Зачем России обучать Центральную Азию – замруководителя Россотрудничества
Автор: Александра Перминова
Зачем России бесплатно обучать студентов из Центральной Азии и почему российские методики русскоязычного обучения специальностям так востребованы в этом регионе – поделился с Ia-centr.ru заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Павел Шевцов.
– В мае 2021 года перед главой министерства науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым президент России поставил задачу проработать вопрос увеличения количества обучающихся из Центральной Азии в вузах России. Россотрудничество также сегодня говорит о грядущем увеличении квот для будущих студентов из стран этого региона. Почему для РФ важно обучать в своих ВУЗах студентов из Центральной Азии именно на бюджетной основе?
– Увеличение образовательных квот в России ведётся уже на протяжении нескольких лет и затрагивает все страны мира, а не только постсоветское пространство и страны Центральной Азии в частности. Квотная кампания в этом году направлена на 175 стран – четвёрку лидеров составляют Китай, Вьетнам, Беларусь (700 мест) и Таджикистан (630 мест). Страны Центральной Азии в основном находятся в числе государств, получающих наибольшее количество бюджетных мест.
Евгений Примаков – руководитель Россотрудничества также уже не раз подчёркивал важность концентрации наших усилий на странах Центральной Азии и европейских странах СНГ. России важна подготовка профессиональных кадров для экономик этих стран, а особенно в условиях, когда далеко не все могут позволить себе поехать в РФ на платное обучение.
Перед объявлением новой квотной кампании, которая в этом году состоится в августе-сентябре, мы проводим консультации с экономическими и образовательными министерствами стран Центральной Азии для определения приоритетных и востребованных специальностей.
– Согласны ли Вы с тем, что значение русского языка в странах Центральной Азии снижается?
– Роль русского языка не сокращается, так как во многих странах он остаётся языком межнационального общения. Другая проблема состоит в том, что часто современный уровень знания русского сравнивается с тем, что было в СССР, но это некорректно, так как тогда изучение языка было обязательным.
Несмотря на новые реалии мира, русский язык продолжает быть фундаментом сотрудничества России и Центральной Азии. Развивается программа поездок преподавателей русского языка в Таджикистан, с этого года она распространена на Узбекистан и Киргизию.
Идёт строительство пяти школ русского языка в Таджикистане, расширяется сеть филиалов российских вузов в странах Центральной Азии, например, очень активно это происходит в Узбекистане. Наша деятельность даёт импульс не только гуманитарному, но и экономическому сотрудничеству.
– Вы сказали, что предложения по специальностям для обучения – это чаще всего запрос со стороны наших партнеров из Центральной Азии. Получается, что здесь Россией ничего «не навязывается» и мы, условно, даем на спрос свое предложение?
– Безусловно. Например, в соответствии с межправительственными соглашениями между РФ и странами Центральной Азии, государства делают запрос на оказание методологической поддержки преподавания русского языка. Перед нами стоит задача воспитания нового молодого поколения преподавателей русского языка, которые возьмут «знамя» преподавания от старших и будут мотивировать иностранных студентов на изучение российской культуры, получение образования в России.
Сейчас готовится новая программа продвижения русского языка, и сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда многие молодые преподаватели русского языка ни разу не были в России. Этот пробел надо закрыть.
– Возвращаясь к квотированию: по каким принципам формируется конкретное количество мест, которое предоставляется тем или иным странам? К примеру, Узбекистан – самая многонаселенная республика Центральной Азии получила по увеличенной квоте только около 400 мест, а Таджикистан – 630 мест.
– Эти цифры, можно сказать, сложились исторически и регулярно закрепляются из года в год. До прошлого года квота не увеличивалась, а перераспределение ограниченного числа бюджетных между странами Центральной Азии было трудно осуществить. В этом году квота увеличена с 15 тыс. до 18 тыс., а в следующем году будет поднята до 23 тыс. В 2024 г. достигнет 30 тыс. бюджетных мест.
Вы правильно указали на диспропорции между Узбекистаном и Таджикистаном, но с увеличением квоты у нас появилась возможность предоставить Узбекистану 150 дополнительных мест, что стало самой большой страновой прибавкой. Увеличения коснутся и всех других стран, но важно понимать, что мы говорим о цифрах Россотрудничества. У отдельных университетов – ВШЭ, Финансовый университет и РАНХиГС – еще есть приоритетные планы приёма в рамках квоты Правительства РФ, и они активно сотрудничают со странами Центральной Азии. Кроме того, многие выпускники школ из Центральной Азии поступают в российские вузы по квоте соотечественников.
Поэтому точные цифры приема иностранных студентов из региона на бюджетной основе в сумме всех этих квот – намного выше.
– Как обеспечивается прозрачность процедуры отбора кандидатов на обучение в российских вузах? Так, весной этого года звучали обвинения в несправедливом отборе в рамках кампании. Как добиться здесь транспарентности?
– Россотрудничество постоянно совершенствует прозрачность процесса отбора, это, безусловно, является нашим приоритетом, так как в наших программах участвует более 175 стран.
Сложно избежать разговоров о несправедливости отбора кандидатов. Достаточно посмотреть на статистику этого года – на 630 мест для абитуриентов из Таджикистана было подано 5292 заявки. Поэтому всегда найдутся огорчённые родители, которые не будут удовлетворены критериями отбора.
В прошлом году из-за пандемии мы проводили онлайн-тестирование и будем продолжать расширять эту систему и в этом году. Хорошо себя зарекомендовала электронная система тестирования Финансового университета и МФТИ.
Мы продолжаем реагировать на заявления и сигналы о возможных нарушениях, в том числе технического характера – связанных с плохим качеством интернет-связи, чтобы учащиеся, которые не смогли сдать экзамен из-за электронных сбоев, могли сдать его ещё один раз.
Цифровые технологии помогают достичь прозрачности, но при этом здесь же возрастает техническая сложность реализации процесса.
– Помимо увеличения количества квот для студентов Центральной Азии, какие еще векторы для образовательных контактов со странами региона планируются Россотрудничеством сегодня?
– Мы уделяем внимание не только привлечению студентов в Россию, но и повышению качества образовательного процесса в самих странах Центральной Азии. Требуется давать учащимся в Центральной Азии культурную и языковую подготовку для продолжения учёбы в России, особенно если учащиеся планируют учиться по сложным техническим специальностям, к примеру, медицинским или творческим. Важно понимать, что у них не будет времени на раскачку.
Мы планируем внедрять программы социокультурной адаптации, чтобы студенты из Центральной Азии могли максимально комфортно учиться в российской образовательной среде и понимали российскую терминологию. Через наши центры, партнёрские организации и школы мы стараемся обеспечить такую предварительную подготовку, которая должна начинаться уже с младших классов.
Расширение филиальной сети российских ВУЗов также будет продолжаться, но важно, чтобы студенты из Центральной Азии учились не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и использовали образовательные возможности региональных образовательных учреждений.
– За последние несколько недель вы посетили сразу две страны Центральной Азии – Таджикистан и Узбекистан. Расскажите, в каких мероприятиях вы принимали участие, какие впечатления остались? Так, в Душанбе Вы присутствовали на важнейшей для России и Таджикистана образовательной выставке.
– Да, вместе с Министром образования и науки Таджикистана, его заместителем, посольством РФ в республике и представителями Российско-Таджикского (Славянского) университета 19 мая мы открывали выставку. В этом году в Международной выставке-ярмарке «Российское образование. Таджикистан-2021», прошедшей в Душанбе, участвовало 29 университетов. Конечно, если сравнивать с 2019 годом, когда было представлено 53 ВУЗа, то можно заключить, что в этот раз участников было мало.
Однако, учитывая все пандемические ограничения, в которых существует мир, я уверен, что наша выставка и состав участвовавших – это очень большое достижение. За последние два года выставка в Душанбе – для нас первое «офлайн» мероприятие такого масштаба на постсоветском пространстве. Выставка стала своеобразным толчком для российских университетов, глотком свежего воздуха. Коллеги же из Таджикистана увидели, что жизнь возвращается в прежнее русло, можно полноценно взаимодействовать с российскими ВУЗами воочию.
Самое важное в выставке – очная коммуникация самих абитуриентов и представителей российских университетов, для этого все и делается. Энергия общения людей необходима, когда мы зажигаем ребят, мотивируем их для обучения в Российской Федерации, изучения русского языка. С нашей стороны в Душанбе приезжают преподаватели, руководители департаментов российских университетов и очно, лицом к лицу, рассказывают о кампусах университетов, о том, как взаимодействуют между собой российские ребята и ребята из иностранных государств, как построена система образования. Межличностное взаимодействие – это принципиальный момент.
Мне как представителю Россотрудничества радостно, оттого что в Таджикистане удалось провести девять полноценных образовательных выставок. На следующий год мы договорились Министерством Образования Таджикистана, что совместными усилиями будет организована 10-ая юбилейная выставка, мы хотим сделать ее особенной.
– Еще одна недавняя Ваша поездка была в Республику Узбекистан, в каких мероприятиях участвовали там?
– В рамках визита в Узбекистан мне удалось посетить два города – Бухару и Ташкент. В Бухаре состоялась Межрегиональная конференция ректоров высших учебных заведений Узбекистана и России, т.н. форум ректоров России и Узбекистана.
Меня лично порадовало, что с узбекской стороной шел не просто протокольный разговор. По итогам форума получился конкретный диалог о развитии и программ двойного диплома, и студенческих обменов, потому что сейчас взаимодействие с Узбекистаном, с точки зрения преодоления границ, хорошее.
Очень много было в этом году и переговоров о формировании совместных научных программ, потому что узбекская сторона не скрывает, что там очень заинтересованы в развитии химической технологии. В рамках этого же визита, но уже в Ташкенте, мы открывали филиал Российского государственного химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ). Я могу сказать, что это очень позитивный и передовой опыт сотрудничества наших стран, когда с узбекской стороны есть технологические партнеры в лице очень крупной химической корпорации, заинтересованной не только в подготовке студентов, будущих своих сотрудников в Москве, но и в передаче россиянами технологий обучения студентов именно в страну.
Открытие филиала РХТУ – живой пример успешной совместной работы: узбекская сторона предоставляет помещение для университета, а российская – преподавателей и полностью выстроенный образовательный процесс. Такая синергия, я уверен, придаст большой импульс для развития межгосударственных отношений в сфере образования и очень сильно подстегнет развитие химических производств, химических технологий в Узбекистане.
Расшифровка текста: Никита Белухин, Любовь Белова
Фото: Никита Власов
Поделиться: