Александр Совостьянов: Казахстанский балет еще всколыхнет мир искусства
Автор: Александра Перминова
В России стартуют Дни культуры Казахстана7-11 сентября в Москве проходят Дни культуры Казахстана в России. Торжественная церемония открытия с участием руководства министерств культуры двух стран состоялась на территории ВДНХ у фонтана «Дружбы народов».
В программе Дней культуры – выступления солистов театра Astana Ballet, солиста государственного театра оперы и балета «Астана Опера» Нурлана БЕКМУХАМБЕТОВА, этно-фольклорного ансамбля «Астана сазы», оперной певицы Салтанат АХМЕТОВОЙ и народного артиста СССР Алибека ДНИШЕВА, а также победительницы телепроекта «Голос. Дети-4» (Украина) Данэлии ТУЛЕШОВОЙ. В день закрытия в малом зале консерватории им. Петра Чайковского пройдет концерт Амира ТЕБЕНИХИНА (фортепиано) и Государственного трио «Fortetrio».
Кроме того, с 9 по 11 сентября на двух московских площадках пройдут показы казахстанских фильмов. Марафон казахстанского кинематографа стартует в Третьяковской галерее, где будут продемонстрированы фильмы «Казахское ханство. Золотой трон» и «Амре». В кинотеатре «Иллюзион» пройдет показ фильмов «28 панфиловцев», «Поэма о любви» и «Безбородый обманщик».
В Дни культуры Казахстана в России ИАЦ побеседовал с директором Государственного театра Astana Ballet Александром СОВОСТЬЯНОВЫМ об истории культурно-гуманитарных связей Казахстана и России и перспективах сотрудничества в сфере культуры.
- Александр Александрович, театры, которые полностью бы специализировались на балетных постановках, встречаются достаточно редко. Какие возможности это уникальное положение дает труппе театра Astana Ballet, как влияет на развитие казахстанского балета и искусства танца в стране?
- Если говорить о балетном искусстве в Казахстане, важно подчеркнуть, что свои истоки оно берет в 30-х гг. XXв., а пик его развития и расцвет пришелся в 1940-е. Тогда в Алма-Ату были эвакуированы многие советские деятели балетного искусства, в том числе артисты Большого театра и Ленинградского театра им. С. Кирова (ныне Мариинского театра). В городе было создано хореографическое училище, в развитие которого внесли вклад мастера советского балетного искусства, в том числе Галина УЛАНОВА.
Театр Astana Ballet изначально создавался как национальный коллектив, но мы постоянно совершенствуемся и хотим познавать новые направления в балете, которых сейчас очень много. Развивается как сам театр, так и артисты труппы. Нам очень нравится то, что сейчас происходит в европейском и мировом современном хореографическом искусстве, как это подается со сцены. Именно это искусство мы хотим нести нашему зрителю. Не у многих есть возможность смотреть лучшие мировые постановки, например, балет Форсайта, который является шедевром XX в. Наш театр ставит Форсайта, и мы точно знаем, что ценители балетного искусства ходят именно на эти спектакли – они понимают пластику, которая в них продемонстрирована.
В то же время у нас есть и национальная программа, которой мы очень гордимся и достойно представляем нашу страну на всех ведущих театральных площадках.
В числе наших постановок потрясающая новогодняя история «Щелкунчик» и восточная сказка «Легенда о любви». Сейчас труппа театра работает над «Золушкой». Наш творческий коллектив черпает вдохновение в разных балетных направлениях, потому что мы хотим, чтобы артисты познавали разнообразие современного балетного искусства. Чтобы не было специализации только на классике или неоклассике, чтобы труппа была представлена профессионалами.
- Как человек, проработавший в сфере телекоммуникаций, ТВ, медиа, расскажите насколько сегодня в сравнении с новыми медиа популярно театральное искусство?
- Я действительно журналист и считаю большой удачей, что я оказался в классическом искусстве. Изначально я посещал театр главным образом в образовательных целях, но потом вник в специфику театрального искусства, изучил процессы, и невероятно счастлив тому, что происходит сейчас в моей жизни. Мне удается применять навыки менеджера уже для регулирования процессов в классическом искусстве.
По поводу популярности балетного искусства. В процессе организации гастролей Astana Ballet я убедился в том, как востребованы у зрителей во всем мире постановки нашего коллектива. Так произошло с нашими представлениями в Лондоне, билеты на которые были распроданы за месяц до гастролей. (Гастроли балетной труппы Astana Ballet состоятся 12 - 14 сентября на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в г. Лондон, Великобритания – прим. Авт.). После такого признания понимаешь, что работаешь не зря.
Не углубляясь в творческую составляющую, как менеджер могу сказать, что искусство, в которое вкладывается душа творческого коллектива - всегда будет востребовано. Для нашего театра зрительская любовь – это и есть главная цель, главный показатель, которым мы измеряем свой труд.
- Постановки Astana Ballet известны зрителю казахстанской столицы своим модернистским духом и неоклассической хореографией. Даже классические балеты на вашей сцене ставятся в оригинальной интерпретации. Сотрудничает ли Astana Ballet с российскими театрами, чаще известными классической хореографией, или пока у вас в приоритете именно неоклассическое искусство?
- Сотрудничество с другими театрами пока в процессе обсуждения. А если говорить о том, насколько популярна неоклассика, давайте сначала разберемся, что сегодня стоит за этим понятием. Как зрителю мне кажется, что это все же классика, выраженная в ярких моментах и точках и в сокращенных объемах. Форма спектакля сжата до одного, максимум двух актов, но никак не трех или четырех. Современный зритель, возможно, не совсем понимает «Жизель», но зато прекрасно воспринимает, что происходит в современном балете. Мы показываем балет, который отражает современность. В пользу того, что за неоклассикой большое будущее, говорит популярность такого нашего мероприятия, как Eurasian Dance Festival (Eurasian Dance Festival – международный балетный фестиваль, проходящий на сцене театра AstanaBallet– прим. Авт.).
В нынешнем году состоялся третий по счету фестиваль, причем на этот раз он длился не одну, как было ранее, а две недели. Мы планируем и дальше наращивать масштабы фестиваля. Можно заметить, что количество коллективов, принимающих участие в Eurasian Dance Festival и работающих в неоклассическом направлении, постоянно растет. Мировоззрение расширяется, и мы даем зрителям те или иные интерпретации современных постановок через неоклассическую проекцию. Я считаю, что за неоклассикой – будущее.
- Какое значение вы уделяете культурным и профессиональным связям с зарубежными балетными школами?
- Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми зарубежными театрами, однако пока не буду раскрывать все карты. Мы сейчас представляем большую программу в Лондоне, куда мы позвали многих постановщиков с мировым именем, чтобы они увидели возможности нашей труппы. Покажем в Ковент-Гардене современную и национальную хореографию, а также неоклассику.
Также у нас сейчас есть потрясающий проект с французской стороной – пока здесь тоже без подробностей. Скажу только, что мы хотим нашим с французами совместным проектом всколыхнуть мир. Получится или нет – скоро узнаем.
Поделиться: