В Кыргызстане президенту вернут полномочия?

Дата:
Автор: Алибек Мукамбаев
В Кыргызстане президенту вернут полномочия?

В Кыргызстане 1 апреля 2020 года на обсуждение был предложен законопроект о «О назначении референдума по определению государственного устройства Кыргызской республики». Согласно его формулировке, гражданам Кыргызстана будет предложено выбрать между парламентской и президентской формой правления. 

Несмотря на информационный ажиотаж по поводу предложения, эта инициатива о выборе формы правления в стране не первая. В прошлом году депутат парламента Бакыт Торобаев, лидер партии «Онугуу-Прогресс» уже предлагал проведение референдума по определению формы правления в Кыргызстане.

Сегодняшняя инициатива выдвинута в непростое для страны время – с 25 марта на некоторых территориях страны, включая столицу, действует режим чрезвычайного положения (ЧП).

Кто стоит за законопроектом?

Примечательна и личность депутата, инициировавшего данный законопроект. Курманкул Зулушев – член фракции «Республика-Ата-Журт», бывший прокурор и судья. Это его не первое резонансное заявление в стенах парламента. Отличился он и другими, иногда очень экстравагантными предложениями.

В январе 2019 года шли бурные обсуждения уже принятых новых кодексов в КР, по которым, например, в стране были ужесточены штрафы за плевки. В ходе обсуждений депутат заявил: «Плевание – норма поведения, а не нарушение. Человек же не стол разбил или еще какой-нибудь предмет». Также Зулушев предлагал лишить депутатов законотворческой инициативы, предполагая, что депутаты должны только голосовать.

Но при этом нужно отметить и существенную роль депутата в ключевых событиях последних двух лет. Разберем на примерах.

  • В марте 2018 года депутат Зулушев обрушился с критикой на правительство Сапара Исакова из-за январской аварии на бишкекской ТЭЦ.

В мае 2018 года Исакову было предъявлено обвинение в коррупции в рамках дела по модернизации ТЭЦ, а в июне он был взят под арест, и в декабре 2019 года по решению свердловского районного суда осужден на 15 лет с конфискацией имущества.

  • Весной 2018 года Зулушев стал одним инициаторов законопроекта,  в котором была расписана процедура привлечения экс-президентов к уголовной ответственности. В ноябре 2018 года парламентский комитет исключил из Закона «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики» статью 12, которая касалась неприкосновенности. В апреле 2019 года закон приняли в трех чтениях. В июне 2019 года депутаты приняли постановление о лишении Алмазбека Атамбаева статуса экс-президента.
  • В мае 2019 года разгорелся скандал – родственника премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева обвинили в лоббировании интересов нового сотового оператора «КТ Мобайл». Зулушев тогда возглавил депутатскую комиссию по расследованию данного вопроса. В июне 2019 комиссия сделала заключение. По ее мнению, совместное сотрудничество MegaCom и «КТ Мобайл» не противоречит законодательству.

Таким образом, нужно со всей серьезностью отнестись к данному законопроекту, даже если депутат и заявляет, что его внесение, это целиком и полностью его личная инициатива.

Президент – «в минусе», кто тогда «в плюсе»?

Кыргызстан до 2010 года, так или иначе, был президентской республикой, пусть даже формально и президентско-парламентской. С 2010 года формально это парламентская, точнее парламентско-президентская страна.

В результате двух неспокойных смен власти, у определенной части элиты и гражданского общество возникло стойкое убеждение, что президентская форма правления неминуемо приводит Кыргызстан под контроль одного клана или семьи. По этой причине, по Конституции 2010 года были существенно сокращены полномочия президента.

Парламент имеет теперь право практически напрямую формировать правительство и смещать его. За 10 лет сменилось 10 премьер-министров, в том числе и в результате развалов парламентских коалиций.

Парламент состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе. Депутат парламента может быт-ь назначен на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях Парламента. Депутат не связан императивным мандатом. Отзыв депутата не допускается. Фракции коалиции большинства формируют правительство.

За парламентом остается последнее слово в вопросах назначений судей Верховного Суда, Генерального Прокурора, Главы Национального Банка, членов ЦИК и Счетной Палаты. Парламент утверждает бюджет и отчет о его исполнении. Он же выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности.

По действующей Конституции президентом не может быть избрано одно и то же лицо дважды, и президент имеет довольно усеченные полномочия по сравнению с предыдущими. Большинство своих прав он проводит через Парламент.

Президент имеет право назначать и освобождать единолично только глав комитетов обороне и национальной безопасности. Но как показала практика иногда этого достаточно. Но при этом Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности.

Аргументы сторонников парламентской формы в продолжении материала на портала ИАЦ МГУ...




ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.    

Поделиться: