Александр Совостьянов: Казахстанский балет еще всколыхнет мир искусства

Дата:
Автор: Александра Перминова
Александр Совостьянов: Казахстанский балет еще всколыхнет мир искусства

В России стартуют Дни культуры Казахстана7-11 сентября в Москве проходят Дни культуры Казахстана в России. Торжественная церемония открытия с участием руководства министерств культуры двух стран состоялась на территории ВДНХ у фонтана «Дружбы народов».

В программе Дней культуры – выступления солистов театра Astana Ballet, солиста государственного театра оперы и балета «Астана Опера» Нурлана БЕКМУХАМБЕТОВА, этно-фольклорного ансамбля «Астана сазы», оперной певицы Салтанат АХМЕТОВОЙ и народного артиста СССР Алибека ДНИШЕВА, а также победительницы телепроекта «Голос. Дети-4» (Украина) Данэлии ТУЛЕШОВОЙ. В день закрытия в малом зале консерватории им. Петра Чайковского пройдет концерт Амира ТЕБЕНИХИНА (фортепиано) и Государственного трио «Fortetrio».

Кроме того, с 9 по 11 сентября на двух московских площадках пройдут показы казахстанских фильмов. Марафон казахстанского кинематографа стартует в Третьяковской галерее, где будут продемонстрированы фильмы «Казахское ханство. Золотой трон» и «Амре». В кинотеатре «Иллюзион» пройдет показ фильмов «28 панфиловцев», «Поэма о любви» и «Безбородый обманщик».

В Дни культуры Казахстана в России ИАЦ побеседовал с директором Государственного театра Astana Ballet Александром СОВОСТЬЯНОВЫМ об истории культурно-гуманитарных связей Казахстана и России и перспективах сотрудничества в сфере культуры.

Александр Александрович, театры, которые полностью бы специализировались на балетных постановках, встречаются достаточно редко. Какие возможности это уникальное положение дает труппе театра Astana Ballet, как влияет на развитие казахстанского балета и искусства танца в стране?

- Если говорить о балетном искусстве в Казахстане, важно подчеркнуть, что свои истоки оно берет в 30-х гг. XXв., а пик его развития и расцвет пришелся в 1940-е. Тогда в Алма-Ату были эвакуированы многие советские деятели балетного искусства, в том числе артисты Большого театра и Ленинградского театра им. С. Кирова (ныне Мариинского театра). В городе было создано хореографическое училище, в развитие которого внесли вклад мастера советского балетного искусства, в том числе Галина УЛАНОВА.

Театр Astana Ballet изначально создавался как национальный коллектив, но мы постоянно совершенствуемся и хотим познавать новые направления в балете, которых сейчас очень много. Развивается как сам театр, так и артисты труппы. Нам очень нравится то, что сейчас происходит в европейском и мировом современном хореографическом искусстве, как это подается со сцены. Именно это искусство мы хотим нести нашему зрителю. Не у многих есть возможность смотреть лучшие мировые постановки, например, балет Форсайта, который является шедевром XX в. Наш театр ставит Форсайта, и мы точно знаем, что ценители балетного искусства ходят именно на эти спектакли – они понимают пластику, которая в них продемонстрирована.

В то же время у нас есть и национальная программа, которой мы очень гордимся и достойно представляем нашу страну на всех ведущих театральных площадках.

В числе наших постановок потрясающая новогодняя история «Щелкунчик» и восточная сказка «Легенда о любви». Сейчас труппа театра работает над «Золушкой». Наш творческий коллектив черпает вдохновение в разных балетных направлениях, потому что мы хотим, чтобы артисты познавали разнообразие современного балетного искусства. Чтобы не было специализации только на классике или неоклассике, чтобы труппа была представлена профессионалами.

Как человек, проработавший в сфере телекоммуникаций, ТВ, медиа, расскажите насколько сегодня в сравнении с новыми медиа популярно театральное искусство?

Я действительно журналист и считаю большой удачей, что я оказался в классическом искусстве. Изначально я посещал театр главным образом в образовательных целях, но потом вник в специфику театрального искусства, изучил процессы, и невероятно счастлив тому, что происходит сейчас в моей жизни. Мне удается применять навыки менеджера уже для регулирования процессов в классическом искусстве.

По поводу популярности балетного искусства. В процессе организации гастролей Astana Ballet я убедился в том, как востребованы у зрителей во всем мире постановки нашего коллектива. Так произошло с нашими представлениями в Лондоне, билеты на которые были распроданы за месяц до гастролей. (Гастроли балетной труппы Astana Ballet состоятся 12 - 14 сентября на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в г. Лондон, Великобритания – прим. Авт.). После такого признания понимаешь, что работаешь не зря.

Не углубляясь в творческую составляющую, как менеджер могу сказать, что искусство, в которое вкладывается душа творческого коллектива - всегда будет востребовано. Для нашего театра зрительская любовь – это и есть главная цель, главный показатель, которым мы измеряем свой труд.

Постановки Astana Ballet известны зрителю казахстанской столицы своим модернистским духом и неоклассической хореографией. Даже классические балеты на вашей сцене ставятся в оригинальной интерпретации. Сотрудничает ли Astana Ballet с российскими театрами, чаще известными классической хореографией, или пока у вас в приоритете именно неоклассическое искусство?

- Сотрудничество с другими театрами пока в процессе обсуждения. А если говорить о том, насколько популярна неоклассика, давайте сначала разберемся, что сегодня стоит за этим понятием. Как зрителю мне кажется, что это все же классика, выраженная в ярких моментах и точках и в сокращенных объемах. Форма спектакля сжата до одного, максимум двух актов, но никак не трех или четырех. Современный зритель, возможно, не совсем понимает «Жизель», но зато прекрасно воспринимает, что происходит в современном балете. Мы показываем балет, который отражает современность. В пользу того, что за неоклассикой большое будущее, говорит популярность такого нашего мероприятия, как Eurasian Dance Festival (Eurasian Dance Festival – международный балетный фестиваль, проходящий на сцене театра AstanaBallet– прим. Авт.).

В нынешнем году состоялся третий по счету фестиваль, причем на этот раз он длился не одну, как было ранее, а две недели. Мы планируем и дальше наращивать масштабы фестиваля. Можно заметить, что количество коллективов, принимающих участие в Eurasian Dance Festival и работающих в неоклассическом направлении, постоянно растет. Мировоззрение расширяется, и мы даем зрителям те или иные интерпретации современных постановок через неоклассическую проекцию. Я считаю, что за неоклассикой – будущее.

- Какое значение вы уделяете культурным и профессиональным связям с зарубежными балетными школами?

- Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми зарубежными театрами, однако пока не буду раскрывать все карты. Мы сейчас представляем большую программу в Лондоне, куда мы позвали многих постановщиков с мировым именем, чтобы они увидели возможности нашей труппы. Покажем в Ковент-Гардене современную и национальную хореографию, а также неоклассику.

Также у нас сейчас есть потрясающий проект с французской стороной – пока здесь тоже без подробностей. Скажу только, что мы хотим нашим с французами совместным проектом всколыхнуть мир. Получится или нет – скоро узнаем.

Поделиться: