Новый проект пантюркизма: провал или модернизация?

Дата:
Автор: Чернов Александр Юрьевич
Новый проект пантюркизма: провал или модернизация?

С 19 по 20 февраля президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетит с визитом Турцию по приглашению Реджепа Тайипа Эрдогана. Одной из новых и эффективных площадок взаимодействия двух стран является Совет сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). Вступление в совет лидер Узбекистана в 2019 году назвал «отражением естественных исторических процессов» для РУз. Для Турции же важно полноценное взаимодействие в рамках организации не только с Узбекистаном, но и другими странами Центральной Азии. О новом пантюркизме, его интеграционной основе и роли Турции как «старшего брата» всех тюркских народов – Александр ЧЕРНОВ

Тюркский совет – заявка на региональное лидерство?

Центральная Азия – регион с высоким уровнем интеграционной активности. Здесь Россия, Турция, Иран и Китай конкурируют между собой, стремясь вовлечь центральноазиатские страны в проекты политической, экономической или культурной интеграции. Большой популярностью в регионе пользуется Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ или Тюркский совет). Это молодая организация была создана в 2009 году на саммите в Нахичевани (Азербайджан) с целью укрепления дружбы, безопасности и доверия между тюркскими народами. Её постоянными членами сегодня являются Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан (с 2019 года). В качестве потенциального члена Тюркского совета рассматривается Туркменистан. Основную деятельность ССТГ осуществляет посредством проведения ежегодного саммита глав тюркоязычных государств. В этом году в Турции должен пройти уже VIII Саммит. Его анонсировал лично турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган.

Согласно Нахичеванскому соглашению, Тюркский совет занимается развитием всестороннего сотрудничества между государствами-членами, от согласования позиции по различным вопросам международной повестки дня до разработки образовательных программ. Однако реально работа концентрируется на обеспечении безопасности в регионе и укреплении культурно-экономического сотрудничества. После проведения саммита участники подписывают итоговую декларацию, которая содержит согласованное мнение по ключевым проблемам международных отношений.

Например, в декларации саммита в 2011 году были представлены единые позиции государств по ситуации в Ираке, Афганистане, Турецкой Республике Северного Кипра, а в декларации саммита в 2015 году затронуты проблемы крымских татар и армяно-азербайджанский конфликт. Масштаб проблем, выносимых на заседания ССТГ, позволяет ряду экспертов рассматривать эту организацию как претендента на определяющую роль в регионе. Но так ли это на самом деле?

Новый этап пантюркского движения

Идеологическую основу Тюркского совета представляет собой пантюркизм, значительно переработанный соратником Эрдогана Ахмедом Давутоглу. Идеология пантюркизма была сформирована еще в конце XIX - начале XX века как ответ на панславизм или пангерманизм. Изначально она была нацелена на создание единого тюркского языка на основе турецкого, очищенного от персидских и арабских заимствований. Затем пантюркизм был взят на вооружение реформаторами Османской империи и сторонниками конституционного строя – младотурками. Тогда же он приобрел яркий политический окрас. После победы в Турции Кемаля Ататюрка (1923–1938, первый президент Турецкой республики) пантюркизм на долгое время был забыт.

В эпоху Холодной войны между СССР и США Турецкая республика как член НАТО реанимировала пантюркизм с целью идеологической борьбы против СССР на территории Центральной Азии и Азербайджана. Распад Советского союза создал благоприятные условия для развития пантюркского движения. В 1991 году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов (АТН), а через год в Алматы образована Объединённая администрация тюркских искусств и языков. Эти события положили начало организованной фазы движения, завершившейся подписанием Нахичеванского соглашения 2009 года и проведением первого официального саммита ССТГ в Алматы в 2011 году. 

Старший брат всех тюркских народов

Что нужно Турции как инициатору проекта от Тюркского совета? Какие цели она преследует? Прежде всего Турция видит себя старшим братом в семье тюркских народов и хочет навязать это видение другим тюркоязычным странам в регионе. Для этого она использует принцип «мягкой силы», развивая сотрудничество в сфере культуры, науки и образования. И турецким властям это удается лучше всего. Намеченные еще на саммите в Бишкеке 2012 года совместные проекты были выполнены. Основаны и успешно работают Тюркская академия в Нур-Султане и Фонд тюркской культуры и наследия. При содействии этих организаций регулярно проходят заседания Генерального совета Союза тюркских университетов, реализовывается Орхонская обменная программа, предполагающая дополнение учебных программ по политологии и дипломатии «тюркским компонентом». В 2018 году были проведены Первые спортивные игры среди тюркских университетов и выпущен первый общий учебник истории тюрков с древнейших времен до XV века. 

По мнению азербайджанских и турецких исследователей, именно гуманитарная сфера является основой для сотрудничества тюркоязычных государств.

Однако здесь не все однозначно. Изначально пантюркистское движение начиналось с реформ письменности. Идеологи движения видели в переходе с кириллицы на латиницу первый шаг к обретению новоиспеченными тюркоязычными государствами своей национальной идеи и самосознания. Также они грезили о перспективах сотрудничества с США и Европейским союзом, которые после перевода письма на латинский алфавит должны были тут же открыться. Эти грезы поддерживала Турция, страстно желающая выступать в качестве посредника между Востоком и Западом.

В результате пионером смены письменности стал Азербайджан, который менее чем за 10 лет (с 1992 по 2001 годы) перевел письмо на латинский алфавит. Это весьма дорогостоящее мероприятие удалось осуществить благодаря средствам, вырученным с продажи нефти. В 1993 году такой же процесс был запущен и в Узбекистане, но по причине скорого разлада с Турцией и отсутствия денег там, всеобщий переход на латиницу до сих не завершен. В стране продолжаются споры вокруг вопроса целесообразности отказа от кириллицы. Узбекское общество разделилось на два лагеря – старшее поколение, сопротивляющееся введению латинского алфавита, и молодежь, которая вовсе не умеет читать на кириллице. Сегодня с подобными проблемами сталкивается и Казахстан, власти которого уже на протяжении двух лет ведут разработку нового алфавита.

Обещанное «окно в Европу»

В области экономического сотрудничества успехи Тюркского совета гораздо скромнее. Когда в августе 2012 года на саммите в Бишкеке тюркоязычные государства принимали единый флаг (на нем изображены символы 4 государств-членов: солнце Киргизии, звезда – Азербайджана, полумесяц – Турции, цвет – Казахстана), они надеялись, что интеграция с Турцией означает в перспективе интеграцию с Евросоюзом. Занимавший тогда пост турецкого министра иностранных дел Ахмед Давутоглу однозначно заявлял: «Новый флаг будет наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен во всех тюркоязычных странах наряду с национальными».

Но надежды эти рухнули в 2015 году, когда турецкий лидер констатировал приостановку переговоров с европейцами по вопросу вхождения Турции в ЕС. Теперь «окно в Европу» турецкая сторона планирует открыть через вступление Венгрии в ССТГ (пока она имеет только статус наблюдателя). Но это дело будущего. Пока экономически Тюркский совет сулит центральноазиатским странам гораздо меньше перспектив, чем та же интеграция в формате ЕАЭС.

На поле противоречий

В реализации цели поддержания мира и укрепления безопасности в регионе и мире ССТГ не добился никаких значительных успехов. Общая позиция тюркоязычных государства по ряду проблем международной повестки носит лишь декларативный характер. Активное участие Турции в сирийском и ливийском конфликтах только усиливает скепсис её центральноазиатских партнеров по отношению к проекту тюркской интеграции. Они не намерены ссорится из-за чисто турецких интересов с такими международными игроками, как Россия, США и страны Европы. Значение создания в начале 2013 года по инициативе турок вооруженных сил тюркоязычных государств (ТАКМ), в которые вошли воинские соединения Турции, Азербайджана, Кыргызстана и Монголии(!), преувеличивать не стоит. 

Отсутствие Казахстана и Узбекистана в списке участников данного проекта ярко демонстрирует наличие противоречий между тюркскими странами в сфере безопасности. На VII Саммите ССТГ, состоявшемся в Баку в октябре 2019 года, на призыв Эрдогана поддержать военную операцию Турции в Сирии и борьбу с террористическими организациями, в число которых турецкий лидер записал своих политических противников FETÖ (Движение Гюлена) и Рабочую партию Курдистана, откликнулся лишь Азербайджан. И это только потому, что азербайджанской стороне нужен сильный союзник в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта. 

Дружба на экономической основе

Тюркский совет сегодня является не более чем интеграционным проектом с большим экономическим потенциалом. Его нельзя признать непосредственным конкурентом проекта евразийской интеграции в регионе. Обе организации (совет и ЕАЭС) действуют параллельно друг другу и реальной угрозы друг для друга не представляют. Из-за жесткой позиции Эрдогана по сирийскому и ливийскому вопросам интересы тюркоязычных государств в области политики не совпадают.

Успешным можно назвать сотрудничество стран-членов ССТГ в гуманитарной сфере, так как оно полностью отвечает запросам центральноазиатских стран на развитие национального самосознания. При этом очевиден провал идеологии пантюркизма. Обретя собственное самосознание, тюркские народы Центральной Азии не стали ближе туркам политически и экономически. Они рассматривают Турцию как важного экономического партнера, но не как старшего брата. Рука об руку с Анкарой идет только Баку, но эта дружба обусловлена общностью экономических и политических интересов. Подобной общности со центральноазиатскими странами у турок не наблюдается.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.    



Поделиться: