ЭКСПО как предчувствие.

Дата:
Автор: Андрей Карпов
Андрей Карпов и Дарья Чижова о старте амбициозного проекта Акорды.
ЭКСПО как предчувствие.

Дарья Чижова: 1,3 миллиарда долларов и ваши мечты сбываются. В столице Казахстана стартовала международная специализированная выставка ЭКСПО-2017. Как можно прокомментировать первые отклики гостей выставки? Насколько велик интерес к проекту со стороны казахстанцев?

Андрей Карпов: Мне показалось, что ажиотажа было намного больше в период подготовки экспозиции. Особенно, если учитывать сопутствующие скандалы и обилие негативных публикаций в казахстанских СМИ. О «зеленой экономике» писали меньше, чем о коррупционных скандалах.

Сейчас, когда выставка открылась, то четко можно прочертить две линии оценки проекта в целом – привлекательность проекта для туристов и интерес к выставочным павильонам со стороны инвесторов. Напомню, что именно два этих фактора продвигались казахстанскими организаторами в качестве «моторов» ЭКСПО–2017. Своего рода индульгенция на трехмиллиардные, по некоторым, неподтвержденным данным, расходы.

Что мы имеем в настоящий момент? Для примера - столичный акимат прогнозирует двухмиллионный приток туристов на время проведения выставки. Ок. Насколько этот прогноз оправдается, зависит от качества работы всей туристической индустрии, от цен на билеты, от интересной культурной программы. Пока, как я понимаю, проблем нет с культурным досугом – общее мнение, на этом направлении все сработано достойно. С другой стороны, есть претензии к ценам, особенно на предприятиях общепита – владельцы сильно задрали ценник.

Дарья Чижова: По ситуации с сервисом и туристической привлекательностью все более или менее понятно. Но все-таки главная задача выставки для Казахстана – презентация новых, прорывных проектов в сфере энергетики. Насколько успешным оказался этот опыт?

Андрей Карпов: Тема прорывных проектов, инвесторов и инвестиций – сюжет открытый и пока рано говорить о каких-то конкретных результатах. Идеология выставки была выбрана очень грамотно – «зеленая экономика» как «предчувствие» перемен в мировых трендах. Это должно быть интересно и для бизнесменов и государственных чиновников.

Но это ведь очень сложная и кропотливая работа – продвижение новых подходов, заключение выгодных контрактов. Посмотрим, в каких именно сферах удастся позиционировать технологические новации «made in Kazahstan» или «made in Russia»…

Дарья Чижова: Возвращаясь к теме затрат, хотела бы обратить внимание, господин Есимов указал значительно меньшую цифру расходов на ЭКСПО. Чуть более 1,3 млрд. долларов. По крайней мере, именно такие данные последние дни постоянно встречаются на страницах казахстанских СМИ.

Андрей Карпов: Да. Тут есть существенное расхождение, которое уже привело к недопониманию между властями двух соседних, дружеских государств. Ахметжан Есимов также отметил, что уже сейчас выставка приносит определенный доход - от спонсорства, продажи билетов, аренды, лицензионно-инвестиционной деятельности, размещения рекламы, парковки, правильного размещения денежных средств доходы составили $220 млн. Плюс, в акимате заявляют, что по итогам четырех месяцев 2017 года в Астану было привлечено 12,3 млрд тенге зарубежных средств – это также рассматривается как положительное влияние ЭКСПО. Но опять-таки некоторые эксперты полагают, что эти показатели завышены.

В любом случае, не будем считать деньги в чужом кармане. Ни одна международная выставка ЭКСПО не стала высокодоходным проектом. В данном вопросе не стоит ожидать от астанинского мероприятия стратегического прорыва.

Дарья Чижова: Что можно пока сказать о российском участии в ЭКСПО? Насколько широко представлены регионы?

Андрей Карпов: 10 июня состоялось торжественное открытие российского павильона. Он посвящен арктической тематике. Необычным было то, что на церемонии открытия российского арктического павильона торжественную ленту не разрезали как обычно, а разбивали. Это было связано с тем, что она была заморожена с помощью жидкого азота. Кроме того, приятный сюрприз - в нашей экспозиции оказался представлен настоящий айсберг.

Что касается регионов, то роль главных «застрельщиков» взяли на себя Свердловская область, Челябинская область, Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Честно говоря, думал, что этот список окажется намного шире.

В целом, российская сторона старалась максимально поддержать казахстанских партнеров. Это касалось и вопросов информационного сопровождения выставки и уровня представительства.

Поделиться: