Кто из деятелей казахской истории достоин 54-метрового монумента?

Дата:
Автор: Асан Кайгы
Кто из деятелей казахской истории достоин 54-метрового монумента?

На прошлой неделе председатель попечительского совета Фонда развития «Казакстан Барысы» Арман ШУРАЕВ опубликовал в своем аккаунте на Фейсбуке проект 54-метрового монумента Абылай хану, структурно похожий на памятник Чингизхану в Монголии. По словам автора проекта, «в скипетре хана планируется разместить лифт с выходом на обзорную площадку» - у 40-метровой конной статуи Чингизхана в Монголии смотровая площадка находится на голове лошади. Инициатива общественника вызвала бурное обсуждение в социальных сетях и в СМИ.

Однако при этом мало кто задался вопросом: «Почему памятник посвящен именно Абылай хану?». Судя по масштабу проекта, подразумевается, что Абылай хан является главным национальным героем Казахстана. Здесь стоит сделать лирическое отступление для объяснения некоторых аспектов формирования национального пантеона героев. 

У кыргызов – Манас, у россиян – Александр Невский

Пантеон национальных героев формируется силами теоретиков и практиков национального строительства. Государство и национальная интеллигенция совместно, через государственный заказ, массовую культуру, систему среднего и высшего образования, формируют национальную систему координат, в которой четко заданы «главные герои» и «главные злодеи»«важные победы» и не менее важные в эмоциональном плане «поражения» и «трагедии». Также прописывается автобиография и резюме нации с четко обозначенными узловыми точками ее «карьеры и жизни».

Такие процессы проходят все успешные национальные государства на определенной стадии своего развития. Там, где эти процессы не регулируются государством, либо отдаются на откуп различным негосударственным акторам, велика вероятность того, что государство распадется по тем линиям разлома, которые нарисуют негосударственные акторы.

Если обратиться к национальным мифологиям наших соседей по Центрально-Азиатскому региону и постсоветскому пространству, то в этих странах уже избраны главные национальные герои. В Таджикистане таким является Исмаил САМАНИ, в Узбекистане – Тамерлан, в Монголии – Чингизхан, в Кыргызстане – Манас, в России – Александр Невский, в Украине – Ярослав Мудрый. Как мы видим, почти во всех случаях главным национальным героем становится политический деятель прошлого. В Казахстане же нет ясности по этому вопросу. Разные группы интеллектуалов выдвигают разные кандидатуры на эту роль.

Эволюция пантеона национальных героев в Казахстане

Мы можем проследить эволюцию пантеона национальных героевв Казахстане на примере казахстанского тенге.

На первых купюрах тенге был представлен первый постсоветский пантеон– во многом он являлся продуктом национального строительства в Казахской ССР в 1940-1980-х годах.

На купюре номиналом один тенге был изображен ученый и философ аль-Фараби, на 3-тенговой купюре – акын Суюнбай, на 5-тенговой – композитор Курмангазы, на 10-тенговой – ученый и просветитель Шокан ВАЛИХАНОВ, на 20-тенговой – поэт и мыслитель Абай, на 50-тенговой – Абулхаир хан, на купюре самым крупным номиналом в сто тенге – Абылай хан. Таким образом, 6 из 7 «национальных героев» жили в XVIII-XIXвеках, и их деятельность была связана с Россией. Два хана в итоге приняли российское подданство, Шокан состоял на службе Российской империи и, как и Абай, был тесно связан с российской интеллигенцией. Суюнбай же попал в «национальный пантеон», по некоторым слухам, в силу своей родовой принадлежности.

С 1993 по 2003 годы «линейка» тенге была расширена купюрами номиналом от 200 до 10 тыс. тенге, однако на всех этих купюрах был изображен только один исторический деятель – аль-Фараби. С 2006 года «национальные герои» исчезли с тенге, за исключением юбилейной купюры 2016 года номиналом в 10 тыс. тенге с изображение Нурсултана НАЗАРБАЕВА.

Таким образом, первичный постсоветский «культ Абылай хана» и вторичный «культ аль Фараби» сменился «символической пустыней», где вдали маячил «будущий главный герой Казахстана». Очевидно, что культ Абылай хана рассматривался казахстанской властью как помеха – поэтому 300-летний юбилей Абылай хана в 2011 году был оставлен без внимания. Его отметили только спустя два года, в 2013 году, на региональном уровне в Акмолинской области. Некоторые группы интеллектуалов предлагали в 2016 году провести юбилей Алихана БУКЕЙХАНОВА, однако снова идеологи во власти не захотели создавать в лице выдающегося алашординца конкуренцию на символическом поле новому формирующемуся пантеону отцов нации.

Поиск национальных героев в формате ТВ-шоу

Политический транзит возродил вопрос о «пантеоне национальных героев». Были актуализированы концепты 750-летнего юбилея Золотой Орды, 1150-летия аль-Фараби и 175-летие Абая – они вошли в Послание президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА народу Казахстана. Предложенный А. Шураевым проект монумента Абылай хану также свидетельствует о том, что постсоветский пантеон национальных героев, сформировавшийся, по сути, еще в советское время, сегодня актуализируется и возвращается из небытия. Единственным отличием является то, что идеологический канон был дополнен золотоордынским концептом, находившимся в советское время под запретом.

Вполне можно ожидать, что в ближайшее десятилетие политическая элита захочет сформировать свой новый оригинальный «пантеон национальных героев», не зажатый узкими рамками коммунистической идеологии. 

Примечательными являются примеры Великобритании, России и Украины, которые осуществили поиск «национальных героев» в формате телевизионного шоу. В 2002 году в Великобритании прошло шоу «100 величайших британцев». В этой программе жители Великобритании путем голосования выбрали сто самых известных британцев. Цикл состоял из сюжетов, посвященных конкретным личностям, вошедшим в топ-100 списка величайших британцев. После этого состоялись дебаты, в результате которых был составлен итоговый рейтинг британцев. Главным национальным героем Великобритании стал Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ.

В 2007-2008 годах в Украине был организован аналогичный конкурс «Великие украинцы», в котором первенство было отдано Ярославу Мудрому. А в 2008 году в России стартовал схожий конкурс «Имя России», в котором одержал победу Александр Невский. В Казахстане тоже реально появление схожего ТВ-шоу.

Кандидаты на место в национальном пантеоне

Здесь мы подходим к вопросу, кто из всех политических деятелей в истории Казахстана может претендовать на звание главного национального героя?

Фигуры Абылай хана и Абулхаир хана хоть и интересны, но они объективно по своему масштабу уступают другим потенциальным фигурам из «национального пантеона». Оба приняли подданство Российской империи, а Абылай хан успел еще принять китайское подданство. И, несмотря на изначально формальный статус подданства России и Китаю и большие личные заслуги, фигуры этих двух ханов имеют меньший символический капитал, чем их конкуренты.

Если проанализировать средневековые источники, в которых освещается история Казахского ханства, то двумя потенциальными претендентами на место «главного национального героя» Казахстана могут выступить Касым-хан и Урус-хан. 

1. Первая кандидатура интересна тем, что именно при Касым-хане Казахское ханство достигло своего максимального размера, а население достигло 1 млн человек. Такой территории и населения не было в Казахском ханстве ни до, ни после (вплоть до начала присоединения Казахского ханства к Российской империи).

2. Вторая кандидатура интересна тем, что фактически казахи считали Урус-хана основателем своей династии и государства. В российских документах Казахское ханство часто называлось как Урус ханов юрт. «Первый казахский историк»Кадыргали ЖАЛАИРИ также считал правление Урус-хана точкой отсчета истории Казахского ханства. Урус-хан был прадедом Джанибека и Керея, которые в исторической литературе называются основателями Казахского ханства. Хотя, по мнению многих историков, они не считали себя основателями нового государства, а хотели восстановить державу их прадеда Урус-хана.

Если же взять за основу фольклор, то тут стоит отметить еще несколько претендентов. 

3. Одной из главных фигур казахского героического эпоса считается Едиге, золотоордынский князь конца XIV– начала XVвеков. Примечательно, что в 1930-1940-х годах (вплоть до 1944 года) казахская национальная интеллигенция продвигала его как одну из главных фигур национального героического пантеона. На первом этапе существования советской власти эта фигура не противоречила большевистским лозунгам классовой борьбы. Едиге представлялся как простолюдин, человек из народа, который воевал против эксплуататора хана Тохтамыша, «угнетавшего простой народ». Но после знаменитого запрета на изучение эпоса о Едиге в 1944 году его фигура был отодвинут на третий план.

4. Другим главным персонажем казахского фольклора является Аз Жанибек-хан, прототипом которого является золотоордынский хан Жанибек (1342-1357 гг.). Его правление в фольклоре представляется как «золотой век», когда все жили в достатке и без проблем. Также по источникам мы знаем, что на время его правления приходится экономический и политический расцвет Золотой Орды.

5. Также можно выделить еще одну фигуру, которая зафиксирована в исторической памяти казахов. В начале XIX века время правления Тауке-хана для многих казахов ассоциировалось с другой версией «золотого века казахской государственности».

Можно отметить еще две фигуры из истории уже XXвека, которые также могут претендовать на включение в топ-10 главных «национальных героев» Казахстана. Это уже упомянутый Алихан Букейханов и Динмухамед КУНАЕВ.

В итоге, мы назвали семь потенциальных претендентов на звание главного национального героя Казахстана, которые по своему символическому капиталу никак не ниже и, вероятно, выше Абылай хана и Абулхаир хана. Впрочем, это не предел. Очевидно, что различные группы национальной интеллигенции будут выдвигать другие кандидатуры на звание главного национального героя Казахстана, достойного сооружения 54-метрового монумента.

И успех или неуспех этих предприятий будет зависеть от того, насколько их аргументы и идеологемы будут синхронизированы с ожиданиями и целеполаганием действующей власти. 

ИАЦ является площадкой для свободного обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Поделиться: