Три сценария развития Казахстана в новых политических реалиях. Презентация аналитического доклада
Автор: Андрей Чеботарев
5 сентября в г. Нур-Султане состоялась презентация аналитического доклада «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы» подготовленнего Казахстанским Центром Аналитических Исследований «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан, Казахстан) и Центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, РФ) на основе результатов проведенного в первой половине августа 2019 года экспертного опроса, в котором участвовали 25 респондентов – политологов, социологов, историков и общественных деятелей. ИАЦ МГУ публикует краткое содержание доклада – полный его текст будет частями обнародован на следующей неделе.
Основываясь на результатах исследования, направленного на получение объективных оценок ключевых тенденций и перспектив политического развития Казахстана, авторы констатируют: с 19 марта 2019 года, когда Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил о сложении полномочий президента Республики Казахстан, передав их председателю Сената Парламента РК Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, Казахстан вступил в качественно новый этап развития.
К этому этапу республика подошла состоявшимся и признанным международным сообществом суверенным государством. Под руководством Первого президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева были созданы серьезные политические, экономические, социальные и духовно-культурные основы и заданы четкие стратегические ориентиры для дальнейшего поступательного движения страны. Сформирована и поддерживается система общенациональных ценностей, среди которых выделяется межэтническое и межконфессиональное согласие. На основе принципа многовекторности проводится проактивная внешняя политика, призванная усилить роль и участие Казахстана в международных процессах регионального и глобального уровня.
Одновременно в республике сформирована жестко централизованная система президентского правления с элементами персоналистского политического режима. Наблюдаются номинальный характер разделения властей в пользу исполнительной власти, ограничения для деятельности государственных (парламент, маслихаты) и негосударственных (политические партии, профсоюзы, СМИ, местное самоуправление) институтов, высокий уровень неформальных патронально-клиентальных отношений. Формальное отношение многих чиновников и сотрудников квазигосударственных структур к выполнению своих непосредственных служебных обязанностей, их фактическая дистанцированность от общества, недооценка серьезности ряда вызовов и проблем республиканского, регионального и локального уровней, высокий уровень коррупции создают серьезные угрозы дезорганизации и дисфункции системы государственной власти и управления, роста недоверия в обществе к данной системе и ее отдельным представителям.
С учетом этих факторов смена главы государства изначально рассматривалась многими политиками и экспертами как процесс, чреватый серьезными рисками для стабильного развития Казахстана. Во многом это обусловлено фактором групп влияния внутри правящей элиты как ведущих участников общественно-политических процессов в Казахстане, фактически определяющих их содержание, ход и результаты.
В этих условиях решение Нурсултана Назарбаева относительно ухода с поста главы государства с передачей президентских полномочий Касым-Жомарту Токаеву и последующим их закреплением посредством проведения 9 июня 2019 г. досрочных президентских выборов позволило осуществить переход власти в максимально контролируемом формате. Сохранение же Елбасы во главе Совета Безопасности РК, партии «Nur Otan» и Ассамблеи народа Казахстана является ключевым фактором преемственности официального политического курса страны и сохранения статус-кво правящей элиты и выстроенного баланса сил внутри нее.
При таких обстоятельствах ожидается, что Казахстан определенное время будет развиваться инерционно, сохраняя сформированные основы и механизмы реализации внутренней и внешней политики. Вместе с тем при отсутствии опыта смены государственного руководства и способствующих ей устойчивых политических институтов дальнейшие процессы и события в стране могут протекать непредсказуемо.
В настоящее время очевидно, что смена президента страны задала тренд на определенные изменения в обществе и государстве. Однако в процессе выстраивания новым руководством Казахстана своего политического курса наблюдается попытка соединения двух противоположных друг другу векторов: преемственности, которая предполагает высокий уровень сохранения существующего положения дел и прогресса, который ориентирует на проведение определенных политических и иных преобразований.
В связи с этим президенту в процессе выработки, принятия и реализации различных мер придется находить и поддерживать баланс между двумя этими векторами, противоположными друг другу по смыслу, олицетворяющими собой определенный уровень соответственно консервации и либерализации существующего уклада казахстанского общества и государства.
Это обстоятельство дает основания говорить о том, что в настоящее время Казахстан развивается в условиях политической турбулентности, которая усиливается уникальной и при этом фактически не отраженной в Конституции РК новой конфигурацией политической власти. Обеспечивая сохранение участия Н. Назарбаева в управлении страной, она вносит определенную дезориентацию среди государственных служащих, парламентариев, представителей бизнес-элиты и широкой общественности, а также зарубежных официальных и деловых кругов.
Подобная ситуация создает предпосылки для дальнейшего размежевания отечественной элиты и осложняется заметным ростом гражданской и протестной активности среди населения, что обусловлено ощущением определенной частью казахстанцев на волне смены руководства страны возможностей для серьезных социально-политических изменений и некоторым ослаблением не готовой к данной смене системы власти.
Исходя из этих вводных, авторы доклада предлагают три возможных сценария развития Казахстана в краткосрочной перспективе.
Первый из них предполагает укрепление позиций нового руководства Казахстана при определенной либерализации политической системы страны – постепенное расширение президентом РК Касым-Жомартом Токаевым своих возможностей в процессе руководства страной посредством формирования и продвижения своей команды, проведения заявленных политических преобразований с целью повышения уровня доверия среди населения и укрепления официальных институтов и активизации деятельности на международном направлении.
Второй сценарий – закрепление текущей конфигурации политической власти при обеспечении баланса между либерализацией и консервацией. В рамках данного сценария ожидается сохранение максимального участия Елбасы в политической жизни Казахстана, с одной стороны, и поддержание позиций Касым-Жомарта Токаева на уровне, позволяющем ему достаточно эффективно осуществлять президентские полномочия, с другой стороны. При этом решения по наиболее важным вопросам развития страны второй президент будет принимать исключительно по согласованию с первым. Тем самым деятельность главы государства будет носить номинальный характер.
Наиболее пессимистичный сценарий – возникновение политического кризиса в условиях усиления консервации политической системы страны. При нем прогнозируются ограничения возможностей для действующего президента РК по полноценному руководству страной и проведению заявленных им политических преобразований, что может привести к серьезным противоречиям между «центристами» и «консерваторами». Особенно ощутимыми противоречия могут быть между ведущими представителями президентской команды и определенными группами влияния и/или отдельными представителями ближайшего окружения Елбасы. В этих условиях возникают риски раскола в правящей элите и серьезных сбоев в деятельности системы власти и ее ключевых институтов.
Рассматриваемую ситуацию может усугубить нарастание протестных настроений в обществе, которые особенно сильно проявятся во время подготовки и проведения парламентских и местных выборов.
Относительно внешнеполитических аспектов дальнейшего развития Казахстана опрошенные эксперты в своем большинстве отмечают сохранение текущего внешнеполитического курса страны на основе многовекторности и лавирования между крупными мировыми акторами. При этом важно, что никто из респондентов не считает вероятным снижение Казахстаном уровня взаимодействия с Россией в пользу расширения двустороннего сотрудничества с Китаем, США и Евросоюзом.
Кроме того, действующее руководство республики настроено на расширение сотрудничества стран-участниц Евразийского экономического союза, развитие общего рынка и принятие совместных усилий по устранению барьеров в торговле и транзите. Все это будет также способствовать развитию взаимоотношений между Казахстаном и Россией.
При этом сохранение Россией ограничений для допуска казахстанских товаров в целях реализации на ее внутреннем рынке или транзита в другие страны, межгосударственные споры по этому поводу, могут в любой момент выйти на уровень так называемых «торговых войн» с негативным отражением в политической плоскости. В том числе это может привести к резкому снижению взаимного товарооборота и торгово-экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС.
Негативную реакцию среди казахстанской элиты и общественности вызывают также инициативы представителей официальных кругов России по поводу углубления евразийской интеграции, включая возможное введение в ЕАЭС единых гражданства и валюты. В Казахстане эти инициативы расцениваются на уровне угрозы суверенитета и национальной безопасности страны.
В целом осуществление Казахстаном в среднесрочной перспективе внешнеполитической деятельности, включая развитие взаимоотношений с Россией, во многом будет зависеть от того, в каком направлении будет развиваться политическая ситуация в самом Казахстане и как на это будут реагировать его ведущие внешнеполитические партнеры.
Поделиться: