Казахстан-2018: итоги января. Загадки американского турне.

Дата:
Автор: Андрей Карпов
Казахстан-2018: итоги января.  Загадки американского турне.

Итог 1. Загадки американского турне.

Когда эксперты обсуждают итоги визита Елбасы в США и его встречу с Трампом, то в центре внимания оказываются вовсе не комментарии к реальным результатам переговоров, а чистая конспирология. Особенно это касается российских аналитиков, которые чего только не придумали в стремлении «нагнать жути» по отношению к новым трендам, сформировавшимся по линии отношений Вашингтон-Астана.

Причина подобных волнений лежит на поверхности. Понятно, что интересовало казахстанского лидера на встрече с Дональдом Трампом – инвестиции, технологии, «дело о 22 млрд», поддержка международных инициатив Елбасы. Плюс, неизбежные словесные реверансы американским проектам по Центральной Азии. В частности, президент Казахстана объявил о заключении контрактов на 7,5 млрд. долларов и выразил заинтересованность в формате «С5+1» в рамках обеспечения безопасности на афганском направлении.

Но что было нужно Трампу? В чем американский интерес по отношению к одному из ближайших союзников России? Интрига была и остается именно в этом.

Ажиотаж только усилился после того как была озвучена крайне неоднозначная инициатива о переносе минского формата переговоров по Украине на астанинскую площадку. Многие эксперты упустили из виду, что эту тему «пробрасывали» казахстанские политики еще задолго до заокеанского вояжа президента РК. Трамп в большей степени подыграл, использовал сигнал из Астаны, а не «продавил» это заявление, исходя из собственной стратегии действий. 

Для самого Назарбаева статус «арбитра» наиболее комфортен, с учетом имеющегося опыта личной миротворческой деятельности в самых разных конфликтных ситуациях. Это, если угодно, подтверждение его статуса «международного аксакала». Вот только острота и глубина конфликта между Россией и Западом создает абсолютно иную среду для такого рода инициатив, оставляет мало шансов на то, чтобы предложения Нурсултана Назарбаева были востребованы.

Если же говорить о желании президента Казахстана повлиять в позитивном плане на российско-американский диалог, то и это намерение едва ли осуществимо. Санкционный режим закручивается по новым линиям, нет никаких предпосылок к тому, чтобы ситуация могла кардинальным образом поменяться. 

Американская дипломатия одарила казахстанских партнеров надеждами и улыбками, но всем понятно, что за этой благожелательностью таится железная хватка. Дональд Трамп, судя по всему, искренне полагает, что время играет на него, не только по российскому треку, но и всему постсоветскому пространству. 

Итог 2. Совбез в законе.

Если Нурсултан Назарбаев решит пойти по пути Дэна Сяо Пина, то отныне есть готовая площадка для реализации подобного сценария.

Законопроектом «О Совете Безопасности Республики Казахстан» предлагается регламентировать правовой статус данного органа, а также определить состав и полномочия членов совета. В настоящий момент такие полномочия имеются только у Нурсултана Назарбаева. Однако, после принятия документа, состав совета будет закреплен законодательно.

В состав Совета будут входить президент, председатели Сената и Мажилиса, премьер-министр, государственный секретарь, руководитель администрации президента, секретарь Совета Безопасности, генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны и министр внутренних дел. Первому президенту Республики Казахстан – Елбасы принадлежит право пожизненно возглавлять Совет Безопасности.

Эта формулировка, собственно говоря, и  побудила экспертов «привязать» новый законопроект к сценарию властного транзита. Как отметил ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Уразгали Сельтеев, «с принятием данного законопроекта Совет Безопасности выдвигается на первое место в иерархии государственных институтов. Усиление роли Совбеза, который становится конституционным органом, объясняется нарастанием различных внешних угроз, необходимостью нейтрализации и минимизации внутриполитических рисков, укрепления внутриполитической стабильности». Это внешняя сторона решения. 

А глубже – первый президент сохраняет контроль над принятием стратегических решений и в (возможном) новом качестве, координирует работу всех ключевых ведомств страны. У второго президента страны остается АП, но Елбасы возглавляет конституционный орган с потенциально очень широкими полномочиями.

Поделиться: