Топ-5 продуктивных депутатов Казахстана: рейтинг

Дата:
Автор: Анна Даниловская
Топ-5 продуктивных депутатов Казахстана: рейтинг

10 января в Казахстане состоятся парламентские выборы, а значит, срок полномочий действующих депутатов подходит к концу.  

Кто из депутатов шестого созыва Мажилиса был наиболее продуктивным? Ia-centr.ru выяснил, проанализировав депутатские запросы и оценку деятельности «слуг народа» в экспертной среде.

За период с 2016 по 2020 год депутаты приняли 98 законов, рассмотрели почти 300 вопросов и отправили 1150 запросов министрам, премьер-министру и другим государственным руководителям. Только в течение пятой сессии депутаты разработали 35 собственных законопроектов, что почти в два раза превысило цифры предыдущих сессий. 

Исходя из количества депутатских запросов и медийной узнаваемости, мы составили следующий рейтинг (данные по итогам 2020г.). Качественную оценку рейтингу дали казахстанские эксперты-политологи.

Ирина Смирнова (ранее КНПК – сегодня Народная партия Казахстана)

Ирина Смирнова – парламентарий-финалист национальной премии «Народный любимец – 2019». Она активно ведет свой аккаунт в Facebook.

В июле этого года, в тяжелый период пандемии коронавируса, депутат стала волонтером в Управлении общественного здоровья Алматы. В СМИ Смирнова объясняла, как будет работать на практике новый закон о мирных собраниях, а также предложила сделать высшее образование бесплатным, чтобы бороться с «утечкой мозгов».

В этом созыве Смирнова сделала 302 депутатских запроса, в том числе совместно с однопартийцами – Ж.Ахметбековым, Г.Баймахановой, А.Конуровым, В.Косаревым, М.Магеррамовым, Т.Сыздыковым и др.

Айкын Конуров (ранее КНПК – сегодня Народная партия Казахстана)

Айкын Конуров, недавно избранный председателем НПК, сделал 274 депутатских запроса. Конуров ведет свой аккаунт в Facebook, в котором, например, в октябре этого года высказался о системных ошибках при планировании республиканского бюджета на 2021-2023 годы.  

Владислав Косарев, ранее КНПК (не вошел в НПК)

Владислав Косарев отправил 251 депутатский запрос. В 2018 году в СМИ вышла статья о том, как проходит рабочий день депутата Косарева. После ребрендинга КНПК Косарев заявил, что будет создавать коммунистическую партию, но не будет участвовать в грядущих парламентских выборах.

Азат Перуашев («Ак жол»)

Глава партии «Ак жол» Азат Перуашев в этом созыве сделал 132 депутатских запроса. В 2020 году он несколько раз выступал в СМИ в связи с пандемией: в частности, говорил о проблемах в Министерстве здравоохранения и «СК-Фармация», а также высказывал недовольство завершением выплат медработникам, заболевшим коронавирусом.

Также Перуашев известен тем, что в январе 2019 года предложил переименовать Казахстан в Казахскую Республику, а в день отставки президента Назарбаева не смог сдержать слез во время беседы с журналистами.

Наталья Жумадильдаева (Nur Otan)

Член депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана Наталья Жумадильдаева сделала 129 депутатских запросов. 

В СМИ она высказывалась о важности Дня благодарности, о вкладе Нурсултана Назарбаева в успех независимого Казахстана, а также медиа писали о визите депутата в Кызылорду для проверки ремонта в школах города.

По итогам работы депутатов политолог Айдос Сырым заявил, что из приведенного списка по качеству работы лидирует Ирина Смирнова.

«Она совмещает высокий уровень профессиональных компетенций, человечности, активности и т.д. То есть речь не идет только и исключительно об узнаваемости и цитируемости».

Также Сарым отметил активность депутата Нуртая Сабильянова.

«В некоторые месяцы он успевал оформлять несколько запросов о проблемах своего региона. Хотя, быть может, их актуальность с точки зрения политической повестки была недостаточной, но он хорошо делал свое дело, активно лоббировал интересы своих земляков, своего электората. Если исходить из западных критериев, мы знаем, что тот же президент Байден был 35 лет сенатором от штата Орегон. То есть он был весьма эффективным сенатором. Это тоже некоторый критерий».

Айдос Сарым рассказал, что в Казахстане довольно сложно оценивать эффективность депутатов.

«У нас, надо честно признать, мало информации о парламенте, нет полноценной парламентской журналистики.
К сожалению, медийная узнаваемость и цитируемость депутатов действующего парламента вовсе не говорит об их компетентности. Количество запросов – показатель некой активности, который говорит, как минимум, о лоббистских и просто правильных человеческих качествах депутатов».

Эксперт считает, что должно быть несколько линеек измерения деятельности парламентариев, а узнаваемость и цитируемость – это только две из возможных.

«Думаю, что должны появиться специализации и у депутатов: всегда есть и будут, например, серые кардиналы, депутаты-дуайены, депутаты-тяжеловесы, также должны быть высвечены роли комитета по этике и руководителей фракций. Есть очень сильные депутаты вроде Аманжана Жамалова, Меруерт Казбековой, которые, быть может, не сильно пиарятся, но пользуются очень большим уважением среди экспертов, чиновников и т.д». 

Политолог Марат Шибутов также отметил многогранность депутатской активности.

«Это и запросы, и законопроекты, и участие в рабочих группах, а также встречи с избирателями и работа с обращениями граждан. Также нужно понимать, что, например, депутаты Nur Otan и некоторые министры – это однопартийцы, иногда им легче взаимодействовать не только через депутатские запросы, но и в рамках работы партийных фракций».

Шибутов рассказал, что у депутатов партий «Ак жол» и НПК действительно больше запросов, чем, например, от партии Nur Otan.

«Их запросы часто поддерживает целая фракция, поэтому цифра больше. В прошлом году у Nur Otan приходился 1 запрос на депутата, а у коммунистов (ныне НПК – прим.ред.) – 8 запросов на одного депутата. Вдобавок, у Nur Otan другая дисциплина, им часто нужно согласовывать интервью, поэтому они менее медийны, чем акжоловцы и члены Народной партии Казахстана». 

Медийность депутата таким образом не равна его продуктивности, но тем не менее фактор узнаваемости среди населения играет не меньшую роль, чем активная деятельность в парламентских стенах. 

Как минимум, в рамках электорального процесса избиратель ориентируется на узнаваемые персоны, которые успели заработать позитивный образ в медиа и общественной среде. Для этого одного пиара недостаточно, а ценится плодотворный и постоянный труд. 

Поделиться:

Яндекс.Метрика