Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Венецианский остров армянского духа

27.02.2011

Автор:

Теги:

Венецианский остров армянского духа

Венецианский остров армянского духа Как много заслуг у конгрегации Святого Лазаря перед армянской литературой и арменоведением! Сколько замечательных трудов: первые армянские книги на ашхарабаре[1], «Словарь армянского языка», «История Армении», объемистые тома «Географии Армении», издания древних рукописей, переводы классиков!

 

 

Аветик Исаакян[2]

Приехав в величественную и поражающую своей неповторимой архитектурой Венецию, невозможно упустить из внимания небольшой остров – являющийся в определенной степени путеводной звездой и зеркалом армянской культуры для всего Западного мира. Речь идет об острове святого Лазаря. С момента основания на острове армянского монашеского и просветительского ордена, местные монахи с большим теплом принимали всех не обделивших вниманием их святое место гостей. Многие поэты и художники, архитекторы и политические деятели, короли и императоры оказали большую честь армянскому народу и побывали в месте, великолепно представляющем древнюю армянскую культуру.

Остров святого Лазаря имеет богатую и насыщенную историю. Нужно признать, что до основания там монашеского ордена, остров не раз переходили из рук в руки. В IX веке он был отдан аббату бенедиктинского монастыря, затем Венецианский сенат передал его больнице для бедных. В XII веке здесь располагалась лечебница для прокаженных, поэтому остров стал называться «лазаретом», в честь святого Лазаря, однако к половине XVI века прокаженных почти не осталось и госпиталь перевели в другое место, а остров с 1601 года оказался заброшенным.

С конца XVII до начала XVIII вв. остров св. Лазаря достался сначала иезуитам, затем светским владельцам. Один из частных лиц дворянин Кристофоро Фрески организовал на нем военную фабрику. Новый период в истории острова начался 2 августа 1717 года, во время правления дожа Джованни Корнера, потомка последней царицы Армении Катерины, когда Венецианский сенат передал остров в постоянное пользование армянскому аббату Мхитару и его ученикам, которые превратили его в центр распространения армянской культуры.

Братство, основанное аббатом Мхитаром, преследовало цель служить армянскому народу на родине, но ему пришлось бежать из-за его религиозных убеждений. Его последователи являются католиками. Они сохраняили классический армянский обряд, но в то же время подчиняются Папе Римскому, тогда как армянская церковь имеет своего духовного главу – Католикоса. Аббат Мхитар, родившийся в 1676 году в городе Себастия, хотел объединить армян-григорианцев (т.е. армян, исповедующих учение Армянской Апостольской Церкви) с католиками, но столкнулся с сильной оппозицией в лице своего епископа в Стамбуле и должен был бежать сначала в Грецию, а затем в Мавританию, которая в то время принадлежала Венецианской республике.

Свою идею аббату Мхитару пришлось осуществлять вдали от родины. Остров, который он получил, находился в состоянии запустения. На нем находились лишь два пригодных к употреблению колодца, обветшалое здание и несколько полуразрушенных служб. В 1724 году началось строительство нового здания монастыря, которое было закончено вместе с довольно большой библиотекой и трапезной в 1740 году. Вначале мхтитаристы не располагали большими средствами, чтобы продолжать строительные работы, пока не прибыла помощь от богатых армянских меценатов. В это время монахи в основном работали в огороде, переплетали старинные книги и молились. С 1789 года в монастыре существует типография, ему же принадлежат две армянские школы: в Ереване и Бейруте.

В прошлые века из семинарии святого Лазаря вышло немало выдающихся личностей, ставших крупными предпринимателями, министрами и даже высокопоставленными чиновниками Османской империи. Впоследствии большинство из них поддерживали общину и делали ценные подарки, составляющие сегодня богатства и реликвии острова.

Одной из достопримечательностей монастыря остается церковь святого Лазаря, восходящая к 1180 году. Церковь представляет собой весьма необычное смешение венецианского стиля раннего Возрождения с классическими армянским чертами. Храм украшают разноцветные восточные ковры, покрывающие ступени алтарей, и яркий голубой потолок, украшенный золотыми звездами.

Главный алтарь из разноцветного мрамора позже был вынесен вперед, а впоследствии воздвигнуты еще два алтаря и перестроены капеллы, одна из которых посвящена святому Григорию Просветителю, обратившему армян в христианство в 301 году.

Изучение и распространение армянской культуры позволило братии относительно благополучно пережить тяжелые времена после падения Венецианской республики и вторжения французских войск. Монастырь трансформировался в академию «Sancti Lazari», которая в 1810 году была признана Наполеоном. Это позволило избежать судьбы остальных венецианских монастырей, богатства которых были конфискованы французами. Святым отцам пришлось прибегнуть к небольшой хитрости. Когда армада Наполеона вошла в Венецию, над островом взвился флаг Османской империи, поскольку большинство монахов родилось именно в этой стране, и Наполеон не cтал беспокоить тех, кто находился под покровительством его союзника, турецкого султана.

Сегодня иные залы монастыря сохраняют исторические и художественные предметы невероятной ценности. Здесь собрана прекрасная коллекция итальянской живописи, где встречаются имена Луки Лонги, Франческо Зуньо, Бернардо Строцци, Падованино, а также фламандских и армянских мастеров. Большое полотно, изображающее Тайную вечерю, принадлежит кисти венецианца Пьетро Антонио Новели и находится в трапезной, где отцы едят в молчании, пока один из них читает отрывки из Библии с небольшого деревянного балкончика.

Дверь из восточного корпуса ведет в музей, где можно увидеть несколько древних египетских статуэток, фигур из бронзы, терракоты и керамики, относящихся к государству Урарту. Предметы восточного искусства дополняют артефакты из северного Ирана, относящиеся по некоторым данным к 5000 году до н.э. Среди них – статуэтка бея со змеей вокруг шеи. На потолке этой залы привлекает внимание великолепное полотно Тьеполо «Мир и правосудие».

Монументальная библиотека, созданная Мхитаром в 1740 году, на сегодняшний день насчитывает около 200 тысяч томов, из которых 150 тысяч - на армянском языке. Здесь хранится около четырех тысяч манускриптов от VIII до XVIII века и книги по истории, философии, искусству и астрологии.

Один из небольших залов посвящен лорду Байрону. Здесь поэт останавливался во время своего пребывания на острове в 1816 и 1817 годах. Случайно узнав о его существовании от своих друзей, он приехал сюда, чтобы вдохнуть его особенную атмосферу и познакомиться с армянской культурой. Влияние всего увиденного было настолько велико, что великий поэт за шесть месяцев выучил древний (не используемый ныне) армянский язык[3] и даже сделал несколько переводов с армянского на английский и наоборот. Несколько позднее Байрон с помощью одного из монахов даже издал на английском языке армянскую грамматику и англо-армянский словарь.

В виду того, что мхитаристы предпочли подчиняться Ватикану, их отношения с Армянской церковью складываются непросто, поскольку на них смотрят как на раскольников, которые должны вернуться в лоно Армянской церкви. Однако последователи аббата Мхитара вовсе не считают себя изменниками. Армян-католиков в мире не так уж много, и один из них, кардинал Григорий Агаджанян, едва не стал Папой Римским.

Будучи армянином, он был очень привязан к Католической церкви. В 1958 году в очередной раз избирался Папа Римский, и произошел весьма странный эпизод. В какой-то момент из известного окна пошел белый дым, означающий, что избран новый Папа, который неожиданно сменился черным. Вероятно, большинством голосов был избран кардинал Агаджанян, который, однако, отказался занять это место. И вскоре был избран папа Джованни XXIII.

Сегодня, когда армянская Церковь независима от государства, у многих верующих появилась возможность обрести своего Бога. Во многом по этой причине остров святого Лазаря, в течение долгого времени являвшийся чуть ли не единственным действующим духовным центром для армян, потерял былую популярность. В наше время остров представляет большой интерес для многих туристов (в основном, конечно, армянских). Как утверждают многие посетившие остров гости, в их памяти маленький остров святого Лазаря оставил незабываемые впечатления и глубокое неповторимое чувство спокойствия. Отвоеванный у воды человеческими усилиями, он сохраняет аристократическую отстраненность от безумных ритмов нашего времени и дает нам надежду на то, что пока существуют подобные духовные места, несущие свет и просвещение, для армянского народа, а возможно, для всего человечества еще не все потеряно.

 

Тигран Манасян, г. Москва, ИАЦ МГУ

 

 

 



[1] Ашхарабар – современный литератуный армянский язык.

 

 

[2] Аветик Исаакян (1875-1957) – выдающийся армянский и советский поэт.

[3] Грапар

фото: narodna.pravda.com.ua


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение