Выход Кыргызстана из ЧП: ситуация осталась под контролем?

Дата:
Автор: Алибек Мукамбаев
Выход Кыргызстана из ЧП: ситуация осталась под контролем?

С 11 мая в ряде районов Кыргызской Республики был отменен режим чрезвычайного положения. При этом в некоторых районах остается карантин. 

В целом, власти столкнулись как с критикой, но в основном с пониманием со стороны граждан. Одним из важнейших результатов, который достигли власти это открытость процесса борьбы с последствиями пандемии. 

Данные по ситуации озвучили на брифингах, которые транслировали в прямом эфире телеканалы и радио, а также в социальных сетях. Например, телеграм-канал был создан в ночь с 17 по 18 марта 2020 года, и 18 марта было официально объявлено об обнаружении больных в Сузакском районе. На 11 мая у телеграм-канала 55,477 читателей и 15,3 тысячи подписчиков странички штаба в инстаграм. Данные даются своевременно и на двух языках.

Власти вводили режим и ЧС, и ЧП, не теряя времени, и ограничительные меры дали свои плоды. Число зараженных вирусом хоть и растет, но ситуация не вышла из-под контроля.

Еще в январе 2020 в аэропортах были установлены тепловизоры и брались образцы для проведения анализов. И власти были готовы к тому, что короновирус придет, несмотря на заявление бывшего министра здравоохранения о том, что он не допустит проникновения вируса. Именно медицинский персонал оказался недостаточно обеспечен защитными средствами. Уже к 1 апреля министр подал в отставку после решения Совета Безопасности, и более того власти гражданские активисты предприняли решительные действия по улучшению уровня безопасности медицинских работников.

Своевременные решения о запрете въезда для всех иностранцев и о приостановке всех авиасообщений, принятые в тот же день, как были обнаружены первые заболевшие, способствовали предотвращению быстрого распространения вируса. Как и своевременный запрет на движение общественного транспорта с 22 марта 2020 года.

Конечно, были накладки. Во всем мире не знали и сейчас не знают до конца, как бороться с вирусом. Решения, которые, так или иначе, приводили к неудобствам граждан, всегда корректировались. 

Какие-то накладки происходили, в том числе и потому, что граждане, по сути, видели работу правительства в онлайн режиме. А любому человеку свойственно ошибаться, тем более, если с такой ситуацией практически никто в мире не сталкивался кроме стран ЮВА во время эпидемии птичьего гриппа в начале 2000-ых.  

Важно, что власти, осознавая некоторые недочеты уточняло решения и процедуры в пользу облегчения жизни сограждан. Например, вначале говорилось о том, что нужно носить с собой заполненную форму маршрутного листа и иметь постоянную регистрацию в городе Бишкек. Позже было принято решение о том, что можно заполнять лист вручную и для тех, кто не имеет постоянную регистрацию в городе, достаточно иметь справку от ТСЖ или квартальных. Позже появилась возможность заполнять маршрутные листы на своем телефоне. Открытость и готовность оптимизировать свои решения практически в режиме 24/7 позволила держать ситуацию под контролем в тесном взаимодействии с гражданами.

Многие наши сограждане остались без работы, поскольку работали в сферах, деятельность которых была приостановлена. Кто-то работал в ресторанах, торговых центрах, рынках. Получали заработную плату еженедельно или ежедневно и не имели возможность иметь накопления. Правительство, в том числе при помощи международных доноров, благотворительных фондов и неравнодушных граждан приступило к раздаче продуктовой помощи социально уязвимым слоям. Была создана комиссия по контролю над распределением данной помощи, куда вошли и представители гражданского общества. 

Так же были сделаны послабления для бизнеса в виде отсрочек по налогам для тех компаний, которые приостановили свою деятельность из-за короновируса и отсрочек по сдачам налоговых отчетов и деклараций.

Имела место и несознательность некоторых кыргызстанцев. Граждане, прибывшие с других стран до приостановления авиасообщения и до введения режимов ЧС и ЧП, не соблюдали условия домашнего карантина и передвигались по стране, активно общаясь с родственниками, что увеличило нагрузку на всех задействованных в противовирусных мероприятиях, так как пришлось выявлять всех контактных. Последние действия наших сограждан, которые отказались переждать такую ситуацию сначала в Москве, в специальных местах, которые были организованы посольством КР и диаспорой, а позже отказались переждать в детском лагере и палаточном городе предоставленных властями Оренбургской области по просьбе посольства. Наши сограждане, проявив несознательность, требовали вывести их в КР хотя прекрасно были осведомлены о том, что границы закрыты. Некоторых граждан правительство, несмотря на большой риск распространения вируса, все-таки вывезла, но, к сожалению, столкнулась с 55 новыми случаями заражения и попыткой бегства из обсервации. 

Все сделанное должно быть не только проанализировано, но и подготовлен детальный отчет по действиям всех структур. На основании отчетов должна быть дана оценка каждой структуре и каждому специалисту персонально. Но самое главное, должны быть новые инструкции для всех ведомств по действию и, самое главное, взаимодействию в подобных ситуациях. У каждого главы ведомства, департамента и отдела, равно как и всех региональных руководителей и глав МСУ должны лежать подробные инструкции по действиям во время ЧС, проводится учения. Так же экспертами правительства должны быть проведены моделирования ситуаций и краш-тесты. Так, другую кризисную ситуацию мы встретим более подготовлено и осознанно. 


ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.  


Поделиться: