Таблица ИАЦ МГУ.png

Почему за это проголосовало население Кыргызстана?

Основным мотивом населения КР является запрос на четкую вертикаль и ответственность властного института. 

По старой Конституции за местные проблемы отвечают местные власти, 80% которых находятся на дотациях центра. Главы районов по факту не отвечают ни за что, а их бюджетов хватает только на зарплату аппарата. Например, бюджет одного района в Кыргызстане может составлять 5 миллионов рублей в год. У сельских округов – разнится от 3 до 100 миллионов рублей. 

Если на территории сельского округа есть большой рынок или месторождение полезных ископаемых, крупное предприятие, то, конечно, бюджет солиднее. Однако если никаких «фишек» не имеется, то тут бюджет зависит от решения центра.

В итоге люди не могли надеяться на правительство, которое было подконтрольно коалиции партий. Коалиция иногда даже специально распадалась лишь для того, чтобы «уйти» правительство. Потом собиралось вновь, но чуть в другом составе.

Похожее отношение у кыргызстанцев и к парламенту, текущий 6-ой созыв прозвали сопливым («чимкирик»). В кыргызском языке сопливым называют человека, который неспособен устроиться в жизни. Так, термин, употребленный однажды Алмазбеком Атамбаевым по отношению к парламентариям, отразил позицию многих кыргызстанцев.

Парламент страны ведь избирался по партийным спискам. Причем партии определяли окончательные списки депутатов после выборов. Что тоже вызывало вопросы со стороны граждан.

Как скажутся изменения в Конституции на ситуации в стране?

Конечно, многим не нравится усиление института президента в КР. Новое положение дел никак не вписывается в анархическую систему с олигархическим парламентом.

Однако уже понятно, что со смещением центра силы, многие инвесторы и международные партнеры Кыргызстана вздохнут с облегчением. Со стороны гораздо понятнее система, где за большую часть вопросов отвечает один человек.

Для граждан тоже важно, что будет все-таки один институт, который будет нести ответственность за происходящее в стране. По Конституции 2010 года всем была дарована тотальная безответственность. Парламент отчитывался парламенту. Депутаты парламента не отчитывались ни партиям, с которыми после выборов их ничего не связывало, ни народу, так как были выбраны по партийным спискам.

Таким образом, по новой Конституции, президент Жапаров получил шанс на возврат политической системы Кыргызстана в лоно предсказуемости и ответственности как перед гражданами, так и перед партнерами по политическому процессу в регионе и в мире.

Поделиться: