Что предшествовало признанию ЛДНР

Дата:
Автор: Артур Казбеков
#Россия признала независимость Донецкой народной и Луганской народной республик, об этом заявил глава РФ Владимир Путин 21 февраля в прямом эфире. В своем обращением к россиянам президент Путин отметил, что это решение назревало уже давно. Что предшествовало признанию РФ Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики – пишет Артур Казбеков
Что предшествовало признанию ЛДНР

21 февраля 2014 г., в нарушение ранее заключенных договоренностей, парламент Украины отрешил президента Виктора Януковича, бежавшего из Киева в Харьков, от должности. Спустя восемь лет, 21 февраля 2022 г., в Кремле прошло открытое заседание Совета Безопасности РФ, важного консультативного органа при президенте России. На рассмотрение был поставлен вопрос о признании государственного суверенитета Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. 

Две непризнанные республики на востоке Украины возникли в результате политического кризиса 2013-14 гг., известного как «Евромайдан», и попыток нового киевского правительства провести войсковую «антитеррористическую» операцию против несогласных, организовавших митинги в Донецке, Луганске и Харькове.

Как известно, гражданский конфликт на Донбассе пережил две крупных фазы, завершавшиеся подписанием Минских соглашений. Второе Минское соглашение («Минск-2»), подписанное при участии «нормандской четверки» (Россия, Украина, Франция, Германия) и включающее 13 пунктов, предполагало не только отвод войск, разоружение сторон и обмен военнопленными, но также проведение амнистии, переговоры о возможностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством, восстановлении экономических связей и обязательств украинского правительства перед жителями Донбасса. В договоренности вошло и проведение конституционной реформы по децентрализации (с предоставлением особого статуса народным республикам) в Украине и передача русско-украинской границы киевскому правительству.

Каждая сторона «Минска-2» превратно поняла свои обязанности. Для Киева были неприемлемы конституция, основанная на децентрализации Украины, а также несение экономической ответственности перед разрушенными Донецком и Луганском. Для Донбасса были неприемлемы проведение муниципальных выборов по украинскому законодательству и превратное понимание Киевом передачи границы ранее исполнения других пунктов.

Парадокс, правда, в том, что в феврале 2015 г. все, включая киевское правительство и мировое сообщество, с такими условиями соглашений согласились. Все последующие годы конфликт состоял из споров в рамках Трехсторонней контактной группы о минских соглашениях, периодических встреч «нормандской четверки», одиночных артобстрелов, экономических санкций. Даже тяжелые вооружения, которые должны были вывезти с прифронтовой зоны, ОБСЕ последний раз фиксировало в 2017 г.

Отдельно стоит отметить, что в апреле 2019 г. был введен упрощенный порядок получение русского гражданства для жителей Донбасса. И подобные расклады всегда сопровождались информацией о возможном переходе украинской армии в наступление (кроме, конечно, периода тяжелой фазы пандемии).

Однако последний кризис был вызван внешнеполитической стороной вопроса – в первую очередь, выходом США (при прежней администрации Белого Дома в 2020 г.) из ряда договоров времен Холодной войны об ограничении вооружений.

Отдельно стоит упомянуть военные учения НАТО. Хотя они проходили и раньше, и даже в грозном 2014-м. В прошлом году из 21 программы войсковых учений – 12 проходили в Восточной Европе. И если упомянуть DEFENDER-Europe 21, то стоит напомнить о 4-месячных маневрах 30-тысячной группировки в Восточной Европе, Средиземном, Черном и Балтийском морях. Как тут не вспомнить два инцидента в Черном море в июне 2021 г., когда британский эсминец «Дефендер» и голландский фрегат «Эвертсен» получили предупреждения Черноморского флота за пересечения морских границ России. Более того, до ноября территориальные воды России были закрыты для мирного прохода иностранных кораблей. Со ссылкой на BBC позже выяснилось, что таким образом британский кабинет выражал поддержку Украине.

Последние события стали результатом срыва прежних договоренностей 2019 г., когда уже была создана комиссия Верховной Рады по принятию конституционных поправок, принята «формула Штайнмайера» об «особом порядке местного самоуправления» на Донбассе, состоялся с большим трудом развод войск на границе, прошли переговоры в Париже.

Но уже к весне 2021 г. все вернулось на круги своя – Украина отказалась вести переговоры непосредственно с республиками, в воздухе повисли «дорожные карты» обеих сторон конфликта, и сам Киев отказался от «кластерных переговоров» (компромиссного варианта Франции и Германии). По итогам весной 2021 г., в разгар военных учений НАТО, началось пресловутое сосредоточение войск на границе с Украиной, которое вновь повторилось зимой 2022 г.

Опасна ли ситуация? Конечно, да. Как и любая подобная. Но, во всяком случае, она остается управляемой. Стоит вспомнить, как буднично прошло признание независимости Косово в феврале 2008г., а ведь в Резолюции Совета Безопасности ООН 1244 ничего и близко не говорится о таком шаге, зато есть пассаж о признании территориальной целостности и суверенитета Югославии.

Западные страны уже эвакуировали все дипмиссии из Киева, Россия эвакуирует людей из Донецка и Луганска. Последние 4-5 лет интенсивность переговоров США и стран Европы с Россией не спадала, а даже росла. Очевидно, что каждая страна искала свои интересы – привлечение России на свою сторону, чтобы не допустить блокирование с Китаем (США), соблюдение экономических интересов (Германия), даже рост своего политического веса (что важно для Макрона накануне президентских выборов в апреле 2022 г.). Не всегда эти интересы пересекаются – взять хотя бы подчеркнутое неучастие Германии в поставках вооружений на Украину, или дипломатические заявления Венгрии и Хорватии о невмешательстве в вероятный конфликт.

Очевидно, что большие переговоры больших стран с трудом реализуются в своих малых деталях. Любопытным, наверное, стало замечание премьер-министра России, который считает, что признание независимости все же способно гальванизировать уровень переговоров.

Поделиться: