Политические процессы в Таджикистане: ротационное затишье, вызовы в сфере миграции и участие в саммите БРИКС

Дата:
Автор: Анушервон Хакимов
В Таджикистане второй месяц подряд наблюдается ротационное затишье. За исключением отставки судьи суда Хатлонской области, других значимых кадровых решений не было. Президент Таджикистана, как и в прошлом месяце, был активен в плане международных поездок. Особого внимания также заслуживают дискуссии между Россией и Таджикистаном по вопросу трудовой миграции. Подробнее — в материале ia-centr.ru.
Политические процессы в Таджикистане: ротационное затишье, вызовы в сфере миграции и участие в саммите БРИКС

Кадровое изменение в судебной системе

Ситуация в кадровой политике Таджикистана после длительного периода масштабной ротационной кампании, начавшейся зимой 2023–3024 гг., успокаивается. Второй месяц подряд проходит без большого количества значимых кадровых решений.

В начале октября президент Таджикистана принял отставку судьи суда Хатлонской области Хадирзода Батира. Судебная система республики в текущем году подверглась значительным кадровым изменениям. Также напомним, что одна из наиболее громких отставок в судебной системе произошла летом именно в Хатлонской области. Тогда президент уволил председателя суда района Шамсиддин Шохин Зохира Муминзоду за деятельность, порочащую честь судьи после того, как стало известно, что бывший судья избил военнослужащего погранвойск.

Активизация контактов между Россией и Таджикистаном

В октябре наблюдалась активизация российско-таджикских связей на различных уровнях. В начале октября в Душанбе состоялось 20-е заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Таджикистаном. Российскую делегацию возглавил вице-премьер правительства Марат Хуснуллин. Ближе к середине месяца Душанбе для участия в Межпарламентском форуме России и Таджикистана посетила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Главной темой для обсуждения в ходе вышеуказанных визитов, кроме гуманитарного и экономического сотрудничества, стал вопрос регулирования трудовой миграции. Марат Хуснуллин отдельно отметил изменения в сфере регулирования трудовой миграции в России с целью повысить эффективность борьбы с нелегальной миграцией. Он предложил создать рабочую группу для координации действий стран в этом направлении.

Саммиты СНГ и БРИКС

В первой половине октября в Москве прошел саммит СНГ. По итогам мероприятия были приняты программные документы по вопросам дерадикализации, развития искусственного интеллекта, а также заявление в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне. В 2025 году председательство в СНГ переходит к Таджикистану, в связи с чем Эмомали Рахмон обозначил приоритеты республики в качестве председателя: развитие экономического, экологического, культурно-гуманитарного и парламентского сотрудничества, а также укрепление практического сотрудничества в сфере безопасности.

В октябре в Казани прошло без преувеличения одно из главных для международных отношений мероприятий в этом году — 16-й саммит БРИКС. В саммите приняли участие делегации из 35 стран, в том числе Таджикистана во главе с президентом республики, и шести международных организаций. Повестка саммита содержала широкий охват тем, результаты обсуждений по многим из них отражены в итоговой декларации.

Эмомали Рахмон не первый раз участвует в саммите БРИКС в качестве приглашенного гостя. Еще в 2017 году он участвовал в саммите БРИКС в Китае. В своей речи на казанском саммите президент напомнил об инициативе Таджикистана по резолюции «Десятилетие укрепления мира во имя будущих поколений» и призвал страны — участницы саммита поддержать ее. Он также пригласил страны-участницы принять участие в Международной конференции высокого уровня по сохранению ледников в Душанбе.

Читайте также: Политические процессы в Таджикистане: внешняя политика и финансирование Рогунской ГЭС

Перспективы сотрудничества России и Таджикистана в сфере миграции и взаимодействия с БРИКС прокомментировал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

– В последние несколько месяцев тема миграции является чуть ли не главной в отношениях России и Таджикистана. В частности, когда председатель Совета Федерации В. Матвиенко приезжала в Душанбе, тема миграции была одной из главных в переговорах. Временами даже доходит до выражения критики со стороны чиновников из Таджикистана в отношении миграционной политики России. Раньше эти вопросы быстро решались после встреч на высшем уровне. Теракт в «Крокусе» всё бесповоротно изменил? Или стороны могут еще найти общее решение?

– Я полагаю, что дело не в «Крокусе». Это, конечно, трагическое событие, которое послужило основанием и поводом для того, чтобы Россия начала активно наводить порядок в сфере миграции. Но дело ведь не только в «Крокусе». Все прекрасно отдают себе отчет в том, что проблема нелегальной миграции требовала своего разрешения и раньше. Попытки наведения элементарного порядка в области контроля над миграционными потоками в России не с «Крокуса» начались. Они идут уже несколько лет. Другое дело, что трагические события в «Крокус Сити» стали триггером для внесения правок в российское законодательство. Та работа, которая велась ранее Государственной думой и в рамках структур исполнительной власти России, просто активизировалась.

Ясно, что это многих настораживает в Душанбе. Делаются выводы о том, что да, сейчас Россия наводит порядок с нелегальной миграцией, но ничего нельзя исключать, и в перспективе возможно введение визового режима со странами, не входящими в ЕАЭС. Эти разговоры раньше воспринимались достаточно маргинальными. Сейчас воспринимаются иначе, как вполне неисключаемые перспективы.

Поэтому мы видим такую реакцию в Таджикистане. Для республики экспорт трудовых ресурсов является если не краеугольным камнем экономической политики, то одним из наиболее значимых факторов, влияющих на экономику страны. Еще в большей мере миграция влияет на социальную сферу. Ресурсы, которые переводились трудовыми мигрантами своим семьям, шли в основном не в государственный бюджет, а на поддержание жизнедеятельности домохозяйств. Но в силу масштабности этих потоков, эти средства позволяли государству безболезненно реализовывать социальную политику. Сотни миллионов долларов, переводимые мигрантами, позволяли государству сбрасывать с себя значительный объем социальных обязательств.

Сейчас тот экономический рост, который республика демонстрирует в последнее время, причем с завидными темпами — 8,3 % в годовом выражении по итогам третьего квартала, в том числе объясняется влиянием сотен миллионов долларов денежных переводов мигрантов. Ясно, что, если эти переводы будут сокращаться, к чему может привести ужесточение миграционного законодательства в России, государству необходимо будет искать ресурсы уже не для дальнейшего стимулирования экономического роста, а на то, чтобы латать многочисленные дыры в социальной сфере. Тогда экономический рост окажется под вопросом.

– По данным АБР, более 48 % ВВП республики составили переводы мигрантов в 2023 году.

– Да, разные есть оценки. В любом случае это значительные цифры. Если эта подушка будет сдуваться, даже если миграция сократится на условные 50 % в течение двух-трех лет, во-первых, всех этих граждан переориентировать на какие-то другие рынки достаточно проблематично.

Несмотря на все усилия исполнительной власти по диверсификации трудовых потоков, пока серьезных успехов, которые позволяли бы в течение короткого периода переориентировать сотни тысяч человек куда-то еще, не достигнуто. Также трудовой рынок самой республики не позволяет переварить значительное количество своих граждан в случае их возвращения и обеспечить их рабочими местами.

В России тоже есть понимание того, что нельзя ставить республику в ситуацию нерешаемого кризиса. Отсюда и мы видим переговоры, которые вела глава Совета Федерации России в Душанбе, и, собственно, последний приезд Эмомали Шариповича на шестнадцатый саммит БРИКС в Казани и встреча с президентом России. В целом все переговоры между странами в течение последних двух кварталов призваны каким-то образом смягчить явную угрозу, которая существует перед социальной стабильностью Таджикистана.

Очевидно, что наведение порядка в сфере трудовой миграции в России продолжится, но я думаю, что Москва постарается избежать форсированных решений, которые могли бы ударить по социальной стабильности Таджикистана.

– Участие Таджикистана в саммите БРИКС – это политический жест в пользу председателя форума? Или Таджикистан может получить практическую выгоду от участия в подобном формате?

– Саммит был действительно ключевым событием председательства России в объединении, но я думаю, что интерес, который демонстрировали к казанскому саммиту лидеры стран ЦА, связан не с тем, чтобы сделать России приятно, они отстаивали в первую очередь свои национальные интересы.

БРИКС – это очень интересный формат. Значимость прошедшего события признают даже противники России. Все понимают, что та же Казанская декларация затрагивает сложнейшие вопросы мирового уровня. В документе отмечена необходимость реформирования ООН, международных финансовых институтов (ВТО, МВФ, Всемирного банка). Все понимают значимость отмеченной в той же декларации неприемлемости односторонних санкций. Также понимают важность достижения целей устойчивого развития, борьбы с изменениями климата, борьбы с терроризмом.

Для того же Таджикистана вопросы, связанные с гармонизацией мировых процессов в области водопользования, борьбы с терроризмом, являются ключевыми приоритетами в политике республики. Представители Таджикистана говорят об этом и с ооновских трибун. БРИКС в этом смысле тоже одна из наиболее значимых площадок, где можно заявлять свою позицию.

То же самое касается экономических решений, которые принимались и будут приниматься в рамках БРИКС. Создание зерновой биржи, например, относится к вопросу продовольственной безопасности. Для Таджикистана этот вопрос крайне важен.

Кроме того, это возможность непосредственно пообщаться с российским руководством по темам, которые являются наиболее острыми и значимыми: трудовая миграция, безопасность, вопросы, связанные с перспективами перестройки всей энергетической и транспортной карты Евразии. Таджикистан намерен участвовать в этих процессах наравне с другими странами региона.

Визит в Казань носил совершенно практический, а не какой-то ритуальный характер. Практический для отстаивания интересов Таджикистана по массе важных для Душанбе вопросов: от климата до миграции, от безопасности до энергетики.

Поделиться: