Празднование 750-летия Золотой Орды в РК: команда нового президента генерирует новые смыслы

Дата:
Автор: Асан Кайгы
Празднование 750-летия Золотой Орды в РК: команда нового президента генерирует новые смыслы

На днях президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ, принявший участие в международном туристском форуме «Улытау - 2019», объявил о праздновании в Казахстане 750-летия Золотой Орды. Наш постоянный автор Асан КАЙГЫ размышляет, какие исторические смыслы и политические подтексты стоят за этим решением.

Празднование юбилеев на государственном или региональном уровнях всегда является одним из инструментов «невидимых инженеров», конструирующих нацию. Юбилеи и «национальные праздники» при должной проработке становятся хорошими инструментами конструирования идентичности, помогая сплачивать нацию вокруг национальных побед и поражений или национальных героев.

При этом стоит отметить различие между юбилеями, которые проводятся достаточно редко, и «национальными праздниками», которые являются цикличными и повторяются раз в год. Эффективность вторых намного выше, чем у юбилеев в силу накопления кумулятивного эффекта от многочисленного повторения знакомых всем практик.

К примеру, 550-летие Казахского ханства в 2015 году имело в целом меньший общественный эффект, чем ежегодные празднования Дня Победы 9 мая. Во-первых, 550-летие праздновалось однажды, а День Победы каждый год, начиная с 1965 года. Празднование юбилея Казахского ханства у многих граждан Казахстана нетитульной национальности не был связан с сильными положительными эмоциями – было уважительное нейтральное отношение, с пониманием того, что эта дата значима, прежде всего, для этнических казахов. В то время как 9 мая – общеказахстанский праздник, так как в той или иной степени предки большинства граждан Казахстана участвовали в Великой Отечественной войне.

Не будем подробно разбирать все «элементы» этих двух концептов, остановившись на новом концепте 750-летия Золотой Орды.

Историческая основа

Политтехнологический концепт юбилея Золотой Орды появился в 2015 году и был озвучен в Казахстане. Отметим, что в научном сообществе эта дата – 1269 год – как год «обретения независимости» Золотой Орды от Монгольской империи озвучивалась в монографиях и статьях еще с 1960 года (первое упоминание – Сафаргалиев М.Г. в монографии «Распад Золотой Орды»). В 2016 году эта дата была легитимирована и признана мировым научным сообществом. В коллективной монографии «Золотая Орда в мировой истории» (издана в Оксфорде) эта дата была отмечена как юридическая точка, которая фиксировала распад Монгольской империи и появление пяти новых государств на ее останках: Золотой Орды, Ильханата, империи Юань, улуса Чагатая и улуса Хайду.

Действительно, в 1269 году представители трех улусов из пяти (Золотая Орда, улус Чагатая и улус Хайду) встретились в Таласской долине – сегодня это территория современных Жамбыльской (Казахстан) и Таласской (Кыргызстан) областей. Это событие поставило юридическую точку в процессе распада Монгольской империи и не зря Таласский курултай некоторые эксперты называют «Беловежскими соглашениями XIIIвека», разрушившими Монгольскую империю.

Золотая Орда как прообраз многонационального Казахстана

Для того, чтобы понять важность тезиса, который озвучил К-Ж. Токаев, необходимо вспомнить какое место занимал «золотоордынский концепт» в национальной истории Казахстана. В советское время Золотая Орда воспринималась как хищническое государство – паразит, мешавший развиваться другим государственным образованиям, прежде всего русским княжествам.

В 1944 году началась большая волна осуждения ученых, изучавших Золотую Орду. В академической истории Казахстана была прописана концепция, согласно которой Казахское ханство не являлось наследником Золотой Орды. Хотя все дореволюционные российские историки признавали тот факт, что Казахское ханство было одним из «правопреемников» Золотой Орды по многим параметрам. После обретения независимости установки советской историографии жили и развивались по инерции. В академической истории Казахстана, вышедшей в 1990-2000-х годах, они проявлены в полной мере. 

Уже в 2010 году в публичном пространстве начали появляться высказывания экспертов по поводу того, что «золотоордынский концепт» должен быть пересмотрен и что он может быть политически выгодным для правящей политической элиты. В 2013 году вышла ставшая известной в узких экспертных кругах монография «Независимый Казахстан. Борьба за прошлое. (Актуальные проблемы современной казахстанской историографии)». Центральным тезисом монографии стала мысль о том, что в национальном строительстве в Казахстане необходимо использовать «золотоордынский концепт». Автор утверждал, что «выбор Золотой Орды как символического предка современного Казахстана» политически выгоден. Он устраивает различные слои населения в Казахстане.

Национал-патриоты получают реальные основания для роста национальной гордости, поскольку «символический капитал» и престиж Золотой Орды на порядок выше, чем у советских концептов «средневекового политогенеза».

Неказахская часть казахстанского общества будет воспринимать Казахстан как наследника империи, где проживали их предки, и где «царила религиозная терпимость и этническая толерантность» (прообраз современной «казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия»). К примеру, родной племянник правителя Золотой Орды, мусульманина Берке, известный православный святой Петр Ордынский, а дядя хана Узбека (также мусульманина) вместе со своими сыновьями принял католичество, в то время как мусульманин Узбек выдал свою сестру за православного московского князя.

Золотая Орда может восприниматься как евразийская держава, в рамках которой совместно проживали предки большинства крупных этнических групп Казахстана, то есть Золотую Орду можно позиционировать как многонациональное государство, а не только как «мононациональное государство казахов».

История на службе у политики

Реакция политической элиты не заставила себя долго ждать. Уже в 2013 году Марат Тажин заявил следующее: «История Алтын Орды (Золотой Орды), ордынских ханств – период, когда началось активное взаимодействие Казахской степи с находившимся в стадии формирования новым русским государством, также чрезвычайно важно».

Во второй половине 2014 года Нурсултан Назарбаев дважды (в августе и декабре) отчетливо и ясно, впервые за годы независимости, озвучил тезис о том, что Казахстан является наследником Золотой Орды. Позже Нурсултан Назарбаев еще не раз упоминал «золотоордынский концепт» в различных интервью. Однако государственная программа празднования 750-летия Золотой Орды так и не была принята.

24 августа 2019 года президент К-Ж. Токаев, выступая на международном туристском форуме «Улытау - 2019», реанимировал старую идею и впервые озвучил необходимость празднования юбилея Золотой Орды. Здесь стоит отметить, что помимо вышеупомянутых исторических и политических аспектов этого юбилея, в заявлении президента заметно желание с помощью мощного «символического капитала» Золотой Орды увеличить туристический потенциал Казахстана. При этом основатель Золотой Орды Джучи, чья могила находится в Улытау, может позиционироваться также как Чингисхан в Монголии, то есть как «туристический бренд».

В общем, обращение нового президента к теме Золотой Орды имеет под собой как историко-идеологические, так и сугубо прагматичные, экономические причины. «Генерация новых смыслов», которая была запущена командой нового президента, будет продолжаться, и мы вполне можем ожидать, что «золотоордынский концепт» в ближайшие годы займет свое законное место в основании национальной истории Казахстана, которая будет стремиться сблизить между собой различные этнолингвистические группы населения Казахстана.

Фото: кадр из сериала "Золотая орда"

Поделиться: