Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан и Россия – логика перемен.

28.02.2011

Автор:

Теги:

 

Казахстан и Россия – логика перемен.За строкой Послания.

 

Проблемы модернизации в самом широком контексте этого процесса одинаковоактуальны и для России и для Казахстана. Мы стоим на пороге самых серьезныхперемен в политической, экономической, социальной сферах и от того, насколькоэффективными будут меры по реализации прорывных стратегий, намеченных нашимилидерами, зависят позиции РК и РФ в мировых рейтингах конкурентоспсобности.

Проблему можно сформулировать предельно просто – либо мы вступаем на путьсистемной модернизации, либо так и не находим свою нишу в быстро меняющемсямире.

Мы говорим о глобальном мире, в котором социальные и политические переменыпроисходят на наших глазах. Контуры модернизационного рывка прочерчены внациональных стратегиях развития, таких, например, как ФИИН-2020. Но нельзясводит логику этого процесса только к проблемам инновационной экономики,диверсификации производства, роста национальной компоненты, отказу от сырьевойориентации.

Не менее важен социальный, гуманитарный контекст преобразований, который нашелпрямое отражение в последнем по времени Послании Президента КазахстанаНурсултана Назарбаева. Вот ключевая позиция – «главная цель наших программ- укрепить благосостояние народа». Поэтому не случайно, и на этообращал внимание и сам Президент Казахстана, особое внимание в Послании было уделеновопросам социальной модернизации - развитию образования, здравоохраненияи языков.

Этот подход полностью созвучен принципам, на котором строятмодернизационные проекты российское руководство. Например, это касаетсяпрезидентской установки – «личным кредо каждого казахстанца должно стать «образованиев течение жизни». Мы обязаны обеспечить новый уровень развития университетского образования и науки». В подтверждение этоготезиса даны конкретные установки по развитию «Назарбаев-университет» -стержня  инновационной модели высшего учебногозаведения.

Так и на  современном этапе развития Россииобразование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощнойдвижущей силой экономического роста, повышения эффективности иконкурентоспособности экономики, фактором национальной безопасности иблагосостояния страны. В России и Казахстане потенциал образования должен бытьв полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социо-культурногопространства страны,  равноправиянациональных культур и различных конфессий, ограничения социальногонеравенства.

В рамках реализации основных положений Посланияформируются и новые подходы к модели взаимодействия «вуз-школа». В ПосланииНурсултана Назарбаева обозначен инновационный проект создания 20интеллектуальных школ, которыестанут основной базой подготовки одарённыхдетей для лучших вузов. Не менее амбициозная задача - к 2020 году доля ВУЗов, прошедшихнезависимую национальную аккредитацию по международным стандартам, должна составить 30процентов. Наиболее сильные высшиеучебные заведения страны должны выйти на новые рубежи в рейтинге лучших мировых университетов.

Иными словами качественное образование должно стать основойиндустриализации и инновационного развития Казахстана. Этот подход полностьюсозвучен российской концепции инновационного образования, в которой четкоуказано, что стратегические цели модернизации образования могут бытьдостигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системыс представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения,всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями иработодателями.

Важнейшим условиемреализации этих проектов является соединение гуманитарного и образовательногопотенциала стран ЕврАзЭС и Таможенного Союза, ШОС. О значимости интеграционныхусилий для евразийского проекта также было сказано в Послании-2011 г, в котором НурсултанНазарбаев высоко оценил потенциал основных интеграционных проектов, в том числев сфере инноваций.

Речь идет, с однойстороны, о формировании единого образовательного пространства, а, с другой, овзаимном обогащении опытом и новациями систем подготовки специалистов в РФ,Китае, стран Центральной Азии. Этот процесс должен быть инициирован как нагосударственном уровне, так и через инициативы вузовских, научных структур. Запримерами далеко ходить не надо - Казахстан и Россия выступили инициаторамисоздания Евразийской Ассоциации вузов, Консорциума вузов стран-участниц ШОС,системы единых образовательных стандартов.

Причем здесь нужноговорить не только о формальных параметрах требований к уровню образования, а оновом качестве содержания и организации образовательного процесса, что былозафиксировано в решениях встреч руководителей стран-участниц ШОС.

Действительно,объединение стран Центральной Азии, Китая, России создает уникальнуювозможность для "сложения потенциалов" в самых различных областяхвзаимодействия. И, как показывает опыт других интеграционных проектов,стремление к сотрудничеству должно быть дополнено внятной идеологиейвзаимодействия, четко выраженными смыслами, желанием следовать принятымрешениям. Иными словами, необходимо не только декларировать, но и исполнятьнамеченное. Казахстан подает пример такого отношения к сотрудничеству в рамкахЕврАзЭС и ШОС, используя опыт решения стратегических программ развития,накопленный за годы независимости.  Вконечном счете, необходимость интеграции в образовательной и научной сферахпроверена временем. Брать друг у друга лучшее, совместно преодолевать трудностии исправлять недостатки, взаимодействуя, двигаться к общей цели, четко видетьперспективу для всех и каждой страны в отдельности – именно это и есть ключеваязадача для Казахстана и России, для наших партнеров на евразийскомпространстве..


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение