Андрей Карпов. Казахстан-2017: новый политический сезон стартовал без сенсаций.

Дата:
Автор: Андрей Карпов
Андрей Карпов. Казахстан-2017: новый политический сезон стартовал без сенсаций.

4 сентября в Астане прошло заседание палат парламента РК, на котором выступил президент Нурсултан Назарбаев. По мнению местных экспертов, пауза между весенним и осенним циклами политической жизни Казахстана оказалась очень краткой – почти весь июль и август шли совещания, рабочие встречи, президент выступал с публичными оценками текущей экономической ситуации. Поэтому основные тренды на осень уже были понятны и приняты аналитикам – особенно после информации о ходе закрытого августовского совещания с участием акимов и министров.

В адаптированном под специфический жанр выступления на совместном заседании палат спиче Президент Казахстана еще раз указал министрам на принцип персональной ответственности за реализацию государственных программ: «Всем все расписано по Конституции, по закону. Каждый министр отвечает на своем участке и несет ответственность. Правительство несет полную ответственность за экономическую политику страны, осуществление всех намеченных наших программ». 

В принципе, близкое по сути и смыслу, но выраженное в гораздо более жесткой форме напоминание о персональной ответственности за возможные провалы по линии госпрограмм (сроки до декабря, полная персональная ответственность министров и акимов и проч.) было заложено в августовском «послании» Президента чиновникам. Но поскольку СМИ вновь сделали акцент на данной теме нет сомнений в том, что данный сюжет еще несколько месяцев будет определяющим в судьбе многих представителей национальной бюрократии. По крайней мере, в государственных медиа, где как и в России, «топики от АП» наиболее полно определяют стратегические приоритеты издания.

Вслед за разговором о персональной ответственности всех и каждого президента РК перешел от частного к общему. К проблеме эффективного перераспределения полномочий между ветвями власти. С учетом анонсированной политической реформы – что может быть важнее? Видимо и самому Нурсултану Абишевичу хочется показать, что механизм новых властных значений для каждого института государственного управления, это не какая-то отдаленная перспектива, а ситуация сегодняшнего дня. Что уже много сделано и есть конкретные результаты.

 Впрочем, тема «размежевания» ветвей власти также оказалась встроена в актуальный, текущий контекст.В ходе выступления Нурсултан Назарбаев несколько раз подчеркивал необходимость более строго разграничения зон ответственности – законодатели разрабатывают законы, но исполняют их министры, акимы и чиновники – с них основной спрос: «Всем все расписано по Конституции, по закону. Каждый министр отвечает на своем участке и несет ответственность. Правительство несет полную ответственность за экономическую политику страны, осуществление всех намеченных наших программ. Парламент, как законодательная власть и контрольная власть, осуществляет свои полномочия. И основная сейчас нагрузка идет на исполнительную власть, особенно местную…».

Остается, в таком случае, вопрос – почему же тогда госорганы столь без инициативны (еще одна врезка от августовского совещания), но в этот контекст президент предпочел не углубляться, ограничившись самым общим замечанием.

Наконец, из частных, но запоминающихся моментов – А.Есимов, как и прогнозировали эксперты ИАЦ, останется при ЭКСПО до момента перехода выставочных павильонов в ведение других структур, а процесс-то может оказаться не очень форсированным. Прогнозы на уход Токаева так и остались прогнозами. И, возможно, что это один из самых главных итогов прошедшего понедельника.


Нацбанк расширит свои и без того существенные полномочия, что означает только одно – в битве НБ против банков второго уровня победу по очкам одерживает главный банкир страны. Елбасы, в частности, отметил: «банки все частные. Работали, работали, дошли до ручки, и теперь государство опять финансирует. Надо кончать с этим, надо эти банки лучше уничтожить и взять на себя, чем им платить. Почему мы должны частнику, который сам работает зарабатывает еще и субсидировать. Сейчас другая система».

Как видите, многие проблемы и вопросы созвучны российским реалиям. Живем-то похоже, но все чаще решаем проблемы по-разному, с учетом масштабов и амбиций.

Поделиться: