Парламентский сезон: как выбирают депутатов в странах Центральной Азии?

Дата:
Автор: Алибек Мукамбаев
Парламентский сезон: как выбирают депутатов в странах Центральной Азии?

Осень 2020 г. станет одним из самых «горячих» политических сезонов для стран Центральной Азии. Несмотря на пандемию, 4 октября в Кыргызстане выбирают парламент. 11 октября в Таджикистане пройдут очередные президентские выборы, там весной 2020 г. уже выбрали нижнюю палату парламента.

В Казахстане в разгаре праймериз – кампания продлится до 3 октября, недавно прошли выборы депутатов верхней палаты парламента, а уже в начале 2021 г. состоятся очередные выборы в нижнюю палату.

Для каждой стран регионы – этот электоральный сезон пройдет по-разному. Что представляют собой парламенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана? Как проходят выборы, и насколько влиятельны парламенты в странах ЦА – разбирается Алибек МУКАМБАЕВ

Как избираются парламенты?

В трех из пяти стран региона действуют двухпалатные парламенты. В верхней палате предусмотрена квота президента. В Казахстане – 30%, в Таджикистане – 24%, в Узбекистане – 16% от числа депутатов верхней палаты назначаются президентами. Остальные депутаты избираются от регионов. 

Снимок экрана 2020-08-23 в 22.11.40.png

Снимок экрана 2020-08-23 в 22.03.56.png

Снимок экрана 2020-08-23 в 22.04.03.png

Число депутатов разнится от 99 депутатов в Таджикистане (обе палаты), до 250 депутатов в Узбекистане (обе палаты). 

Что касается нижних палат парламентов вышеупомянутых стран и парламентов Кыргызстана и Туркменистана, то здесь так же представлены как мажоритарные, так и пропорциональные системы выборов.  

В Туркменистане депутаты избираются по одномандатным округам. В Таджикистане избираются по смешанному типу: часть по одномандатным округам, часть по партийным спискам. В Узбекистане по одномандатным округам, но кандидаты должны представлять партии. В Казахстане и в Кыргызстане избираются по пропорциональной системе.

Одна или две палаты?

Страны региона неоднократно меняли способы формирования парламента и его структуру. Таджикистан перешел с однопалатного парламента на двухпалатный парламент в 2000 году. В Туркменистане до 2013 как фактически, так и формально была однопартийная система. В Казахстане в 1995 году так же перешли на двухпалатный парламент. В Узбекистане с 1994 года парламент является двухпалатным.

Модель Кыргызстана – история парламентской системы

Кыргызстан больше всех менял структуру и процедуру избрания. До 1995 года как во многих странах региона действовал Верховный Совет. В 1995 году страна перешла на двухпалатный парламент, избираемый по мажоритарной системе. В 2000 году часть депутатов законодательного собрания избирались по партийным спискам. В 2005 году ввели однопалатный парламент с депутатами, избираемыми по мажоритарной системе. В 2007 году перешли на выборы по партийным спискам, и партия «Ак Жол» получила 71 место из 75. 

В 2011 году, опять же согласно новой редакции Конституции, Жогорку Кенеш был избран по партийным списком, но с вышеупомянутым ограничением –не более 65 мест в парламенте. Так же действовали барьеры: общий барьер 5% и 0.5% от общего числа избирателей в каждом регионе. В 2015 году общий барьер составил 7%, а региональный – 0.5% от пришедших на выборы.

В 2017 вступило в силу изменение порога до 9%, но 30 июня 2020 года Президент Жээнбеков подписал закон о возврате порога в 7%. Также есть гендерные, молодежные и этнические квоты, при этом квоты распространяются на первоначальные списки депутатов и не влияют на финальные списки, подаваемые партиями после выборов. Справедливости ради, нужно отметить, что кандидаты из первоначального списка могут не войти в финальный список, только если они напишут соответствующее заявление или не будут подходить по критериям.

Президент решает, парламент одобряет?

Что касается влияния, то не будем забывать, что 4 из 5 стран являются больше президентскими республиками. Хотя ко-то может уточнить, что они являются, строго говоря, президентско-парламентскими. 

Кыргызстан является де-юре парламентско-президентской республикой, но роль и влияние института президента практически возвратились на свой прежний уровень. При этом, в странах редко приводятся в пример соседи, когда идет агитация за ту или иную избирательную систему. Например, при агитации за мажоритарную систему в Кыргызстане приводят пример первый созыв Жогорку Кенеша, но не приводят в пример парламенты соседей. 

Более того, примеры соседей приводятся в процессе контрагитации. В Кыргызстане сторонники пропорциональной системы приводят в пример соседей с мажоритарной системой, как негативный. Другие страны региона наоборот приводят в пример Кыргызстан и его парламент, когда хотят подчеркнуть на контрасте уровень порядка и стабильности у себя.  

Таким образом, власти стран региона приводят в пример соседей в основном в негативном ключе, что тоже не способствует объективному изучению соседей и сравнению стран региона.

Скепсис многих исследователей, не горящих желанием изучать парламенты региона, обоснован тем, что они считаются не самостоятельными. Но все же, изучение и сравнение парламентов региона, равно как и других аспектов политики стран Центральной Азии необходимо. Как ни парадоксально, в ВУЗах стран региона изучают опыт стран, представляющих все континенты, но не изучают примеры собственных соседей. Даже простое сравнение парламентов и избирательных систем уже может показать сходства и различия не только в устройстве, но и в истории центральноазиатских стран.  

 


 

Поделиться: