Региональная политика в Узбекистане: почему реформы могут привести к кризису
Автор: Артем Данков
Существующее административно-территориальное деление, статус и место тех или иных регионов в системе государственной власти во многом достались странам Центральной Азии (ЦА) в наследство от Советского Союза.
Тем не менее, социально-экономические и демографические изменения, которые произошли после обретения независимости, все чаще заставляют правительства государств ЦА задумываться, как правильно осуществлять административные реформы. Перекраивание регионов часто приводит к серьезным социальным потрясениям.
Интерес к региональной политике в Узбекистане возник в результате событий, которые развернулись 1-2 июля 2022 года в столице Республики Каракалпакстан – г.Нукус и прилегающих районах. В ходе массовых демонстраций и столкновений с силами правопорядка погибли 18 и пострадали более 240 человек. Поводом для манифестаций стали возможные изменения в Конституцию Республики Узбекистан, помимо прочего предполагавшие изменения Главы ХVII, которая посвящена Республике Каракалпакстан. Ситуацию в Нукусе и его пригородах удалось взять под контроль. Тем не менее, было принято решение оставить Главу ХVII Конституции РУз без изменений.
В Узбекистане реформы административно территориального деления в виде разделения и объединения областей и районов, передачи районов из одной области в другую, изменения статуса городских и сельских поселений не были редкостью ни в советское время, ни после обретения независимости.
Кейс Навоийской области – история, которая закончилась хорошо
Навоийская область была создана, а, точнее, воссоздана в январе 1992 года – буквально через несколько недель после того, как распался Советский Союз, и Узбекистан обрел независимость.
Навоийская область в 1980-х гг. XX века наряду с Ташкентом и Ташкентской областью была наиболее индустриальным и европеизированным регионом.
В 1958 году появился Навоийский горно-металлургический комбинат (НГМК) и превратил бесплодные пески Кызылкума в мощный центр добычи урана, золота и другого минерального сырья. Само предприятие входило в систему Министерства среднего машиностроения СССР, осуществляющего управление атомной отраслью промышленности.
Промышленные центры – Навои, Учкудук, Зарафшан, построенные в 50-70-е гг. XX века, были современными советскими городами «закрытого» типа с абсолютным преобладанием русскоязычного населения.
Хорошее снабжение товарами народного потребления, высокие зарплаты и технологичные производства заметно выделяли регион на общем фоне.
Поэтому сразу после обретения независимости в Республике Узбекистан было принято решение о воссоздании Навоийской области, которая в 80-х гг. XX века уже существовала как отдельная административная единица, но в 1988-1989 гг. была разделена между соседними регионами.
Отдельный статус Навоийской области давал возможность сохранить промышленный и кадровый потенциал важнейшей экспортной отрасли страны – добычи урана и золота.
Налоговые преференции, повышенные районные коэффициенты к зарплатам в 90-е гг. XX века предотвратили коллапс НГМК, который был и остается крупнейшим налогоплательщиком в республике, остановили отток русскоязычных специалистов и сделали регион привлекательными для иностранных инвестиций.
Развитый город и бедное село
Попытки административно-территориальных образований не обнулили потенциал Навоийской области. Однако этот регион – один из основных «доноров» республиканского бюджета. Успехи Навоийской области, скорее, оттеняют проблемы межрегионального неравенства по стране.
Так, Ташкент и Ташкентская область, которые формируют мощную агломерацию (5,8 млн. чел.), концентрировали и продолжают концентрировать экономические и демографические ресурсы. По данным Государственного комитета Республики Узбекистан, на 2021 год на них приходится 16% населения, почти 28% ВВП республики и более 30% налоговых поступлений.
Как раз следующей по вкладу в экономическое развитие страны идет Навоийская область, которая значительно отстает по населению (менее 3% от населения страны), но ее вклад в ВВП превышает 8%. НГМК дает 20% поступлений в бюджет.
Фактически на 3 административные единицы, где проживает менее 20% населения приходится более ⅓ национального ВВП и более половины всех налогов, собираемых в стране.
В этом плане события в Каракалпакстане, где проживает всего 5,6% населения, производится 3,6% ВВП Узбекистана и собирается менее 3% налогов, не носят критический для республики характер, но в очередной раз показывают, что неравенство между регионами существует.
Неравенство в уровне социально-экономического развития заметно не только в измерении регионов, но и на уровне «город – село» и «большие города – малые города и поселки».
Населенные пункты в сельской местности порой лишены элементарных благ цивилизации – водоснабжения и канализации, обеспечения электричеством и природным газом, не хватает рабочих мест и социальной инфраструктуры (школы и больницы).
Волны административно-территориальной реформы
Одним из инструментов решения проблем сельских территорий власти рассматривают изменения административных границ и статуса населенных пунктов.
В 2005 году после принятия постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию административно-территориального устройства населенных пунктов Республики Узбекистан» была запущена административно-территориальная реформа.
Однако в мае 2005 года произошел исламистский мятеж в Андижане, про реформу благополучно забыли. Пока в 2009 году не запустили госпрограмму «Год развития и благоустройства села», которая потребовала огромных вложений в сельскую инфраструктуру.
Тут вспомнили про административную реформу, и уже в марте 2009 года более 900 сельских населенных пунктов получили статус городских, а более 3 млн. человек стали горожанами.
Так, в одночасье доля городского населения в Узбекистане достигла 50%.
На фоне этого продолжается процесс роста и расширения территории крупных городов (Ташкент, Самарканд, Наманган, Андижан и т.д.), которые все активнее включают в себя прилегающие поселки.
При этом в малых индустриальных центрах, построенных в советское время, инфраструктура приходит в упадок.
И вновь на помощь приходят административные преобразования, новая волна которых прошла в 2019 году, когда 6 городов (Ангрен, Бекабад, Алмалык, Чирчик в Ташкентской области, Ширин в Сырдарьинской области, Зарафшан в Навоийской области) и один поселок (Шаргун Сурхандарьинской области) перешли в республиканское подчинение.
Это решение было продиктовано тем, что эти населенные пункты, имеют стратегическое значение, так как в них расположены крупные промышленные предприятия (например, Алмалыкский горно-металлургический комбинат, Узбекский металлургический комбинат, крупнейшая в Центральной Азии Сырдарьинская ГРЭС и т.д.).
Эти города имеют сложную развитую инфраструктуру, которая нуждается в модернизации, а также являются перспективными экономическими и культурными центрами.
Почему реформы не работают или приводят к кризисам
Главная особенность всех административно-территориальных преобразований заключается в том, что, зачастую, руководствуясь экономическими или политическими соображениями, стремясь решить масштабные задачи, правительство мало проводило разъяснительную работу среди своих граждан.
Так было в 80-е – начале 90-х гг. XX века с Навоийской областью, которую то создавали, то объединяли с соседями, то воссоздавали вновь.
Так было и административной реформой в 2000-е гг., когда сотни тысяч людей в одночасье стали горожанами, но от этого не получили необходимого благоустройства, стабильного обеспечения электричеством и газом, качественного образования или медицинского обслуживания.
Да, и от перехода управления полудюжиной городов в 2019 году на республиканский уровень и создания соответствующего отдела при Кабинете министров Узбекистана проблемы тепло- и водоснабжения, высокая безработица и полуразрушенная инфраструктура никуда не делись.
Ключевая проблема многих реформ в Центральной Азии, в том числе и изменений административно-территориального устройства, заключается в неэффективном исполнении принятых решений и отсутствии полноценной работы с населением.
Продолжение следует...
Поделиться: