Молодое лицо Центральной Азии: демография определяет политику

Дата:
Автор: Артем Данков
Молодое лицо Центральной Азии: демография определяет политику

Демография чертит будущее региона Центральной АзииВо второй части материала Артема ДАНКОВА – как демография в Центральной Азии определяет внутренние процессы в странах ЦА и к чему обязывает политику России в регионе?

Важным элементом демографического измерения региональной политики является миграция. В Центральной Азии масштабная миграция в постсоветский период изменила этнический состав населения многих регионов, в первую очередь столиц и крупных региональный центров. Это может повлиять на устойчивость социальной и политической системы государств региона. Стоит помнить, что именно в южных пригородах Бейрута, которые с начала 60-х гг. XX века заселялись шиитами из Южного Ливана, и зародилось движение «Хезболла». В пригородах многих крупных городов Центральной Азии уже сформировались обширные районы стихийной застройки, населенные выходцами из других регионов. 

В странах Центральной Азии очень высока доля молодежи. Средний возраст населения, по данным на начало 2020 г., колебался от 22 лет в Таджикистане до 30 лет в Казахстане. Для справки, в России средний возраст населения на начало 2020 г. составил 39 лет. Фактически демографические изменения трансформировали политические лицо стран Центральной Азии – это уже не «бывшие советские республики», это государства, находящиеся на разных этапах процесса нациестроительства. Это стоит учитывать при выстраивании отношений со странами региона. Важнейшей демографической тенденцией последних десятилетий в Центральной Азии является уменьшение доли национальных меньшинств в населении за счет эмиграции и ассимиляции. Это, с одной стороны, приводит к укреплению национального характера государства, а с другой – росту межэтнической напряженности и неуверенности в будущем этнических меньшинств. 

Продолжающийся рост населения создает новые вызовы для экономики и общества, так как молодые люди, которые сейчас составляют большинство населения Центральной Азии, нуждаются в социализации, рабочих местах, источниках дохода, жилье и социальных благах. На все это требуются значительные финансовые ресурсы, которыми большинство стран Центральной Азии не обладают. В силу разных причин ни Россия, ни страны Европейского союза, ни США не смогли оказать существенного влияния экономическое развитие региона. Поэтому за последние 10 лет Китай столь быстро укрепил свои позиции в Центральной Азии. Стремительно наращивая после кризиса 2008-2009 гг. экспорт капитала для поддержания высоких темпов роста собственной экономики, Китай за короткое время превратился в крупнейшего инвестора и кредитора в регионе. Предложения китайской стороны были весьма заманчивы. 

Китайцы не выдвигали политических условий и требований, не призывали соблюдать права человека, они были готовы инвестировать в экономические проекты, развитие инфраструктуры и создание новых производств. Однако скоро стало очевидно, что реализуемые проекты почти не создают рабочих мест для местных жителей, а для их реализации в основном привлекаются китайские компании и специалисты.  Когда сомнительную экономическую эффективность проектов поставили под вопрос – в регионе наметился рост антикитайских настроений.  

Грядущий мировой кризис будет усугублен пандемией короновируса, поэтому очевидно, что объем финансовых и социальных ресурсов стремительно сокращается. В этих условиях молодые и все еще растущие общества в Центральной Азии будут вынуждены бороться за эти ресурсы и искать союзников в этой борьбе. Многовекторность внешней политики стран Центральной Азии есть ничто иное, как попытка получить дополнительные ресурсы для развития.  

Какая политика России должна выстраиваться по отношению к Центральной Азии? Как Россия может участвовать в развитии региона? Россия до сих пор является ближайшим крупным образовательным и технологическим центром, а также рынком труда для выходцев из региона. Более 100 тыс. граждан стран Центральной Азии учатся в российских вузах, что составляет более 40% всех иностранных студентов в России, и их численность постоянно растет[1]. В то же время в России живут и работают более 4 млн. выходцев из центральноазиатского региона[2], а экономики региона во многом базируются на советских и российских технологиях.

Именно в этих направлениях и необходимо развивать отношения России со странами Центральной Азии. Расширение экспорта образовательных услуг, в том числе и за счет открытия филиалов российских вузов, и промышленных технологий в области энергетики, металлургии, машиностроения, транспорта, легкой и пищевой промышленности должны стать приоритетами российской политики в регионе на ближайшие 10-15 лет. 


[1] Рассчитано автором по: Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образованиях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 16 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2019. С 22-23.

[2] Рассчитано автором по: Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года с распределением по странам и регионам / Официальный сайт МВД РФ // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/




ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.  


Поделиться: