Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Женское лицо» узбекистанского бизнеса

«Женское лицо» узбекистанского бизнеса

30.04.2019

Автор: Алтынай Алиева

Представительницы прекрасного пола составляют почти 50 % населения Узбекистана. Всего в этой стране сегодня проживает более 33 млн. человек. Более 82% женщин занято в системе здравоохранения и социальных услуг, на 10 % меньше их в науке, образовании, культуре и искусстве. На долю сельскохозяйственной отрасли приходится 45 % женщин, в промышленности - 38%. Доля женщин, занимающихся предпринимательством, по данным Торгово-промышленной палаты Узбекистана, составляет около 10%. 

 
    Начать свое дело помогают кредиты  

В этом году на развитие женского предпринимательства в стране будет выделено более 12 млн. долларов.  Половину суммы направят на поддержку сельчанок, решивших заняться предпринимательством. Тем, кто не знает с чего начать, помогут в Центрах предпринимательства женщин, которые появятся во всех областях и Республике Каракалпакстан.    

В них, согласно постановлению президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке  предпринимательской деятельности женщин», принятого в марте этого года, научат составлять бизнес-планы,  ведению бухгалтерского учета, пользованию современных информационных технологий и многим другим навыкам.   

В центрах женщинам окажут содействие в поиске надежных деловых партнеров, приобретении оборудования, пустующих зданий и реализации выпускаемой продукции. Будущие предпринимательницы, прошедшие   обучение и зарекомендовавшие себя, получат льготные кредиты. Льготный период такого кредита – 6 месяцев,  срок погашения – 3 года, ставка составляет 8% в год.     

Однако прежде получательнице предстоит заручиться поддержкой районного или городского комитета женщин. По инициативе таких комитетов, в минувшем году в регионах страны было создано свыше 2 тыс. малых предприятий, которые обеспечили работой почти 18 тыс. женщин.  
В 2017 г. на развитие женского предпринимательства в Узбекистане направили  2 трлн. 700 млрд. сумов кредитных средств. Денежные средства получили более 120 тыс. женщин.     

В минувшем годусумма кредитов составила 3 трлн. 361 млрд. сумов. Это примерно столько же, сколько было выделено в 2014 – 2016 гг..    

  Семья и бизнес – единое целое

В ноябре 2017 г. в Ташкенте, Самарканде и Фергане прошла первая Глобальная неделя предпринимательства, в которой приняли участие  менеджеры, экономисты, деловые люди из России, Казахстана, Кыргызстана,  Израиля и других стран.    

Одна из сессий мероприятия называлась «Бизнес для женщин».  На ней успешные деловые леди, сделавшие себе имя и накопившее состояние, советовали начинающим предпринимательницам, как стать успешнее, при этом, сохранив семью.    

Хозяйка футуристического бутика в Ташкенте Нодира Вахидова отметила, что «идея с бизнесом почти такая же, как беременность, которую  необходимо вынашивать, производить на свет, а затем ставить на ноги».Тренер Хилола Сулейманова подчеркнула связь предпринимательства и семьи: «материнство помогает стать бизнес леди».  

Практически у всех предпринимательниц Узбекистана есть семьи и дети,  которым они уделяют внимание не меньше чем, любимому делу. 
Роза Уразбаева из Нукуса – одна из них. В начале своего предпринимательского пути она открывала торговые точки, ресторан, сейчас у нее швейный цех, занятый  пошивом спецодежды для  многих крупных предприятий  Каракалпакстана. Мама двоих приемных детей, она также поставила на ноги пятерых детей своего мужа. По ее словам, именно желание обеспечивать семью и подтолкнуло заняться предпринимательством. Хорошая кредитная история дала возможность не только заручиться поддержкой банков, но и стать держателем акций одного из них.  

Два года назад продукт деятельности Мавлюды Салиховой из Ташкента – ореховая паста, была названа лучшим  инновационным проектом в Узбекистане. Бизнес начался с приготовления  арахисовой пасты для внуков. Сегодня на предприятии, созданном бывшей учительницей производят до 5 тыс. банок полезного лакомства.  Сегодня управлять фабрикой помогает сын, а продукцию поставляют во многие крупные магазины Ташкента и других городов страны.    

Другая предпринимательница Зилола Атаханова несколько лет назад открыла  кафе здорового питания в Ташкенте. Вложиться в мечту помог банк, выдав кредит, а знакомые одолжили не достающую сумму.  После того, как предпринимательница рассчитается со всеми долгами, она сможет выйти на прибыль. О том, что вложилась в проект, молодая мама не жалеет. Вкусная пища должна быть здоровой и полезной. И многие из посетителей необычного кафе это уже оценили.    

  Награды – достойным 

В марте этого года директор ташкентского консалтингового агентства «GreenBusinessInnovation» Саида Юсупова была названа одним из победителей международного конкурса среди женщин-предпринимателей, которые ежегодно проводится при поддержке Группы Всемирного банка и ООН. 

Международный конкурс «Цели устойчивого развития ООН и женщина» направлен на то, чтобы  оценить  вклад  женщин-предпринимателей в различных странах мира в решение глобальных социально - экономических и экологических проблем. Участницы должны руководить предприятиями,  годовой  оборот  которых составляет не менее 100.000 долларов. В этом году поступило более 1200 заявок от женщин – предпринимательниц со всего мира, Саида Юсупова оказалась одной из тех, кого назвали лучшей. Ее агентство оказывает консультационные услуги по вопросам изменения климата, энергосберегающих технологий, возобновляемых источников энергии, информационных технологий и инноваций, участия женщин в технологических проектах и социального предпринимательства.    

Для Узбекистана это один из показателей того, что женщины ничуть не уступают представителям сильного пола в области реализации своих идей, а в чем-то -даже их превосходят.   

  Пусть меня научат 

Несмотря на то, что государство поддерживает начинания предпринимательниц и оказывает им всяческое содействие, в Ассоциации деловых женщин Узбекистана (АДЖ) «Тадбиркор аёл» считают, что «одной из главных проблем, препятствующих развитию женского предпринимательства в стране, является низкий уровень результативности системы бизнес-образования женщин. В частности, из-за отсутствия системного подхода к их образу жизни, роли в социальной жизни, национальному менталитету предоставляемое бизнес-образование не дает ожидаемых результатов».

Для решения данной проблемы, по мнению экспертов ассоциации,  необходима комплексная работа по организации целостной системы с обязательным посттренинговым сопровождением и практической поддержкой.   «Программа совершенствования системы бизнес - образования для женщин в Узбекистане в 2018-2020 годах», разработанная АДЖ, будет способствовать развитию женского предпринимательства  в стране. 
Состоящая из четырех модулей: «Бизнес-планирование и финансовая грамотность», «Эффективное управление бизнесом», «Конкурентоспособность и продвижение продукции на рынке», «Особенности ведения бизнеса в Узбекистане: женщина, семья, бизнес, традиции и современность»,-она охватит 78 тысяч женщин, проживающих в 180 населенных пунктахУзбекистана.
 


Теги: Узбекистан

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение