Экстренный онлайн в Казахстане – как сохранить качество образования
Автор: Андрей Шенин
Как работается преподавателям университетов в онлайне? Какие инструменты и программы сегодня уже используются, а какие стоит порекомендовать? И в чем же главная проблема перехода на онлайн-обучение в Казахстане? ИАЦ МГУ публикует первую часть исследования «Экстренный онлайн», составленного Евразийским центром экономико-правовых исследований Школы права и государственного управления НАО «Университет Нархоз».
Организация очного обучения с применением онлайн-технологий в условиях пандемии 2019-nCOv и объявления режима ЧС в Казахстане – проблема с которой столкнулись все высшие учебные заведения страны. В сложившихся экстремальных условиях, команда Евразийского центра экономико-правовых исследований Школы права и государственного управления НАО “Университет Нархоз” решила приложить усилия к тому, чтобы оценить процесс перехода на онлайн-формат обучения с позиции преподавателей и студентов НАО “Университет Нархоз”.
Казахстан прощается с добротным образованиемОтчет о результатах исследования "Экстренный онлайн" состоит из двух частей:
– в первой проанализированы мнения профессорско-преподавательского состава, освещены технические и методологические аспекты, а также представлены рекомендации для ВУЗов и Министерства образования и науки Республики Казахстан.
– вторая часть посвящена тому, насколько студенты удовлетворены новым форматом обучения, с какими трудностями они столкнулись, и как можно повысить качество образования в сложившейся среде.
Введение
В некоторых сферах так называемые "подрывные технологии" (disruptive technologies) меняют не только отдельные подходы и процессы, но и кардинальным образом влияют на сферу в целом. Так, в сфере юридических услуг технологии позволяют ускорить или в целом заменить часть работы сотрудников. В образовательной сфере технологии применяются как для организации учебного процесса, так и для административной составляющей деятельности учреждений образования.
Среди очевидных преимуществ технологий – оптимизация процессов, сокращение определенных статей расходов, вовлечение обучающихся в процесс с использованием близких им инструментов, расширение разнообразия методов обучения, а также возможность включения тех, кто сталкиваются с барьерами в процессе получения образования. К числу их недостатков относятся ограничения доступа к образовательным ресурсам в связи с отсутствием оборудования или подключения к сети Интернет, необходимость дополнительного обучения преподавателей и пользователей.
Ежегодно на рынке онлайн-образования появляется россыпь новых инструментов, которые призваны облегчить и ускорить процесс обучения, делая тот или иной этап более доступным и многогранным. Большинству обучающихся крайне импонирует модернизация образования и переход процесса обучения в онлайн-режим, и уже сегодня в распоряжении учеников школ и студентов есть целый ряд электронных дневников, систем выставления оценок и платформ для онлайн-обучения. Для преподавателей доступны как онлайн- платформы, которые помогают структурировать процесс, так и инструменты интерактивного обучения, а также бесчисленное количество онлайн-ресурсов, ежедневно пополняющихся новой информацией. Администраторы образовательных учреждений также внедряют технологии в свои процессы, от оценивания студентов, организации процесса до работы с преподавательским и управленческим составом, а также взаимодействия со стейкхолдерами в целом.
Режим ЧП в Казахстане, связанный с пандемией пандемии 2019-nCOv, потребовал от ВУЗов перейти к онлайн- технологиям экстренно, без промедления. Данное исследование проведено по итогам первой недели работы НАО “Университет Нархоз” в режиме онлайн с целью выяснить насколько Университет и преподаватели оказались готовы к новому формату и что необходимо сделать, чтобы сохранить качество образования на должном уровне в сложившихся экстремальных условиях.
Ход исследования
С 18 по 22 марта 2020 года Центром был проведен онлайн-опрос 60 преподавателей Нархоза, включая Школу права и государственного управления, Школу общества, технологий и экологии, Школу бизнеса Университета Нархоз, а также проведено интервьюирование ППС, находящихся в учебных корпусах.
Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку переход от аудиторных занятий к онлайн-лекциям проходил в сжатые сроки и в достаточно экстремальных условиях. Опыт успешной организации работы и готовности ППС к новому формату может оказаться полезен при разработке стратегии развития Университета.
В опросе принимали участие профессора, доктора наук, кандидаты наук и PhD, а также магистры наук. Из них:
- 3,5% в возрасте 20-29 лет
- 24,6% в возрасте 30-39 лет
- 35% в возрасте 40-49 лет
- 29,9% в возрасте 50-59 лет
- 7% в возрасте старше 60 лет.
Анкета состояла из 8 вопросов, включавших в себя вопросы о готовности к переходу на онлайн-обучение, потребностях преподавателей и рекомендациях по улучшению работы в новом формате. Вопросы анкеты были определены в рамках беседы с фокус-группой, в рамках которой команда исследователей выявила основные «болевые точки» и приняла решение сфокусироваться на следующих вопросах:
- Вы чувствовали себя подготовленным для проведения занятий в режиме онлайн?
- Считаете ли вы необходимым использовать новые программы и приложения конкретно для ваших занятий, помимо Word, Power-Point, Moodle и WhatsApp?
- Назовите, какие новые приложения и программы вы используете в своей работе?
- Считаете ли вы, что новые методы онлайн-обучения повышают качество образования?
- Какие технические трудности вы видите при использовании новых онлайн-технологий для занятий?
- Какие методические трудности вы испытываете, преподавая онлайн?
- Как, по вашим ощущениям, студенты реагируют на применение новых технологий?
- Ваш комментарий по улучшению онлайн-образования в Университете?
Анализ результатов
Вопрос №1: Вы чувствовали себя подготовленным для проведения занятий в режиме онлайн?
Вопрос №2: Считаете ли вы необходимым использовать новые программы и приложения конкретно для ваших занятий, помимо Word, Power-Point, Moodle и WhatsApp?
Один из наиболее интересных вопросов во всем исследовании. При формулировке вопроса исследователей интересовало то, какие IT-инструментов необходимо для координации и проведения качественных занятий. Рынок IT предлагает сотни решений для каждой дисциплины – от обычных презентаций и приглашенных спикеров на лекции в режиме онлайн до интерактивных игр и систем фиксации присутствующих на занятии студентов. Что из этого действительно важно, а что – вторично?
Ответы преподавателей предполагают, что они предпочитают остановиться на самых простых и распространенных инструментах:ровно 50% респондентов ответили, что для комфортной и продуктивной работы со студентами достаточно лишь таких приложений, как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Moodle и WhatsApp. Для онлайн-занятий дополнительно добавляется Hangouts Meet.
Вопрос №3 Назовите, какие новые приложения и программы вы используете в своей работе?
Касательно самой работы ППС, которая включает в себя не только преподавательскую часть, но еще исследовательский блок и зачастую административную работу, то для нее требуется более широкий диапазон программ и приложений. В данном вопросе ППС дали более развернутый ответ:
Как видно из анализа, для большинства ППС предпочтительным оказался совсем небольшой выбор программ – Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Moodle и WhatsApp. Но одновременно с этим, почти половина пользуется и такими специализированными программами, как Kahoot! или ресурсом SurveyMonkey.com. Треть – использует Google Docs, позволяющие совместную работу.
Вопрос №4: Считаете ли вы, что новые методы онлайн-обучения повышают качество образования?Исследуя ответы респондентов на данный вопрос, необходимо сразу оговориться, что каждая отдельная дисциплина имеет свою степень совместимости с технологиями онлайн обучения. К примеру, IT-специальности во многом не страдают от нехватки очного общения, в то время как психология и педагогика требуют регулярного отклика и проведения мини-игр или разнообразных практических инструментов для закрепления материала.
Касательно остального, то здесь можно вывести четкую тенденцию – ни один преподаватель не заявляет, что переход на онлайн-образование позволяет лучше донести или усвоить материал, однако большинство подчеркивают «комфорт и удобство» для студента и преподавателя в плане проведения на лекции (при отсутствии технических проблем и перебоев с интернет-соединением).
Среди наиболее любопытных отрицательных ответов можно отметить:
“Есть предметы, которым обучаются на практике...”
“По дисциплинам, связанным с психологией, необходимо проводить со студентами тренинги, упражнения и сразу разбирать. Онлайн это делать трудно...”
“Онлайн обучение расхолаживает студентов...”
“Усвоение материала и взаимодействие со студентами снижаются...”
“Сложно организовать решение задач и кейсов...”
“Качество образования сравнительно ниже, чем офлайн...”
“Посредством онлайн образования можно видеть студентов, но не чувствовать их понимание материала...”
“Годится только, как временная вынужденная мера...”
Ознакомится с остальными вопросами и заключением можно по ссылке
Основные рекомендации Министерству образования и науки РК, учебным заведениям:
Данные рекомендации не претендуют на истину в последней инстанции и сформированы исключительно на основе проведенного исследования. Мы надеемся, что наше видение поможет нашим коллегам повысить качество образования с применением онланй-технолоий в сложившейся ситуации.
1.Провести исследование и оценку опыта перехода к онлайн-образованию с привлечением педагогов, обучающихся, независимых экспертов и исследователей;
2.Оказать методологическую поддержку преподавателям в процессе перехода к онлайн-обучению в формате практических тренингов, пособий, практических кейсов и т.д.;
3.Определить круг инструментов, которые могут использовать преподаватели в онлайн-обучении, предлагать курсы и методологию по работе с такими инструментами в процессе подготовки преподавателей, концентрируясь на основном наборе навыков;
4. Рассмотреть возможность максимального перехода к бесплатным, не требующим лицензии инструментам (важно в данной ситуации учесть возможность обучающихся пользоваться такими инструментами и выстраивать подход на основании такого анализа ситуации);
5. Проводить оценку готовности к переходу на онлайн-формат необходимо с учетом технического обеспечения преподавательского состава и обучающихся;
6. Привлечь экспертов в сфере образования для разработки, адаптации и поддержки преподавателей в применении новых инструментов в режиме онлайн (например, форм организации работы студентов, получения обратной связи); разработать онлайн-платформы для предоставления такой поддержки.
Полный доклад по ссылке
Поделиться: