Судьба пенсионера

Дата:
Автор: Абакшин Сергей
Когда в 1998 году Казахстан провел реформу пенсионной системы, то в качестве базовой основы была использована чилийская модель. В реальности же переход от солидарной системы к накопительной получил такой большой блок местной специфики, что узнать в ней Чили может только тот, кто знает, что собака породы пекинес корнями уходит в вымершего азиатского волка (как и все остальные породы).
Судьба пенсионера

Транзит верховной власти в Казахстане более предсказуем, чем пенсионный вопрос. Пенсионная система республики очень похожа на гигантский айсберг из категории тех, которые потопили «Титаник». Видимая часть проблем «пенсионного айсберга» более чем впечатляет, а еще есть подводная часть, которая гораздо больше и опаснее.

Когда в 1998 году Казахстан провел реформу пенсионной системы, то в качестве базовой основы была использована чилийская модель. В реальности же переход от солидарной системы к накопительной получил такой большой блок местной специфики, что узнать в ней Чили может только тот, кто знает, что собака породы пекинес корнями уходит в вымершего азиатского волка (как и все остальные породы).

Итак, в республике появился институт частных накопительных пенсионных фондов. Для не доверяющих частнику предусмотрели альтернативу – государственный накопительный пенсионный фонд. Действующие и будущие пенсионеры разделились на три категории. Первая пошла по солидарной пенсионной системе в качества пережитка советского прошлого. Вторая имеет смешанный характер: в зависимости от трудового стажа до 1998 года начисляется солидарная пенсия, а объем пенсионных накоплений связан с отчислениями в пенсионный фонд. Третья группа может рассчитывать лишь на то, что накоплено в выбранном фонде за время трудовой деятельности.

По факту в Казахстане очень быстро появилась базовая социальная выплата за то, что человек просто физически дожил до пенсионного возраста. Выплата эта маленькая, но в республике все социальные пособия крайне мизерные, потому что черта бедности составляет 40% от прожиточного минимума, а сам прожиточный минимум чрезвычайно занижен и не соответствует реальному порогу выживаемости. Если человек дожил до пенсионного возраста и не имеет никакого трудового стажа и пенсионных отчисления, то ему с 1 июля 2018 года ему будет положено 15 270 тенге (менее $50) или 54% от прожиточного минимума. У кого 33 года стажа работы – 28284 тенге (100% прожиточного минимума).

Методика начисления минимальной пенсии (не путать с пособием по возрасту) в Казахстане довольно простая и требует от человека, достигшего пенсионного возраста, определенного участия в накопительной пенсионной системе либо трудового стажа до 1998 года. Вот эта минимальная пенсия составит 49 019 тенге.

Что касается «чилийской» накопительной пенсионной системы, то все деньги из нее разворовали и в 2013 году было создано АО Единый накопительный пенсионный фонд, куда слили все частные пенсионные фонды. Предполагалось, что будущие участники накопительной пенсионной системы получат и свои отчисления, и созданный с их помощью инвестиционный доход. Однако государство гарантирует лишь сумму собственно пенсионных отчислений, а инфляция и инвестиционный доход – как повезет. Пока всем не везло. К слову - реальная чилийская пенсионная система оставила за бортом значительную часть населения, ибо действующая экономическая модель не позволяла охватить все трудоспособное население работой или трудоустройством в «белом» секторе экономики. С 2016 года в Чили взяли курс назад, моделируя гибкий гибрид из накопительной и солидарной пенсионных систем. В Казахстане тем временем пытаются охватить пенсионными взносами самозанятых, счет которых идет на миллионы человек в стране с населением в 18 млн.

В реальности многие самозанятые являются безработными, поэтому получить с них даже символические взносы государство не сможет. Потому что человек не в состоянии отдать 1000 тенге (или хотя бы 500), если их у него нет. Большая часть населения в вопросах пенсионного обеспечения руководствуется принципом «лучше умереть от голода завтра, чем сегодня». 

Армия людей без пенсий представляет реальную среду для полномасштабного социального взрыва. Пока правительство додумалось лишь до оттягивания момента пенсионной развязки. Для этого мужчины и женщины будут выходить на пенсию в 63 года. Ну а пока общая пенсионная картина выглядит следующим образом. На первом уровне базовая пенсия и солидарная пенсия (для «старых» пенсионеров), чьим источником выплат является государственный бюджет.

На втором уровне пенсионного обеспечения обязательные пенсионные взносы (10% от зарплаты) и обязательные профессиональные пенсионные взносы (5% от работодателя). Третий уровень – добровольные пенсионные взносы (в отличие от обязательных), которые почти никто не делает.

Судьба пенсионеров в современном Казахстане разновекторная. Когда средняя пенсия крутится у отметки реального прожиточного минимума, то шиковать не приходится. Хуже всего одиноким пенсионерам, поскольку ЖКХ, тарифы на транспорт, цены на продукты питания и лекарства всегда опережают индексацию пенсий. Когда пенсионеры являются частью большой семьи (дети, внуки), где есть люди с хорошими заработками, да еще в своем жилье – картина резко улучшается. В сельской местности, особенно в регионах вроде Жамбылской области, пенсионеры воцаряют. Пенсии у них как и у остальных по стране, просто из-за массовой безработицы и повальной бедности стабильный и относительно видимый доход резко возносит их в верхнюю часть сельской социальной пирамиды.

Пенсионный вопрос не из тех, которые могут «рассосаться» сами по себе. Экономическая модель Казахстана не в состоянии обеспечить работой все трудоспособное население страны. Низкооплачиваемые рабочие места, трудиться на которых не имеет никакого экономического смысла, мы сейчас не рассматриваем. В итоге получается, что 3,5 млн «легальных» рабочих мест есть (2,5 млн. из них приходятся на государственный и квазигосударственный сектор), а все остальные находятся в серой либо черной зоне. В республике конкуренция идет не за работников, а за рабочие места, поэтому устраивающемуся на работу в теневой экономике в 99% случаев невозможно требовать от работодателя, чтобы ему платили «в белую» со всеми пенсионными и социальными отчислениями.

Правительство пытается искать выход из тупика, но пока ничего реального предложить не может. Потому что является заложником действующей экономической модели. В итоге получается, что средств для решения пенсионного вопроса у государства нет, а весь этот айсберг с надводной и подводной составляющими приближается. Пока правительство действует по принципу «нам бы день простоять да ночь продержаться», из-за чего уже дважды повышало пенсионный возраст. Ну а потенциальная армия пенсионеров без пенсий тем временем пополняет свои ряды. Подспудно ее давление ощущается уже сегодня, а с каждым следующим днем будет только усиливаться. В конечном итоге Казахстан окажется в ситуации, когда реагировать надо будет срочно. Срочно – это синоним «поздно», если не действовать быстро.

Поделиться: