Экстренный онлайн в Казахстане – как сохранить качество образования

Дата:
Автор: Андрей Шенин
Экстренный онлайн в Казахстане – как сохранить качество образования

Как работается преподавателям университетов в онлайне? Какие инструменты и программы сегодня уже используются, а какие стоит порекомендовать? И в чем же главная проблема перехода на онлайн-обучение в Казахстане? ИАЦ МГУ публикует первую часть исследования «Экстренный онлайн», составленного Евразийским центром экономико-правовых исследований Школы права и государственного управления НАО  «Университет Нархоз».


Организация очного обучения с применением онлайн-технологий в условиях пандемии 2019-nCOv и объявления режима ЧС в Казахстане – проблема с которой столкнулись все высшие учебные заведения страны. В сложившихся экстремальных условиях, команда Евразийского центра экономико-правовых исследований Школы права и государственного управления НАО “Университет Нархоз” решила приложить усилия к тому, чтобы оценить процесс перехода на онлайн-формат обучения с позиции преподавателей  и студентов НАО “Университет Нархоз”.  

Казахстан прощается с добротным образованиемОтчет о результатах исследования "Экстренный онлайн" состоит из двух частей: 

– в первой проанализированы мнения профессорско-преподавательского состава, освещены технические и методологические аспекты, а также представлены  рекомендации для ВУЗов и Министерства образования и науки Республики Казахстан.

– вторая часть посвящена тому, насколько студенты удовлетворены новым форматом обучения, с какими трудностями они столкнулись, и как можно повысить качество образования в сложившейся среде.  


Введение

В некоторых сферах так называемые "подрывные технологии" (disruptive technologies) меняют не только отдельные подходы и процессы, но и кардинальным образом влияют на сферу в целом. Так, в сфере юридических услуг технологии позволяют ускорить или в целом заменить часть работы сотрудников. В образовательной сфере технологии применяются как для организации учебного процесса, так и для административной составляющей деятельности учреждений образования.

Среди очевидных преимуществ технологий – оптимизация процессов, сокращение определенных статей расходов, вовлечение обучающихся в процесс с использованием близких им инструментов, расширение разнообразия методов обучения, а также возможность включения тех, кто сталкиваются с барьерами в процессе получения образования. К числу их недостатков относятся ограничения доступа к образовательным ресурсам в связи с отсутствием оборудования или подключения к сети Интернет, необходимость дополнительного обучения преподавателей и пользователей.

Ежегодно на рынке онлайн-образования появляется россыпь новых инструментов, которые призваны облегчить и ускорить процесс обучения, делая тот или иной этап более доступным и многогранным. Большинству обучающихся крайне импонирует модернизация образования и переход процесса обучения в онлайн-режим, и уже сегодня в распоряжении учеников школ и студентов есть целый ряд электронных дневников, систем выставления оценок и платформ для онлайн-обучения. Для преподавателей доступны как онлайн- платформы, которые помогают структурировать процесс, так и инструменты интерактивного обучения, а также бесчисленное количество онлайн-ресурсов, ежедневно пополняющихся новой информацией. Администраторы образовательных учреждений также внедряют технологии в свои процессы, от оценивания студентов, организации процесса до работы с преподавательским и управленческим составом, а также взаимодействия со стейкхолдерами в целом.

Режим ЧП в Казахстане, связанный с пандемией пандемии 2019-nCOv, потребовал от ВУЗов перейти к онлайн- технологиям экстренно, без промедления. Данное исследование проведено по итогам первой недели работы НАО “Университет Нархоз” в режиме онлайн с целью выяснить насколько Университет и преподаватели оказались готовы к новому формату и что необходимо сделать, чтобы сохранить качество образования на должном уровне в сложившихся экстремальных условиях. 


Ход исследования

С 18 по 22 марта 2020 года Центром был проведен онлайн-опрос 60 преподавателей Нархоза, включая Школу права и государственного управления, Школу общества, технологий и экологии, Школу бизнеса Университета Нархоз, а также проведено интервьюирование ППС, находящихся в учебных корпусах.

Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку переход от аудиторных занятий к онлайн-лекциям проходил в сжатые сроки и в достаточно экстремальных условиях. Опыт успешной организации работы и готовности ППС к новому формату может оказаться полезен при разработке стратегии развития Университета.

В опросе принимали участие профессора, доктора наук, кандидаты наук и PhD, а также магистры наук. Из них:

-     3,5% в возрасте 20-29 лет

-     24,6% в возрасте 30-39 лет

-     35% в возрасте 40-49 лет

-     29,9% в возрасте 50-59 лет

-     7% в возрасте старше 60 лет.

Диаграмма 1.png 

Анкета состояла из 8 вопросов, включавших в себя вопросы о готовности к переходу на онлайн-обучение, потребностях преподавателей и рекомендациях по улучшению работы в новом формате. Вопросы анкеты были определены в рамках беседы с фокус-группой, в рамках которой команда исследователей выявила основные «болевые точки» и приняла решение сфокусироваться на следующих вопросах:


    1. Вы чувствовали себя подготовленным для проведения занятий в режиме онлайн?
    2. Считаете ли вы необходимым использовать новые программы и приложения конкретно для ваших занятий, помимо Word, Power-Point, Moodle и WhatsApp?
    3. Назовите, какие новые приложения и программы вы используете в своей работе?
    4. Считаете ли вы, что новые методы онлайн-обучения повышают качество образования?
    5. Какие технические трудности вы видите при использовании новых онлайн-технологий для занятий?
    6. Какие методические трудности вы испытываете, преподавая онлайн?
    7. Как, по вашим ощущениям, студенты реагируют на применение новых технологий?
    8. Ваш комментарий по улучшению онлайн-образования в Университете?

Анализ результатов

Вопрос №1: Вы чувствовали себя подготовленным для проведения занятий в режиме онлайн?

Диа2.png

Как видно из диаграммы выше, подавляющее большинство преподавателей Нархоза считают, что они были готовы к переходу на онлайн обучение – 62,5% ответили однозначно «да», и еще 26,8% - «да» с оговоркой на необходимость дополнительного инструктажа. Итого – 89,3% против 10,7%, ответивших «нет, мы не чувствовали себя подготовленными».

Вопрос №2Считаете ли вы необходимым использовать новые программы и приложения конкретно для ваших занятий, помимо Word, Power-Point, Moodle и WhatsApp? 

Программы.png
Один из наиболее интересных вопросов во всем исследовании. При формулировке вопроса исследователей интересовало то, какие IT-инструментов необходимо для координации и проведения качественных занятий. Рынок IT предлагает сотни решений для каждой дисциплины – от обычных презентаций и приглашенных спикеров на лекции в режиме онлайн до интерактивных игр и систем фиксации присутствующих на занятии студентов. Что из этого действительно важно, а что – вторично?

Ответы преподавателей предполагают, что они предпочитают остановиться на самых простых и распространенных инструментах:ровно 50% респондентов ответили, что для комфортной и продуктивной работы со студентами достаточно лишь таких приложений, как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Moodle и WhatsApp. Для онлайн-занятий дополнительно добавляется Hangouts Meet.

Вопрос №3 Назовите, какие новые приложения и программы вы используете в своей работе?

Программы2.png

Касательно самой работы ППС, которая включает в себя не только преподавательскую часть, но еще исследовательский блок и зачастую административную работу, то для нее требуется более широкий диапазон программ и приложений. В данном вопросе ППС дали более развернутый ответ:

Как видно из анализа, для большинства ППС предпочтительным оказался совсем небольшой выбор программ – Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Moodle и WhatsApp. Но одновременно с этим, почти половина пользуется и такими специализированными программами, как Kahoot! или ресурсом SurveyMonkey.com. Треть – использует Google Docs, позволяющие совместную работу.

Вопрос №4: Считаете ли вы, что новые методы онлайн-обучения повышают качество образования?

Исследуя ответы респондентов на данный вопрос, необходимо сразу оговориться, что каждая отдельная дисциплина имеет свою степень совместимости с технологиями онлайн обучения. К примеру, IT-специальности во многом не страдают от нехватки очного общения, в то время как психология и педагогика требуют регулярного отклика и проведения мини-игр или разнообразных практических инструментов для закрепления материала. 

Касательно остального, то здесь можно вывести четкую тенденцию – ни один преподаватель не заявляет, что переход на онлайн-образование позволяет лучше донести или усвоить материал, однако большинство подчеркивают «комфорт и удобство» для студента и преподавателя в плане проведения на лекции (при отсутствии технических проблем и перебоев с интернет-соединением).

Среди наиболее любопытных отрицательных ответов можно отметить:


“Есть предметы, которым обучаются на практике...”

“По дисциплинам, связанным с психологией, необходимо проводить со студентами тренинги, упражнения и сразу разбирать. Онлайн это делать трудно...”

“Онлайн обучение расхолаживает студентов...”

“Усвоение материала и взаимодействие со студентами снижаются...”

“Сложно организовать решение задач и кейсов...”

“Качество образования сравнительно ниже, чем офлайн...”

“Посредством онлайн образования можно видеть студентов, но не чувствовать их понимание материала...”

“Годится только, как временная вынужденная мера...”

 

Переходя к положительным моментам, интересно отметить, что при их описании ППС в большей массе чаще ограничивались либо односложными фразами, либо общими словами

Ознакомится с остальными вопросами и заключением можно по ссылке

О
сновные рекомендации Министерству образования и науки РК, учебным заведениям:

Данные рекомендации не претендуют на истину в последней инстанции и сформированы исключительно на основе проведенного исследования. Мы надеемся, что наше видение поможет нашим коллегам повысить качество образования с применением онланй-технолоий в сложившейся ситуации.

   
1.Провести исследование и оценку опыта перехода к онлайн-образованию с привлечением педагогов, обучающихся, независимых экспертов и исследователей;
2.Оказать методологическую поддержку преподавателям в процессе перехода к онлайн-обучению в формате практических тренингов, пособий, практических кейсов и т.д.;
3.Определить круг инструментов, которые могут использовать преподаватели в онлайн-обучении, предлагать курсы и методологию по работе с такими инструментами в процессе подготовки преподавателей, концентрируясь на основном наборе навыков;
4. Рассмотреть возможность максимального перехода к бесплатным, не требующим лицензии инструментам (важно в данной ситуации учесть возможность обучающихся пользоваться такими инструментами и выстраивать подход на основании такого анализа ситуации);
5. Проводить оценку готовности к переходу на онлайн-формат необходимо с учетом технического обеспечения преподавательского состава и обучающихся;
6. Привлечь экспертов в сфере образования для разработки, адаптации и поддержки преподавателей в применении новых инструментов в режиме онлайн (например, форм организации работы студентов, получения обратной связи); разработать онлайн-платформы для предоставления такой поддержки.

Полный доклад по ссылке


Теги: Казахстан

Поделиться: