Грузия: реалии и мифы.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Справедливости ради нужно отметить, что до прихода к власти М.Саакашвили Грузия представляла собой экономически нищую и полуразрушенную республику, где постоянное снабжение водой, газом и электричеством было пределом мечтаний простого населения. В бывшем СССР республика была полностью дотационной (в 80-е годы дотации в 7 раз превышали объём ВВП Грузии), однако уровень жизни грузин был одним из самых высоких в стране. Влияние коррупции и семейных кланов, уровень беззакония и преступности были самыми высокими в СССР. Развал некогда единого государства и утеря статуса привилегированного поставщика традиционных продуктов (чай, вино, мандарины, гвоздики), сокращение потока туристов и перманентное политическое противостояние, внутренний вооруженный конфликт и военная нестабильность привели к падению в 1994 году ВВП Грузии на 70 процентов.
Грузия: реалии и мифы.

Грузия: реалии и мифы.

http://www.peacekeeper.ru/

Часть 1 – Экономика

В мировых средствах массовой информации в последнее время настойчивопропагандируются исключительно положительные итоги правления команды президентаГрузии М.Саакашвили. Некоторые доморощенные российские и зарубежные специалистыпреобразования в экономике, социальной жизни и внутренней политике Грузиитрактуют едва ли не как восьмое чудо света. К тому же они пытаются сделатьвывод о том, что это "чудо" вынудит Москву пойти на восстановлениеотношений с Тбилиси. Так ли это на самом деле?

"Грузия должна продать все, кроме совести".

К.Бендукидзе, министр экономики Грузии в 2003 году

Справедливости ради нужно отметить, что до прихода к власти М.СаакашвилиГрузия представляла собой экономически нищую и полуразрушенную республику, гдепостоянное снабжение водой, газом и электричеством было пределом мечтанийпростого населения. В бывшем СССР республика была полностью дотационной (в 80-егоды дотации в 7 раз превышали объём ВВП Грузии), однако уровень жизни грузинбыл одним из самых высоких в стране. Влияние коррупции и семейных кланов,уровень беззакония и преступности были самыми высокими в СССР. Развал некогдаединого государства и утеря статуса привилегированного поставщика традиционныхпродуктов (чай, вино, мандарины, гвоздики), сокращение потока туристов и перманентноеполитическое противостояние, внутренний вооруженный конфликт и военнаянестабильность привели к падению в 1994 году ВВП Грузии на 70 процентов.

По данным МВФ, за последние годы страна превратилась в динамичноразвивающуюся страну с одними из самых высоких в мире темпов роста (в лучшем2007 году, по данным того же фонда, рост ВВП составил более 12 процентов). Еслив 2003 году госбюджет Грузии составлял 400 млн. долларов, то в 2009 году этацифра выросла в 10 раз и достигла четырех миллиардов. Средняя зарплата в странепо состоянию на начало 2010 года увеличилась более чем в четыре раза и, поданным Национальной статистической службы Грузии, приблизилась к отметке в 350долларов.

Вполне естественно, на Западе заговорили о беспрецедентности грузинскихреформ, об удивительной метаморфозе экономики страны. Агентство международногоразвития США расценило эти преобразования как "самые глубокие, обширные ибыстрые, которые были осуществлены какой-либо из стран мира за последние 50лет". Западные СМИ в большинстве своём твердят о неимоверных успехахгосударства, которое чуть ли не впереди планеты всей. Президент М.Саакашвилипоспешил объявить о желании его страны стать первым современным демократическимгосударством на Кавказе. Грузины грезят амбициями стать вторым Сингапуром илиГонконгом, а посол Грузии в Украине Катамадзе прогнозирует, что через 2-3 годаГрузия превзойдет арабский Эмират Дубай.

Перестройка по-грузински… или о чём не говорят российские СМИ

Как полагают эксперты американского Агентства международного развития,рецепт "грузинского чуда" прост - железная политическая воля, резкаялиберализация и буквально параноидальное уничтожение коррупции в Грузии. Каковыже, по мнению аналитической службы Академии торговли Masterforex-V, рецепты и алгоритмы"грузинского чуда"? И на какой политической кухне смешивались егоингредиенты?

Наиболее важные составляющих перемен:

Резкая либерализация экономики - в стране реально сократили государственноерегулирование всех сфер жизни:

- за короткое время отменено 84 процента лицензий и разрешений, регулирующихведение бизнеса государством. Оставили их в основном только на важные видыдеятельности, например, касающиеся здоровья людей.

- перевод регистрации собственности и бизнеса на принцип "единого окна".В частности, теперь для регистрации автомобиля требуется чуть ли не 15 минут,земельный участок можно оформить за четыре дня, а открыть предприятие и тогоменее - за день. Выписку из реестра можно получить у окошка офисовНационального агентства публичного реестра или через специальный терминал,электронную книгу, интернет. В будущем обещают использовать банкоматы кактерминалы для выдачи выписок из реестра. Всё ради оперативности и прозрачностирегистрационных процедур.

Успехи Грузии по части создания благоприятного экономического климата в этомгоду были отмечены Всемирным Банком, определившим ей 11-е место в мировомрейтинге лёгкости ведения бизнеса (несколько лет назад она занимала 59-еместо). Грузия опередила в этом списке Швейцарию, Францию, Германию и Японию.

Грузия ликвидировала санэпидемнадзор, пожарную инспекцию и ещё десяткипроверяющих органов, паразитировавших на бизнесе. По свидетельству очевидцев,это нововведение никоим образом не отразилось на качестве обслуживания ибезопасности клиентов в ресторанах, кафе и многочисленных традиционныхзабегаловках;

- отменён ряд налогов и снижены оставшиеся (с 21 вида налогов их количествоуменьшилось до шести: подоходный налог – 20 процентов, налог на прибыль, НДС,акцизный налог, налог на недвижимость и таможенная пошлина). Количествотаможенных тарифов сокращено до двух ставок (0 и 12 процентов), тогда какпрежде их было 16, и доходили они до 30 процентов. Установлен нулевойтаможенный тариф на импорт 90 процентов всех товаров. Таможня не занимаетсясбором налогов, а контролирует товарооборот, поддерживая отечественныхтоваропроизводителей умеренным протекционизмом;

- одновременно был ужесточён режим сбора налогов. По данным все той жегрузинской статистики, теперь в бюджет поступает почти 100 процентов налогов. Вто же время оппозиция ссылается на результаты изучения этого вопросаавстрийской компанией "Eurobserver", обнародованные весной 2009 года.По данным "Eurobserver", уровень теневой экономики в Грузиисоставляет 68 процентов ВВП и является рекордным на всем постсоветскомпространстве. Грузинское правительство с такой оценкой категорически несогласно и назвало результаты исследования "абсурдными, некомпетентными ислишком необъективными";

- фискальная нагрузка на бизнес в Грузии составляет 26 процентов. По этомуповоду журнал "Forbes" в 2010 году по лёгкости уплаты налогов назвалГрузию самым либеральным режимом Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ иГонконга.

- проведена радикальная и масштабная приватизация всего и вся. Начиная с2003 года, в стране было приватизировано около четырех тысяч объектов на общуюсумму 1,38 миллиарда долларов (среди инвесторов – арабы, турки, украинцы и,конечно, россияне, например, РАО ЕЭС, занимающееся производством ираспределением электроэнергии). В этом году Грузия собирается продать последнееиз нажитого за годы советской власти - стратегические объекты, преждевключённые в перечень национального достояния: газопровод Моздок - Тбилиси -Ереван, службу аэронавигации и контроля за воздушным пространством. Стоитвопрос о приватизации железных дорог;

- снижение до минимума расходов на социальные нужды. В стране практическиликвидированы бесплатная медицина, жильё и прочие социальные программы. Средняяпенсия долгое время не превышала семи долларов. Повышение ее до 50 долларовпроизошло в последние годы. Только в 2010 году и только детям из социальнонезащищенных семей планируют выдавать бесплатные учебники и пособия (хотяпрежде президент обещал каждому первокласснику подарить по ноутбуку);

- сравнительно небольшой рост инфляции. По итогам экономического развитиярост инфляции в 2010 году запланирован в размере 6 процентов. Однако подобныйуровень инфляции правительство удерживает прежде всего за счет сохраняющейсянизкой средней заработной платы (около 330 долларов), мизерных пенсий постарости и нетрудоспособности и сокращения до минимума социальных пособийнаселению;

- использование международных кредитов и зарубежных финансовых поступлений.По официальным данным, в 2010 году внешние заимствования Грузии составили2710,6 миллионов долларов, в том числе от Международного валютного фонда 1200миллионов и 118 миллионов от России. К концу года правительство ожидаетдополнительное поступление в сумме 400 миллионов долларов. Кредитование Грузииосуществляется под финансовые гарантии США.

Немаловажную роль в наполнении экономики валютными средствами играютпоступления денежных средств от частных лиц. По оценкам грузинскихспециалистов, проживающая за рубежом грузинская диаспора ежегодно переводит соотечественникамна родине примерно 0,8-0,9 миллиарда долларов. Это примерно 1,6 миллионагрузинских беженцев (26 процентов населения), покинувших Грузию с началомвоенных действий против Абхазии, а затем после серии переворотов и"революции роз". Основная масса этой категории грузин (примерно 600тысяч человек) нашла приют в России. Второй по численности грузинскихэмигрантов (более 400 тысяч человек) является Греция. Остальные проживают встранах СНГ, Восточной и Западной Европы и Канаде.

Повторяем, что все выше перечисленное широко тиражируется на Западе и всамой Грузии, как исключительные достижения М.Саакашвили и его команды. Следуетпризнать, что часть сделанного бесспорно облегчает ведение бизнеса. Однакометоды некоторых нововведений и их официальные результаты все же вызываютобоснованные сомнения.

Приватизация, или процесс передачи государственного имущества в частные рукипроисходил стихийно, в условиях отсутствия необходимых законодательных актов ибез разработки соответствующей концептуальной программы и политики. Процессприватизации сопровождался массовыми хищениями государственного имущества споследующей распродажей. Наибольшая часть созданного за десятилетия огромногообщественного достояния практически за бесценок перешла в собственность слоев,разбогатевших на нетрудовых доходах, и отдельных лиц, тесно связанных смафиозными структурами.

Широкие массы трудового населения и, особенно сельчан, по существу осталисьбез собственности. Поспешная и необоснованная ликвидация крупных высоко рентабельныхи доходных чаеводческих, виноградарских, цитрусовых и плодоводческихспециализированных хозяйств оказалась губительной для экономики. Если в лучшиевремена Грузия экспортировала до 50 - 60 миллионов бутылок вина, то в 2009 году- чуть более 10 млн. Правда, в 2010 году, в основном благодаря потребителям вУкраине, Польше странах Балтии, произошёл некоторый рост продаж. Аналогичнаяситуация и с экспортом минеральных вод, цитрусовых, фруктов и овощей.

Примерно то же самое происходило и в промышленном секторе экономики.Новоявленные доморощенные "бизнесмены" пустили с молотка оборудованиезаводов, шахт, обогатительных предприятий и фабрик. Все, что можно былопродать, продавалось. Остальное уходило на свалки.

В настоящее время тяжелая промышленность представлена заводом попроизводству локомотивов, шестью шахтами, предприятием по выпуску автомобилей,предприятием по выплавке ферросплавов, железа, стали и металлопроката.Официальная статистика утверждает, что в 2009 году доходы в госбюджет от выпускапродукции этой отрасли промышленности составили около 40 процентов. Чтокасается продукции железнодорожной тяги, то вполне можно понять необходимостьэтого вида производства для собственных национальных нужд.

А вот рекламируемая Грузией собственная автомобильная промышленность,ориентированная не только на внутренний, но и на внешний рынки вызываетсомнения. По заявлению премьер-министра Н.Гилаури, его страна закупаетавтомобили за рубежом. Быть может, на смену некогда выпускавшимся в Кутаиси"рыдванам" типа КаЗ пришли новые марки? Однако в каталогах идоступных для читателя журналах по этой тематике нигде нет каких-либо сведений.

Теперь о прокате стали. Известно, что при старых властях в городе Руставибыл построен регионального значения металлургический комбинат полного цикла дляпроизводства труб, имевших огромное значение для нефте- и газодобывающейотраслей экономики.

Сегодня российский импорт руды частично заменен поставками из Украины. Ноона стала дороже российской и, по сведениям грузинской стороны, в последнеевремя немалая доля стали в Рустави выплавлялась из вторичного сырья. Вподтверждение этому является решение М.Саакашвили о введении дополнительногоакциза на металлолом. В дополнение необходимо пояснить, что истиннымивладельцами металлургического комбината в Рустави являются представителиделовых кругов Украины и Великобритании.

Далее. По предварительным оценкам правительства Грузии, рост ВВП за первоеполугодие 2010 года составил от 5,5 до 6 процентов. По словам того жеН.Гилаури, достижению высокого результата в немаловажной степени способствовалопривлечение капиталов в гражданское строительство. Это так. Но что скрываетсяза этими данными?

Европейский союз в октябре 2008 года принял решение о выделении Грузии 4,5миллиардов долларов сроком на три года для ликвидации последствий"российской агрессии". В том числе на строительство жилья для 35тысяч беженцев из Южной Осетии. При этом часть этой суммы в размере 2миллиардов выделялась в качестве гранта, а другие 1,5 миллиарда долларов какпрактически беспроцентный кредит. Это несмотря на то, что страны-доноры оценилиобщий ущерб Грузии от войны с Южной Осетией в размере чуть более 135 миллионовдолларов. Вот на эти деньги и ведется строительство. Государство на эту цель непотратило ни одного лари.

"Победные реляции" грузинских официальных властей о кардинальнойреконструкции "морских ворот" - порта Поти, также подвергаютсябольшому сомнению. Порт и его будущая инфраструктура по сути на корню проданыарабской компании "RAK Investment Authority" (ОАЭ), арендовавшей в2008 году порт на 99 лет. Она же с июля 2010 года вступила во владение 98,26процентами акций аэропорта Поти.

Строительство морского порта Поти ведут рабочие из Индии, Пакистана,Бангладеш под присмотром хозяев. Но на территории будущего порта нет ни одногогрузинского специалиста или рабочего. Более того, в перспективе непредусматривается участие грузинских специалистов в эксплуатации этого объекта…Вот такая правда.

"Финансовый сектор растет очень быстро и эффективно. …основные сферыроста (экономики) – это туризм, финансовый сектор и инвестиции международныхорганизаций в инфраструктурные проекты. Это основа экономического ростаГрузии". (Из интервью Н.Гилаури).

Хуже лжи нет ничего, кроме полуправды. Как и в предыдущих ссылках напозитив, премьер лукавит. Безусловно, для развития туристической индустрии впервую очередь необходимо создание широкой сети гостиниц различного класса.Н.Гилаури гордится привлечением иностранного капитала в ведущееся на побережьеот Батуми до Поти строительство нескольких крупных отелей мировых брендов.Казалось бы, лучшего не пожелаешь для экономики страны…

Однако и в этом случае не все так просто. Дело в том, что сами гостиницы иприлегающая к ним территория морского побережья несколько десятилетий не будутпринадлежать государству. Грузия будет получать деньги лишь за предоставлениеаренды, то есть мизерную часть. Хорошо, если бы иностранные владельцы вперспективе привлекли представителей титульной нации к обслуживанию туристов вновых отелях, но надежд, скажем откровенно, мало. С учетом иностранного опыта,владельцам выгоднее и безопаснее для бизнеса использовать труд наемных рабочихиз Юго-Восточной Азии или даже среднеазиатских стран СНГ, трудовая репутациякоторых весьма высока.

Похоже, пожелания бывшего премьера К.Бундукидзе о том, чтобы Грузия всепродала, кроме совести, начинают сбываться.

По словам грузинского премьера, "основу экономического ростаГрузии" также составляют "финансовый сектор и инвестициимеждународных организаций". Оспорить невозможно - истинная правда.

По сведениям "Бизнес Грузия", в августе 2009 года внешний долгГрузии составлял 3,1 миллиарда долларов. Наиболее крупными кредиторами Грузиистали Всемирный Банк и Международный валютный фонд. По данным Центраисследования экономических проблем Грузии, в 2013 году на обслуживание ивыплату внешнего долга понадобится 771,76 миллионов долларов, что составляет25,2 процентов бюджета страны за 2009 год.

Со ссылкой на статистику грузинского Национального банка, российская газета"Взгляд" оценивала размер внешнего долга Грузии по итогам 2009 года в8,631 миллиарда долларов, что составляло 80,3 процентов ВВП. По данным газеты,в 2013 году Грузии потребуется (по курсу на март 2010 года) 458,4 миллиона наобслуживание долга и 48,25 миллиона долларов на выплату процентов.

Долги, разумеется, рано или поздно придется возвращать. И первый этап – 2013год. Грузинские экономисты из числа противников М.Саакашвили прогнозируютдефолт: государство не сможет обеспечить выплату всех долгов. Экономикагосударства, существующая фактически на внешние заимствования, обречена.

Инвестиционные потоки в Грузию в 2009 году сократились в два раза посравнению с неблагополучным 2008 годом. За первый квартал 2010 года в бюджетстраны поступило всего 6 процентов от прогнозированного годового объемаинвестиций. И это при том, что в 2010 году запланирован дефицитгосударственного бюджета в размере 10 процентов.

Грузия по ВВП на душу населения в 2009 году занимала 149 место из 228.Позади нее из постсоветских государств оказались только Кыргызстан, Молдова иУзбекистан. Сегодня Грузия по экономическим показателям не дотягивает и дополовины своих достижений 1990 года. В соседних Азербайджане и Армении этотпоказатель намного выше.

Власти в Тбилиси утверждают, что экспорт товаров грузинского производства в2010 году по сравнению с предыдущим годом вырос чуть ли не 25 процентов. Засчет чего? Может, за счет увеличения средств, получаемых от транспортировки потерритории страны нефти из Азербайджана в Турцию? Так или иначе, в экономикесохраняется отрицательный внешнеторговый баланс: импорт товаров почти в четырераза превышает экспорт. Отрицательное сальдо составляет 29 процентов ВВП.

Отдельно стоит отметить колоссальные военные расходы, которые за шестьпоследних лет выросли с 0,78 до 9,5 процентов от ВВП. При правленииМ.Саакашвили на армию и полицию, их вооружение и материально-техническоеоснащение потрачены миллиарды долларов. Реальные данные о том, во что обошлосьГрузии "обеспечение свободы и безопасности", и сейчас представляютгосударственную тайну.

До войны в августе 2008 года грузинские вооруженные силы обладаливооружением, по количественным и качественным показателям превышающим армииряда стран не только Восточной, но и Западной Европы. Только ленивый неучаствовал в военных поставках Грузии. Обучение военнослужащих и полицейскихосуществляли лучшие зарубежные специалисты, получавшие значительные денежныевознаграждения. На их содержание были израсходованы астрономические суммы. Так,например, американский инструктор ежемесячно получал до четырех тысяч долларов.

Война 2008 года реально показала недееспособность грузинской армии.Значительная часть военной техники и оружия была утрачена. Однако, по оценкамнезависимых экспертов, Грузия уже полностью восполнила военные потери, и ввооруженных силах нет недостатка в оружии и военной технике. Опять-таки нужноотметить, что М.Саакашвили, лично курировавший создание национальной армии,готовил ее не к обороне. Под ширмой демагогических заявлений президентлегкомысленно рассчитывал использовать вооруженные силы для решения главнойполитической проблемы – возвращения утраченных де-факто Абхазии и Южной Осетии.

Грузия: реалии и мифы. Часть 2 - Народ и власть

"Мое президентство станет правлением грузинского народа.Президент Грузии будет другом и близким человеком каждой семьи в стране. Яникогда и никого не оставлю в беде и ни одного гражданина никогда не позволюунизить".

Президент Грузии Михаил Саакашвили, 2003 год.

Второй элемент грузинского "чуда". Борьба с коррупцией ивзяточничеством.

Бесспорно, это тяжкое заболевание губительно сказывается на экономикегосударства. Но в большей степени взяточничество и коррупция, словно метастазы,поражает общество и, в случае запущенности, ведет к деградации всей системыгосударственного управления и потери власти. Поэтому свержение в 2003 годуЭ.Шеварднадзе необходимо рассматривать как закономерный шаг новейшей историиГрузии.

Чрезвычайно важным фактором, обеспечившим победу М.Саакашвили в ходе"революции роз", обеспечил лозунг борьбы с коррупцией, обещание"революционеров" хирургическими методами победить эту раковуюопухоль. Уровень этого бедствия в Грузии долгое время был одним из самыхвысоких на постсоветском пространстве. М.Саакашвили чутко уловил настроениямасс, и именно по этой причине переворот был поддержан подавляющим большинствомнаселения страны.

Новому руководству после прихода к власти нужно было срочно завоеватьвлияние и авторитет в народе, закрепить его доверие и поднять популярность"революционеров". И наиболее видимым шагом на этом пути могла быстать победа в обуздании взяточничества и коррупции низового уровня. ПоэтомуМ.Саакашвили именно с этого начал реформирование государства. Скажемсправедливо, он не прогадал:

- была проведена тотальная чистка и сокращение на 20 процентов численностигосаппарата всех уровней. Это позволило свести к минимуму взяточничество и сборналогов. Если раньше за взятку чиновнику можно было откупиться от выплатыналогов, то теперь сумма взятки намного превышала налог. За счет этого удалосьсущественно поднять заработные платы в госсекторе, например, министру в 15-20раз;

- были существенно урезаны, а зачастую, и ликвидированы права и властныеполномочия чиновников государственного аппарата Грузии. Начиная с 2004 года, пообвинению во взятках и протекционизме были арестованы сотни чиновников, в числекоторых мэры городов, губернаторы, министры, судьи. Примечательно, что всепроисходило публично и под объективами телекамер. При этом власти не особеннопереживали по поводу "презумпции невиновности" задержанных ипозволяли им не что иное, как откупаться от наказания;

- была проведена тотальная ревизия приватизации. Лица, нарушившие законы приполучении в свою собственность некогда государственного имущества, выплачивалив казну деньги по реальной стоимости приватизированных объектов илирасставались с собственностью;

- но первым шагом было реформирование ГАИ, остающееся и по сей день наиболееуспешным мероприятием М.Саакашвили и заодно предметом жгучей зависти всехживущих на постсоветском пространстве. В один день автоинспекция, как одна изсамых активных по емкости взяток государственных служб, была ликвидирована. Впоследующем была создана сравнительно малочисленная и эффективная дорожнаяполиция с высокими зарплатами. В настоящее время минимальное денежноесодержание рядового сотрудника дорожной полиции составляет 650 долларов в месяцпротив прежних 30. Сотрудникам этой службы не выгодно брать взятки, опасаясьпотерять работу и получить "черную метку" на право трудиться иполучать пенсию;

- реформа МВД, жестко проведённая по аналогии с реформированием ГАИ. Сегодняполицейские участки с прозрачными стеклянными стенами и построенное в том жедухе центральное здание министерства символизируют открытость и отсутствиекоррумпированности в этой силовой структуре. И как бы ни наивен и условен былэтот символизм, но полиция действительно быстро реагирует на вызовы населения.А главное, в стране на этом этапе развития реально побеждёны уличнаяпреступность и организованный криминалитет. Если верить грузинскимправоохранителям, воров в законе в стране не осталось, они либо отбывают срокив тюрьмах (к слову будет сказать, что за последние шесть лет количествозаключённых выросло с 5 до 20 тысяч), либо "трудятся" в России,Украине, Испании.

А теперь поговорим о мифах.

По утверждению известного в Грузии эксперта Г. Хухашвили, коррупция в странезначительно видоизменилась. Если в борьбе с низовыми явлениями удалось достичьдовольно серьезных результатов, то на верхнем уровне изменений гораздо меньше.

Бюджет страны по-прежнему считается вожделенным объектом обогащения и многиеиз власть придержащих пытаются использовать его в качестве собственногокошелька. Примером тому может служить следствие по недавнему делу бывшегозаместителя министра труда, здравоохранения и социальной защиты,использовавшего аукцион по приобретению лекарств в интересах победы своего друга.

Другим примером является выпуск весной 2008 года грузинских государственныхеврооблигаций на общую сумму 500 миллионов долларов. Большая часть ценных бумагбыла приобретена инвесторами из Великобритании (56 процентов), оффшорнымиинвесторами из США (13 процентов), остальные из Германии, Голландии, Австрии искандинавских стран. Продажа залоговых документов имеет широкую международнуюпрактику и направлена на укрепление бюджета за счет получения дополнительныхинвестиционных средств. Вместе с тем с самого начала подготовки этого шагагрузинское правительство заявило о том, что вырученные средства пойдут нафинансовое обеспечение частных банков с целью активизации их деловойдеятельности.

Многие экономические эксперты скептически отнеслись к этой мере. Бывшийминистр экономики страны, а ныне парламентарий Владимир (Ладо) Папава выразилозабоченность в связи с увеличением объема долговых обязательств государства.Особое внимание он обратил на отсутствие прозрачной системы контроля надосвоением полученных от этого средств.

Так оно и оказалось. Лишь только под мощным давлением депутатовправительство было вынуждено предпринять попытки отчитаться об использованииполученных средств, из которых только около 136 миллионов долларов былипризнаны парламентариями более или менее оправданными. Дальнейшее развитиескандала жестко предотвратил лично М.Саакашвили, объявив государственной тайнойэтот вопрос.

Судьба остальных 450 миллионов долларов остается неизвестной… Так чтоговорить о полной ликвидации воровства и его укрывательства (то есть,коррупции), пока преждевременно. Просто это явление перешло в другое качество ина другой уровень. Так что проблема воровства и коррупции по-прежнемусуществует. Этот вывод подтверждают и свежие данные Freedom House: уровенькоррупции в Грузии такой же, каким он был в 1999-2000 годах.

Примечательно, осенью 2010 года премьер Н. Гилаури заявил о намерениипровести в будущем году новый выпуск облигаций на такую же сумму. Что же,аппетит приходит во время еды… Тем более накануне очередных президентскихвыборов в 2012 году, по итогам которых нынешняя власть стремится сохранить своевлияние.

Казалось бы, увеличение внешних заимствований и неуклонный рост ВВПпоследние шесть лет, на что любят ссылаться грузинские власти, неминуемо долженбыл привести к достижению высокого материального и социального уровня жизнинаселения. Ознакомишься с выступлениями представителей грузинских властей, идумаешь: уж в следующем году грузины точно будут жить "в шоколаде".

Не получается, однако. Средняя заработная плата по итогам первой половины2010 года не превышает 350 долларов, пенсия – 50 долларов, а пособие беженцусоставляет 15 долларов в месяц. В то же время грузинские экономисты, причемнезависимые, вполне обоснованно заявляют о том, что к показателю среднейзаработной платы нужно подходить внимательно и осторожно.

Во-первых, 20 процентов трудоспособного населения Грузии официальнозарегистрированы как безработные. Это признает и сам М.Саакашвили. При этомофициальные статисты не хотят причислять к безработным тех, кто занят надомнымтрудом. Это мелкие товаропроизводители, лавочники, сельские жители. Посведениям того же Э.Шеварднадзе, которого нельзя упрекнуть в чрезмернойлояльности к оппозиции, это еще 20 процентов тех, кто хочет и в состоянииработать.

Таким образом, примерно 40 процентов населения Грузии фактически остаютсябез работы и вынуждены как-то перебиваться.

Задаемся вопросом: откуда взят показатель в 350 долларов? Быть может"вклад" в эту цифру вносят министры, месячный оклад которыхколеблется в пределах 3-4 тысяч долларов? Или депутатов? Но их официальнаязаработная плата не превышает 150 долларов. Или учитываются доходы деловыхкругов? Нет, пожалуй.

Денежное содержание рядового грузинского полицейского составляет не менее650 долларов. По званию и должности далее – по нарастающей. Расходы на полициюв 2009 году составили 9 процентов госбюджетных средств. Должностные оклады вармии такие же, как и в полиции. К этим структурам можно отнести и силывнутренней безопасности, непосредственно обеспечивающие охрану режима, слежениеза не угодными и локализацию их деятельности. Эту категорию лиц нельзя обижать.

Кстати, не обошли стороной реформы и в армии. За четыре года правленияМ.Саакашвили из вооруженных сил был уволен практически весь командный итехнический состав, в свое время обучавшийся в высших и других советскихвоенных заведениях. На смену им пришли офицеры-выпускники американских иевропейских военных курсов и учебных центров. Их профессиональная подготовка наиболееярко проявилась в ходе войны против Южной Осетии в августе 2008 года…

Даже с учетом того, что общая численность силовых структур Грузии составляет40-50 тысяч человек, затраты по поддержанию их лояльности правительству в нищейстране фантастически огромны. В настоящее время служба в армии, полиции и силахбезопасности считается высоко престижной. Элиту общества в стране составляют неученые или медики, не деятели культуры или образования, а именно полицейские ивоенные.

Довольно значительную часть покинувших Грузию граждан составлялипредставители именно научной, культурной, просветительской и деловой элитыстраны. В условиях постоянных потрясений и отсутствия перспектив приложениясвоих знаний, умений и опыта этот слой грузинского общества был вынужден осестьна чужбине, приспосабливаться к чуждым законам и традициям других государств инародов в поисках приложения труда. Для многих из них фарс обернулся трагедией,и трудно рассчитывать на то, что они когда-нибудь вернутся назад.

Сейчас президент Грузии фактически обладает неограниченной властью.Конституционное большинство в парламенте контролирует верная президенту партия"Единое национальное движение". Оппозиция в виде многочисленныхмелких партий не представляет реальной угрозы М.Саакашвили. Противники этойвласти в первую очередь преследуют узкие партийные интересы, враждуют междусобой, не имеют четких политических программ и, по сути, не пользуютсяподдержкой населения, проживающего за пределами столицы и других крупныхгородов страны. Разрозненная оппозиция едина в одной цели – своему приходу квласти.

М.Саакашвили готовит "новую реформу" в преддверии окончания в 2013году второго срока своего президентства, по окончании которого в соответствии сконституцией он не имеет права баллотироваться на высший пост государства. Длятого чтобы остаться во власти, его команда подготовила поправки в Основнойзакон, по которым полномочия президента в 2013 году должны перейти частично кпарламенту и главе правительства с широкими полномочиями. Сам же М.Саакашвилирассчитывает к этому времени занять должность премьер-министра. Можно не ошибаясь сказать, что нынешняя власть контролирует практически всегосударственные институты и сферы жизни грузинского общества. Судебная системапри М.Саакашвили реформирована в интересах обеспечения внутриполитическойстабильности. Суды низшей и средней инстанций, нужно признать, обеспечиваютправа простых граждан в беспристрастном рассмотрении административных иуголовных дел. Но в делах по нарушению политической свободы или лояльностивласти, любой суд всегда будет на стороне государства. Противники М.Саакашвили утверждают, что грузинские тюрьмы сегодня переполненыполитическими заключенными. Официальных данных о количестве осужденных за этудеятельность нет. Но с учетом сурового законодательства Грузии об уголовнойответственности за антигосударственную деятельность, утверждения оппозиции нелишены оснований. Инакомыслие в Грузии находится под строжайшим запретом. Практически всесредства массовой информации в стране подконтрольны власти или находятся подплотным наблюдением специальных служб. Критика, звучащая с экрана телевизоров ипечатных страниц, строго дозирована по направлениям и качеству. Запрещеновыступать против проводимой М.Саакашвили внешней политики с Россией, сальтернативными предложениями по урегулированию территориальных проблем,проявлением открытого недовольства материально-социального положения народа идругих важных вопросов. Исходя только из выше перечисленных итогов осуществленных социальных"достижений", можно вполне оправданно назвать нынешнеегосударственное устройство Грузии режимом. К сожалению, одной из идеологическихсоставляющих его основы является открытая ненависть к руководству России,вполне закономерно трансформировавшаяся в откровенную русофобию. Примечательно, что со времен З.Гамсахурдия патологическая враждебностьгрузинской элиты в отношении России значительно возросла, а при М.Саакашвилиприняла наиболее изощренные и циничные формы. Создается впечатление, чтоприближенные к президенту политики соревнуются в поиске новых обвинений в адресбывшего СССР и России. Любимыми "фишками" самого М.Саакашвилиявляются шпиономания, угроза агрессии и имперская политика Москвы. Идеологи этого режима делают все для того, чтобы вытравить из памяти старшихпоколений грузинского общества целых пластов истории Грузии, воспитать молодежьравнодушной к достижениям своих предков, привить молодому поколению устойчивоечувство недоверия и неприязни к россиянам. Кампания по перекраиванию истории осуществляетсяна государственном уровне и является сутью политики режима. В школьных учебниках по истории грузинским детям навязывается убеждение, чтовся 500-летняя история отношений Грузии и России – не что иное, какмноговековое порабощение северными варварами маленького и свободолюбивогонарода. Разработчики современных учебников стремятся привить школьникамубежденность в том, что новейшая история Грузии – это сплошные репрессии иподавление национального самосознания грузинского народа, а героические периодыистории страны связывают с противостоянием "российскому и советскомуколониализму". М.Саакашвили в целом одобрил идею, предложенную в 2010 году докторантомфакультета политических наук Кентского университета (США) Василом Рухадзе, осоздании специальной государственной комиссии для формирования"коллективной памяти против российской агрессии". Новый орган всоставе грузинских политических аналитиков, историков, социологов, психологов идругих специалистов должны "установить историческую правду на основедетализации преступлений, совершенных царской и советской Россией с 1801года"… Материалы и выводы комиссии "о российской оккупации" предлагаетсявключить в новые учебники истории для учащихся школ и высших учебных заведений.Предусматривается также программа увековечивания памяти погибших граждан прицаризме и советской власти, созданию творческой интеллигенцией литературных икинопроизведений, "с исторической точностью передающих трагедию российскойоккупации на протяжении двух веков". В Тбилиси в мае 2006 года уже открыт музей советской оккупации (1921-1991 гг.),ставший частью грузинского Национального музея. В нем нет ничего, что указывалобы массовое самопожертвование, мужество и героизм в совместной с Россией защитесвоего Отечества. О героизме этого народа следует говорить отдельно. Летопись России и СоветскогоСоюза чрезвычайно богата доблестными делами, совершенными представителямигрузинского народа. Достаточно только сказать, что на войну с фашизмом Грузиянаправила более 700 тысяч своих отцов, сынов и дочерей. То есть каждого пятогожителя республики. Из них около 250 тысяч не вернулись с фронта. Современные историки умалчивают о 137 представителях Грузии, которые сталиГероями Советского Союза. Вряд ли многие из молодого поколения грузин знаютсейчас имя полкового разведчика Мелитона Кантарии, в числе других водрузившегоЗнамя Победы над поверженным рейхстагом в 1945 году. Так же, как и не знают,что более 240 тысяч грузин были награждены орденами и медалями за ратные итрудовые подвиги в Отечественной войне.

Только варваром можно назвать власть, принявшую решение по уничтожению натерритории Грузии всех памятников павших советских воинов."Демонтаж", как назвали его чиновники, осуществлялся по личномураспоряжению главы государства и начался с подрыва в декабре 2009 годаМемориала победителям фашизма в Кутаиси. А уже в январе следующего года вАджарии был снесен обелиск в честь павших воинов. Примерно такая же судьбапостигла многие памятные места в других районах страны.

Уничтожение памятников в Грузии происходило, несмотря на массовые протесты ивыступления населения, а также проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН обосуждении разрушения и осквернения памятников борцам с фашизмом и прославлениинацизма, принятого по инициативе России накануне кампании"демонтажа". Примечательно, что США проголосовали против этогопроекта.

…Вот такие реалии социальных преобразований нынешнего режима Грузии. Ихтолько мизерная часть в этом материале, только тонкий срез. Реформы в силовыхструктурах положительны в действительности были необходимы. Но их целью былосоздание и укрепление авторитарного режима. Реформирование проводилосьпо-сталински жестко и бескомпромиссно. С другой стороны, простое населениеГрузии практически ничего не получило от преобразований: уровень жизни осталсяфактически прежним.

Режим М.Саакашвили, полностью спонсируемый из-за рубежа, в основу своейполитики положил враждебное отношение к России, которая пять веков назадположила начало созданию независимого грузинского государства. О том, есть лисейчас предпосылки преодоления вражды, поговорим в следующем разделе.

Ю.Веселов

Теги: Грузия

Поделиться: