От президента к парлменту: конституционная реформа в РК

Дата:
Автор: Александр Ревский
Казахстан начал переход от президентской к президентско-парламентской форме правления.
От президента к парлменту: конституционная реформа в РК

Казахстан начал переход от президентской к президентско-парламентской форме правления. Конституционная реформа, призванная усилить полномочия парламента и правительства за счет сокращения полномочий президента проходит в стране в мирной обстановке и при полной поддержке населения. В качестве сравнения можно привести пример Украины и Кыргызстана, где делегирование президентских полномочий парламенту происходило революционным путем и с человеческими жертвами.

Страна, которая вскоре после обретения независимости, провозгласила себя президентской республикой, ведет поступательный отход от сильной президентской власти, расширяя полномочия гражданского общества.

Примечательно, что последние реформы, когда более 40 полномочий президента (от назначения правительства до утверждения государственных программ развития) передаются исполнительной и законодательной ветвям власти были инициированы именно главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Президент РК еще несколько лет назад провозгласил стратегию развития государства, предполагающую реформирование, как экономики страны, так и постепенную трансформацию политической системы. В первую очередь речь идет не только о передаче прав на принятие решений, но и об уровне ответственности разных ветвей власти, как исполнительной, так и представительной в лице парламента.

Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия) констатировала - конституционные изменения Казахстана являются важным шагом в процессе демократизации государства и задают правильный вектор в целом в развитии страны.

Стоит отметить, что при передаче полномочий президента парламенту Казахстана, в руках главы государства остаются вопросы обеспечения безопасности страны. Без обеспечения национальных интересов в области безопасности Казахстану, как стране, находящейся в регионе нестабильности, ни о каком экономическом успехе страны не может быть и речи.

Это прекрасно понимают в Астане. Поэтому еще несколько лет тому назад, в 2009 году, в Казахстане произошло серьезное изменение в специальных органах: в отдельную структуру в системе национальной безопасности была выделена Служба внешней разведки.

Создание уполномоченного органа в сфере внешней разведки стало отправной точкой в реформировании системы оперативного информирования, а значит и превентивного реагирования на потенциальные угрозы извне. Дело в том, что контрразведка внутри страны не дает возможности отслеживать передвижения потенциальных угроз для страны за ее пределами. А значит, уровень опасности для населения государства возрастает в разы. Для Казахстана это особенно актуально, учитывая взрывоопасность региона и планы построения «халифата» международной террористической организацией ИГИЛ.

Разделение разведки от контрразведки также показывает четкое разграничение власти в «силовом» блоке, отход от тоталитарных подходов, что можно оценить как процесс демократизации специальных служб.

Эффективность работы Комитета национальной безопасности и Службы внешней разведки «Сырбар» привела к принятию в феврале 2012 года отдельного закона «О специальных государственных органах». В результате принятия документа сотрудники специальных служб были выведены из числа военнослужащих в отдельную когорту. Это способствовало повышению эффективности их деятельности, в том числе и за счет дифференциации социального обеспечения сотрудников таких служб от политики в отношении остальных военнослужащих.

Оба органа, и контрразведка, и разведка, имеют прямое подчинение президенту страны, что также позволяет избежать затягивание момента принятия решения.

Учитывая тот факт, что в последние годы отмечается рост угроз со стороны международного терроризма и отмечается нестабильность в регионе, такая оперативность имеет важнейшее значение как для превентивных мер против потенциальных террористов, так и для ликвидации их возможных последствий. В плане способности своевременного реагирования на угрозы во многом эффективность таких действий зависит от быстроты принятия решений в т.ч. лично Президентом РК.

Усилия властей по реформированию отечественных специальных служб позволили Казахстану максимально демократизировать систему обеспечения национальной и правовой безопасности государства, а также гарантировать гражданам соблюдения и защиты их прав и свобод.

В целом, конституционная реформа, которая в настоящее время проводится в Казахстане, позволяет стране плавно трансформироваться из государства с президентской формой правления в президентско-парламентскую республику. При этом Казахстану удалось избежать как внешних, так и внутренних угроз дестабилизации обстановки, а это значит, что официальная Астана продолжит поступательное развитие без разрушительных катаклизмов. И сможет достичь реализации намеченных планов, как в части экономического роста, так и улучшения благосостояния граждан.


Теги: Казахстан

Поделиться: