20 лет без СССР: анализ, комментарии, документы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Окончательных и незыблемых границ не бывает. Статус-кво, фиксирующий неприкосновенность рубежей на определенный период, возникает, как правило, в результате войн и следующих за ними договоренностей победителей. Со временем расстановка сил меняется, и соглашения подвергаются эрозии. Следующие потрясения приводят к новому распределению влияния и, соответственно, появлению других держав, способных гарантировать стабильность межгосударственных отношений, в том числе и в пограничном вопросе.
20 лет без СССР: анализ, комментарии, документы

20 лет без СССР: анализ, комментарии, документы

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" специально для РИА Новости.

Неожиданное обострение территориального вопроса между Москвой и Токио можно объяснять конъюнктурными причинами, связанными с внутренней политикой России и Японии. Но важнее посмотреть на него сквозь призму глобальных процессов, начало которым было положено 20 лет назад – в эпоху геополитической революции в Европе и распада Советского Союза.

Окончательных и незыблемых границ не бывает. Статус-кво, фиксирующий неприкосновенность рубежей на определенный период, возникает, как правило, в результате войн и следующих за ними договоренностей победителей. Со временем расстановка сил меняется, и соглашения подвергаются эрозии. Следующие потрясения приводят к новому распределению влияния и, соответственно, появлению других держав, способных гарантировать стабильность межгосударственных отношений, в томчисле и в пограничном вопросе.

Точкой отсчета для нынешней, формально еще действующей, системы являетсяВторая мировая война и последовавшие за ней события, которые к середине1960-х годов привели к возникновению достаточно устойчивого мирового баланса. Ялтинские и Потсдамские договоренности, зафиксировавшие сферы влияния в Европе (и, кстати, оговорившие нынешний статус Курильских островов), были первым шагом формирования статус-кво. Дальнейшими вехамистал Суэцкий кризис 1956 года, продемонстрировавший утрату европейскимиколониальными державами способности управлять миром, что привело к грандиозной волне деколонизации, и Карибский кризис 1962 года, который установил пределы возможного в сфере ядерного сдерживания СССР и США.

После этого наступила стабильность, когда Москва и Вашингтон обладали максимальными (хотя не абсолютными) возможностями регулирования глобальных процессов, в том числе по части незыблемости границ. Не случайно инициатива по окончательному закреплению баланса сил и территориального размежевания в Европе появилась в 1966 году и была реализована подписанием Хельсинского заключительного акта в 1975 году.

Стоит еще раз подчеркнуть, что первоосновой служили итоги Второй мировойвойны, главный из них – появление двух новых безоговорочных лидеров международной политики в лице СССР и США. Именно их взаимоотношения на фоне быстрого упадка Европы как глобального игрока определяли всеобщие тенденции.

Черту под прежним балансом подвел распад Советского Союза. Само по себе это потрясение сопоставимо с событиями прошлого, которые давали импульс формированию мироустройства. Однако как холодная война не перешла в горячую, то есть явную, фазу, так и ее окончание не увенчалось подписанием формального "мира". Новой расстановки глобальной "власти" непоявилось, хотя некоторое время казалось, что власть эта полностью перешла к единственной оставшейся сверхдержаве – Соединенным Штатам. Но сначалом XXI века стало понятно, что Вашингтон с функцией глобального гегемона не справляется, как, вероятно, не справилась бы с ней ни одна страна.

Отсутствие устойчивой "рамки" сказывается на всех аспектах международныхотношений, и 20 лет без СССР стали помимо прочего временем перекройки границ. 15 новых стран на месте Советского Союза (если не считать "полупризнанные" Абхазию и Южную Осетию и непризнанные Нагорный Карабах иПриднестровье). Семь – вместо "большой" Югославии. Чехия и Словакия, Эритрея, Восточный Тимор, Южный Судан… Ряд государств находятся на пути кдезинтеграции – мирной (как Бельгия) либо чреватой потрясениями (Ирак),судьба Ближнего Востока в свете последних событий вообще неясна. Естественно, причины и сценарии различны, однако общая тенденция понятна– границы подвижны.

Особенно ясно это стало в конце 2000-х, когда административные границы бывших федеративных государств перестали быть догмой. До 2008 года внутренние разделительные линии, по которым распадались СССР и Югославия, считались неприкосновенными, однако признание Косово, Южной Осетии и Абхазии открыло путь для пересмотра уже и этих рубежей. Вполне очевидно, что, например, решение карабахской проблемы невозможно при сохранении границ Азербайджанской ССР. Приоритетом же нового поколения руководителей Молдавии является не восстановление территориальной целостности страны в советской конфигурации, а интеграция в Европу, препятствием чему служит нерешенность тираспольского вопроса.

В Азии советско-американский "кондоминиум противостояния" тоже цементировал ситуацию, хотя там степень контроля была ниже, чем в Европе– взаимоотношения самих азиатских держав (Китай и Индия, Индия и Пакистан) всегда имели свою логику. Но в том, что касается территориальных вопросов в Восточной Азии, холодная война служила "заморозкой", состояние дел зависело от баланса интересов СССР и США, важную роль, правда, играл Китай, склонявшийся сначала к одной, а потом кдругой стороне.

Министр иностранных дел Японии Сейдзи Маехара прав, когда говорит, что между Москвой и Токио еще не закончен послевоенный период. Но это лишь часть правды, потому что этот период не закончен во всей Восточной Азии.Все наиболее громкие противоречия – разделенная Корея, Курилы, Тайвань –следствие Второй мировой, так и не разрешенное за истекшие десятилетия.И конец холодной войны, вопреки ожиданиям, не означал быстрого урегулирования.

Азия в целом становится стратегической ареной XXI века, и очаги взрывоопасных конфликтов несут в себе особенную опасность. Тем более чтов Азии расположена страна, влияние которой на региональную и мировую ситуацию быстро растет, – Китай. Именно воздействие китайского фактора будет определять расстановку сил, от которой зависит судьба всех унаследованных от прошлого конфликтов. Общий рост напряженности в регионе (прежде всего соперничество между США и КНР) может стимулироватьи обострение межгосударственных споров, ситуация на Корейском полуострове это подтверждает. В этом контексте очень правильным было решение Москвы пойти на уступки, чтобы в начале 2000-х годов урегулировать остававшиеся территориальные разногласия с Пекином – через10-15 лет уступки пришлось бы делать куда большие.

На рубеже 1980-х – 1990-х годов начался исторический эксперимент по установлению мирового порядка без большой войны и победы в ней. Он продолжается, и пока не завершится тем или иным образом, стоит быть готовым к любым переменам.

РИА Новости


Теги: СССР , СНГ

Поделиться: