Проблемы казахстанского города определяют будущее страны

Дата:
Автор: Артем Данков
Проблемы казахстанского города определяют будущее страны

С постепенным снятием карантинных ограничений в Казахстане жители городов возобновляют свой привычный образ жизни. Однако главными впечатлениями от прогулок становятся жалобы в сети на состояние тротуаров, парков, работу транспорта и т.д. Конечно, проблемы появились не сегодня, а жители двух казахстанских столиц регулярно публично вступаются за судьбу городских объектов или оспаривают инфраструктурные решения. Однако равнять все города постсоветского Казахстана между собой нельзя, очень существенны различия. О проблемах и нуждах сегодняшнего городского населения – в материале к.и.н. , доцента кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук Томского государственного университета Артема ДАНКОВА

Последние 50 лет Казахстан был и остается самой урбанизированной страной Центральной Азии. Однако за почти 30 лет с момента образования Республики Казахстан города страны претерпели радикальные изменения. Изменились география распределения городского населении, этнический состав городов, экономические модели городского хозяйства, структура занятости и образ жизни горожан.

Трансформация городов Казахстана – это результат масштабного урбанистического кризиса, с которым столкнулась страна в 90-е гг. XX века. Развитие городов в советское время было тесно связано с развитием индустрии. 

До начала 90-х годов в Казахстане городская экономика в основном базировалась на предприятиях пищевой, лёгкой и тяжёлой промышленности, а основную массу горожан составляли «европейцы» (славяне, немцы и евреи). Однако распад Советского Союза и жесточайший экономический кризис привели к коллапсу городского хозяйства и нескольким масштабным волнам эмиграции горожан.

Пустующие многоэтажки, разрушенная инфраструктура, отключения электроэнергии, отопления и водоснабжения на несколько лет стали символами городского пейзажа постсоветского Казахстана. Новое лицо городов Казахстана начало формироваться в 2000-е гг., в его создании важную роль сыграло несколько факторов.

Курс на юго-запад

Центр экономической активности стал смещаться на запад, где расположены основные точки добычи нефти и газа, и юг страны, где активно развиваются строительство и сектор услуг (торговля, туризм, транспорт, финансовые операции).

Это привело к тому, что в городском населении Казахстана выросла доля горожан из западных и южных областей, а многие города на юге и западе Казахстана столкнулись с бурным ростом населения. Так, население Шымкента за последние 30 лет выросло в 2,6 раза, Атырау и Актобе – в 2 раза, Алматы – на 80%, Кызылорды – на 60%, Актау – на 15%.

От индустрии к сервису

Переход казахстанской экономики от планового хозяйства к рыночному и последовавшие за этим трансформации экономической модели привели к тому, что города Казахстана, особенно крупные, превратились из преимущественно индустриальных центров в центры сервисной потребительской экономики. Так, по данным за первое полугодие 2019 года в структуре ВРП Алматы доля сферы услуг и торговли занимает 84,6%.

Столичная жизнь

Крупные города Казахстана наряду с сырьевыми регионами превратились в локомотивы экономического роста, концентрируя инвестиции, богатство, потребление и человеческий капитал. 

По данным за 2019 год на три города-миллионника – Алматы, Нур-Султан и Шымкент – приходится более 1/3 ВВП страны. При этом разрыв между мегаполисами и прочими городами, не говоря о сельской местности, в уровне и качестве жизни продолжает увеличиваться. Крупнейшие города растут гораздо быстрее остальных, притягивая молодых, образованных и активных людей, вымывая кадры из регионов, средних и малых населенных пунктов. 

Особенно тяжелая ситуация складывается в некоторых малых городах Казахстана, которые в результате деиндустриализации и дезурбанизации потеряли основу своего экономического существования и в отсутствии альтернативы продолжают медленно деградировать.

Городские казахи

В результате массовой эмиграции этнических меньшинств и урбанизации казахов изменился этнический состав городского населения. Уже к 2010 году 2/3 казахов проживали в городах, составляя 60% городского населения. В трех крупнейших мегаполисах республики казахи, доля которых в 1989 году в населении этих городов не превышала 35%, составляют сейчас более 60%. При этом города по-прежнему являются мультикультурными центрами, в которых проживает львиная доля представителей национальных меньшинств.

В мегаполисах дольше живут?

Главная проблема современных городов – большой разрыв по всем социально-экономическим показателям между крупными городами с одной стороны, и средними и малыми городами с другой, который продолжает углубляться. 

К примеру, ожидаемая продолжительность жизни в 2019 году в Казахстане составила 73 года, в то же время в Алматы этот показатель составил 76 лет, а в Нур-Султане 77 лет. Таким образом, сам факт проживания в мегаполисе дает дополнительные 3-4 года жизни.

В крупных городах можно проще и быстрее найти работу, больше развит сервисный сектор, легче получить государственные социальные услуги. Это привлекает в мегаполисы огромное количество людей, которых города не могут «переварить», что и порождает вторую проблему – растущее неравенство внутри самих мегаполисов.

Без воды, тепла и газа

Высокая стоимость жизни, дорогая недвижимость и массовый приток населения из регионов создает большую прослойку горожан, которые не могут позволить себе базовые для городского среднего класса вещи – собственное жилье, сбережения, доступную медицину и качественное образование. 

В крупных мегаполисах Казахстана растет доля арендного жилья. Например, по данным за 2018 год в Астане (сегодня Нур-Султан) доля арендуемого жилья составила 43%, в Алматы – 34%, в Шымкенте – 25%, притом, что еще в 2006 году эти цифры были гораздо ниже: для Астаны – 13%, для Алматы и Шымкента – 6%.

Невозможность приобрести собственное жилье в крупном городе привела к резкому росту строительства, зачастую полулегального и в пригородной зоне. За последние 20 лет вокруг крупных городов Казахстана выросли многочисленные микрорайоны стихийной частной застройки, лишенные элементарных благ цивилизации – чистой питьевой воды, централизованного отопления, газоснабжения, доступа к медицинским услугам и образованию. Сотни тысяч горожан живут в тяжелых социальных условиях.

По статистике, доля неблагополучных (люди не имеют собственного жилья, постоянного источника дохода, у них низкий доход на члена семьи), а также относительно благополучных (имеют собственное жилье, но имеют низкий доход) в Нур-Султане составляет почти 50%, а в Алматы – 45% населения.

Деньги вне закона

Еще одна проблема для городов Казахстана – преступность. На фоне растущего неравенства в условиях, когда крупные города являются центрами экономической активности, отличаются высокими стандартами жизни и концентрацией финансовых ресурсов, в них регистрируется самый высокий уровень преступности. По данным за 2019 год, на Алматы приходится 22,6%, а на три крупнейших города – 36% всех зарегистрированных преступлений в Казахстане. За последние годы преступность в Казахстане значительно снизилась, однако доля крупных городов в общенациональной статистике остается высокой.

Это вам не ЛРТ…

Казахстанские города страдают от чрезмерной нагрузки на городскую инфраструктуру (транспортная система, сеть социальных, медицинских и образовательных учреждений, зоны отдыха и рекреации). При этом массовое строительство дорожной и социальной инфраструктуры не успевает за спросом и сопровождается неравенством доступа. Если мы говорим, что крупные города разрастаются, то возникает проблема транспортной доступности, и жители отдаленных районов зачастую не могут попасть в центр города или не могут воспользоваться объектами той инфраструктуры только потому, что до них далеко ехать.

Городское население Казахстана продолжает расти, и проблемы городов будут играть все более важную роль в политической и социальной жизни страны. От того, как Казахстан будет справляться с их решением, зависит устойчивое развитие республики в целом.


 

Поделиться:

Яндекс.Метрика