Ислам в Кыргызстане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ислам в Кыргызстане имеет свою специфику. С одной стороны, есть мусульмане, которые исповедуют умеренный ислам, образованы, с уважением относятся к представителям других религий и чтят религиозные ценности, не примешивая к ним собственные домыслы. С другой - те, кто называет себя мусульманами, но ведут себя несколько иначе, в разрез с проповедуемыми исламом ценностями. Некоторые из них настроены агрессивно по отношению к инакомыслящим или иноплеменным, но на поверку оказывается: эти так называемые мусульмане сами мало что знают о собственной вере, выдавая желаемое за действительное. Более того, примешивают к ней обряды из языческого прошлого, поклонение духам предков. А есть и третья категория. Эти мусульмане смотрят на мир сквозь призму радикальных течений. Увы, но последних становится все больше.
Ислам в Кыргызстане

Зеленое знамя революции

В Кыргызстане боролись с авторитаризмом, чтобы идти к теократии?

Далеко ли до инквизиции?

Кыргызстан вошел в 2011 год на волне событий, заставивших многих засомневаться в светском характере новой парламентской республики и вошедших в Жогорку Кенеш партий. Незадолго до наступления праздников депутаты, собравшиеся для законотворчества, начали работу с обсуждения вопроса, который, видимо, посчитали важнее социально-экономических проблем. Народоизбранники вступили в дебаты о намазе. Инициировали обсуждение нардепы, потребовавшие предоставления им молельной комнаты и перерыва для общения с Аллахом.

С инициаторами предложения о совершении намаза, как ни удивительно, согласилось большинство депутатов. Совершенно очевидно: для подавляющего числа парламентариев вопрос о молитве имел не религиозный, а популистский характер. Тем не менее инициативу поддержали, и довольно рьяно, несмотря на слабые протесты тех, кто пытался напомнить - в Кыргызстане религия отделена от государства и в Конституции указано, что строй у нас светский. Но светский он, видимо, для обычных граждан. Законотворцам законы не писаны.

Обсуждение намаза в парламенте вызвало бурную дискуссию, апофеозом которой стала неприглядная перепалка самого, пожалуй, яркого и эпатажного представителя мусульманской общины страны Турсунбая Бакир уулу с правозащитником Динарой Ошурахуновой, в которой народоизбранник позволил себе опуститься до оскорблений. И, вполне возможно, все бы улеглось да забылось (ну мало ли что еще по национальному каналу покажут, ведь политики порой и не на такое способны), если бы не одно «но». Последний околорелигиозный скандал не единичный. Он свидетельствует о пугающей тенденции - о постепенной подмене светского строя псевдотеократией.

Национальный ислам

Ислам в Кыргызстане имеет свою специфику. С одной стороны, есть мусульмане, которые исповедуют умеренный ислам, образованы, с уважением относятся к представителям других религий и чтят религиозные ценности, не примешивая к ним собственные домыслы. С другой - те, кто называет себя мусульманами, но ведут себя несколько иначе, в разрез с проповедуемыми исламом ценностями. Некоторые из них настроены агрессивно по отношению к инакомыслящим или иноплеменным, но на поверку оказывается: эти так называемые мусульмане сами мало что знают о собственной вере, выдавая желаемое за действительное. Более того, примешивают к ней обряды из языческого прошлого, поклонение духам предков. А есть и третья категория. Эти мусульмане смотрят на мир сквозь призму радикальных течений. Увы, но последних становится все больше.

Тревожный звонок последних недель - серия терактов, ответственность за которые взяла на себя ранее неизвестная организация «Жайшуль Махди». Так, по крайней мере, ее представили спецслужбы, заявившие, что именно она заложила взрывчатку у синагоги, Дворца спорта и ГУВД Бишкека, расстреляла нескольких сотрудников правоохранительных органов. 11 членов группировки задержаны, еще двое, включая лидера, убиты, трое в розыске. Однако, несмотря на все это, ликвидация группировки, о чем поспешили отчитаться спецслужбы, вызвала много вопросов и даже подозрения в подтасовке фактов. Но это совсем другая история.

После июньских событий в Кыргызстане ждали всплеска террористической активности с националистическим уклоном. Власти отмечали: молодые этнические узбеки потянулись к экстремистам и уже проходят подготовку в тайных лагерях боевиков. Однако «Жайшуль Махди» оказалась «титульным продуктом» и состояла из этнических кыргызов. В основном из северных областей республики, население которых ранее было менее религиозным, чем жители южных регионов. Не менее интригующая деталь: оружие, которым были вооружены боевики террористической группировки, числилось утерянным во время апрельской революции и засветилось в те дни либо позже, во время столкновений на юге республики. Сей прелюбопытный факт косвенно подтвердил крамольную версию, что в так называемой революции принимали самое активное участие экстремисты. Но так это или иначе?

Политика веры

Национальный тренд, как выяснилось, затронул даже столь серьезную в идеологическом плане международную организацию, как «Хизб ут-Тахрир». В нее, утверждал известный эксперт Кадыр Маликов, пробрались коррупционеры. На сей раз, впрочем, они сослужили отчизне добрую службу, снизив популярность запрещенной в КР партии. Однако, возможно, подпольщикам удалось очистить ряды от мздоимцев и казнокрадов. «Хизб ут-Тахрир» снова называют одной из опаснейших для светского Кыргызстана организаций. Эксперты утверждают: она ведет вербовку сторонников даже среди преступников, постепенно сращиваясь с криминалитетом, и располагает тайными представителями на всех уровнях власти. Что, к слову, вполне возможно.

Кстати, одним из первых же решений революционного временного правительства стало освобождение группы граждан, ранее осужденных за «религиозные» беспорядки в Ноокате. Прежние власти утверждали, что на скамью подсудимых попали люди, связанные с «Хизб ут-Тахрир». Список преследуемых, впрочем, говорил: государство явно допустило перегибы, смешав экстремистов с обычными гражданами и даже детьми. Революционное правительство попыталось исправить ошибку, и «невинно осужденных» выпустили на свободу. Но позже выяснилось: чиновники, возможно, слишком уж поторопились с «религиозной амнистией».

Сенсационным стало заявление главы Национальной комиссии по расследованию причин межэтнического конфликта на юге Кыргызстана Абдыганы Эркебаева. Он сообщил, что комиссия выяснила: в кровавых беспорядках июня 2010 года принимали участие люди, ранее замеченные в Ноокатских событиях. Получается, выпустив их, новые власти допустили ошибку? Или, быть может, так бывшая оппозиция Курманбека Бакиева отблагодарила экстремистов, якобы оказавших ей поддержку во время переворота?

Причины и следствие

Итак, что же это было? Ошибка? Если да, то последняя ли? Увы, скорее всего, нет. Политики в последнее время все чаще заигрывают с той же умеренной мусульманской общиной, пытаясь использовать ее потенциал. На выборах кандидаты откровенно обращались к религиозным чувствам верующих, использовали во время агитации священнослужителей. По некоторым данным, на выборах активизировались и представители «Хизб ут-Тахрир». Итог - околорелигиозная полемика поднимается с высоких трибун. Начали с намаза, чем закончим?

Кстати, серьезная попытка отказаться от светского характера государства уже предпринималась. Это случилось во время конституционной реформы, когда экспертные круги обсуждали проект Основного закона. Тогда сторонникам светского строя удалось его отстоять. Но не факт, что это удастся сделать в будущем. В том числе в самом ближайшем, в котором по меньшей мере две из пяти «парламентских» партий планируют провести очередную конституционную реформу.

Религия в Кыргызстане отделена от политики, скорее, формально, чем фактически. Если оглянуться назад, то заметно: государство все больше поворачивается в сторону от светского вектора развития все 20 лет независимости. Религия потеснила не только многие общественные и государственные институты, но и образование. Сегодня в КР действующих школ меньше, чем мечетей. Однако стало ли от этого общество лучше или богобоязненнее? Скорее, наоборот, и резня на юге республики - вполне очевидный тому пример.

Сторонники светского ислама выступают за повышение уровня религиозного образования духовенства и населения. По их мнению, так можно успешно противостоять росту влияния экстремистских течений. Но государство предпринимает другие шаги и часто проводит не совсем понятную и адекватную политику. Пытаясь получить политические дивиденды, власти проигрывают противнику стратегически. Источники в спецслужбах признают: ситуация в религиозной сфере практически не контролируется и среди экстремистов можно встретить даже имамов мечетей. То есть тех, кто, по идее, должен с ними бороться. Но увы... Вера в Бога в Кыргызстане стала предметом политического торга. Что дальше?
URL: http://www.24kg.org/politic/91498-almazbek-atambaev-est-sily-kotorye-xotyat-sdelat.html

Поделиться: