Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ШОС как важный механизм взаимодействия России и стран Центральной Азии в сфере безопасности: к задаче поиска и защиты общих экономических интересов

13.02.2011

Автор:

Теги:
  

В.Парамонов, О.Столповский

 Многостороннее сотрудничество Российской Федерации с государствами Центральной Азии (ЦА)  в сфере безопасности помимо формата Содружества независимых государств (СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которые, по сути, являются интеграционными структурами постсоветских республик, осуществляется также и в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членом которой является Китайская Народная Республика (КНР). Присутствие в ШОС одной из крупнейших региональных держав, тем более стремящейся в мировые лидеры, безусловно накладывает определенный отпечаток на характер российско-центральноазиатского многостороннего сотрудничества в такой важной и в то же время деликатной сфере как безопасность. Поскольку Китай являлся одним из главных локомотивов Шанхайского процесса и с самого начала принимал деятельное участие в развитии механизмов многостороннего взаимодействия («Шанхайская пятерка», а затем – ШОС), представляется, что практическая наполняемость сотрудничества РФ и стран ЦА в сфере безопасности уже напрямую связана с КНР и евразийской миссией ШОС. Все это дает основания предполагать, что в рамках любых будущих усилий России в плане развития сотрудничества со странами Центральной Азии необходимо не только учитывать китайский фактор, но и повышать значение ШОС в плане обеспечения комплексной безопасности в Евразии, в том числе во взаимодействии с Европой. Период функционирования «Шанхайской пятерки» (1996 – 2001 гг.) Шанхайская организация сотрудничества была сформирована на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы, заключенных в 1996 и 1997 годах между Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией, Таджикистаном (т.н. Шанхайская пятерка). При этом в 90-е годы побудительным мотивом к объединению трех государств ЦА с РФ и КНР стала не только и не столько естественная реакция на реальную опасность превращения региона в зону перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма, религиозного экстремизма и этнического сепаратизма, сколько необходимость решения унаследованных от СССР проблем иного характера: по сокращению военного присутствия в приграничных районах и урегулированию погранично-территориальных противоречий.Лишь позднее в качестве объединяющего фактора важную роль сыграл конфликт в Афганистане, где обострилось противостояние между войсками так называемого Северного альянса и Движением «Талибан». Кроме того, для Москвы и Пекина, стала привлекательна возможность объединить усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы в Центральной Азии. По мере эскалации в конце 90-х годов ситуации в Афганистане стала очевидной необходимость в налаживании еще более тесного взаимодействия между участниками «Шанхайской пятерки» по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. На третьем саммите «Шанхайской пятерки» в июле 1998 года в г.Алматы (Казахстан) было достигнуто понимание о необходимости углубленных консультаций по проблемам региональной безопасности, а также совместной борьбы с этническим сепаратизмом, религиозным экстремизмом, международным терроризмом и транснациональной преступностью. Алматинская встреча придала тогда импульс процессу сближения пяти государств, позволила подойти к нему с новыми расширенными критериями и замыслами, обозначила начало работы по синхронизации подходов к целому ряду актуальных проблем региона Центральной Азии и международной жизни в целом.

Уже в августе 1999 года на бишкекском саммите «Шанхайской пятерки» Москва и Пекин призвали к скорейшему формированию договорно-правовой базы и созданию механизмов взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб по пресечению террористических и экстремистских проявлений, оперативному реагированию и обмену информацией. В декабре 1999 года в г.Бишкеке состоялась встреча руководителей правоохранительных органов и спецслужб России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая, на которой был подписан Меморандум «Об организации практического взаимодействия» указанных структур.

В марте 2000 года в г.Астане была проведена первая встреча министров обороны стран-участниц «Шанхайской пятерки». С этого времени контакты по военной линии стали осуществляться на регулярной плановой основе, а взаимодействие государств, по крайней мере на консультативном уровне, становилось все более тесным. В июле 2000 года «Шанхайская пятерка» была переименована в «Шанхайский форум». Фактически начала складываться архитектура новой международной организации по региональной безопасности, которая рассматривалась как Россией, так и Китаем в качестве дополнительной площадки для налаживания взаимодействия между собой и со странами Центральной Азии.Тем не менее, очевидно, что странам «Шанхайской пятерки» тогда так и не удалось выйти на полноформатный режим сотрудничества в сфере безопасности, в особенности в плане многостороннего военного взаимодействия. Одной из главных причин этого является то, что Россия предпочла зарезервировать за собой право развития многосторонних военных связей со странами Центральной Азии в рамках ОДКБ (до этого – Договора о коллективной безопасности) или, в крайнем случае, в формате СНГ, оставив для «Шанхайской пятерки» роль в основном лишь некоего совещательного органа по вопросам безопасности. Период функционирования ШОС (2001 г. – настоящее время) В 2001 году на очередном саммите «Шанхайского форума» в г.Шанхае (Китай) было принято решение о расширении состава данного объединения за счет Узбекистана, что сыграло важную роль в превращении «пятерки» в организацию широкопрофильного сотрудничества – Шанхайскую организацию сотрудничества. Декларация об ее создании была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года.Первоначально многостороннее сотрудничество участников ШОС в основном не выходило за рамки действий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в  Центральной Азии. Уже в июне 2001 года была подписана совместная Конвенция «О борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом», которая предусматривала еще более тесное взаимодействие между государствами Центральной Азии, Россией и Китаем в данном направлении. В том же 2001 году в связи с событиями 11 сентября главы правительств шести государств-членов ШОС опубликовали заявление с осуждением террористического акта, выразив решимость совместно с мировым сообществом вести непримиримую борьбу с терроризмом.С 2005 года в рамках ШОС функционирует контактная группа «ШОС – Афганистан», которая позволяет проводить консультации по афганской проблематике непосредственно с официальными афганскими лицами. Большинство государств-членов ШОС выступают за оказание коллективной помощи Афганистану под эгидой ООН, справедливо полагая, что стабилизация обстановки и повышение уровня жизни в этой стране кардинально повысит уровень безопасности в регионе в целом. С тех пор в ШОС разрабатываются и предлагаются инициативы по урегулированию афганской проблемы, а президент Афганистана Х.Карзай принимает регулярное участие в качестве гостя на официальных встречах в рамках Совета глав государств-членов ШОС. 

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС. Одним из системообразующих элементов ШОС на сегодняшний день является сотрудничество на антитеррористическом фронте. На основании подписанных в 2002 году соглашений, для координации деятельности специальных служб по противодействию международному терроризму в 2004 году был сформирован Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС со штаб-квартирой в г.Ташкенте (Узбекистан).

Согласно официальным данным, в РАТС постоянно работают 30 человек, по 7 специалистов из России и Китая, 6 – от Казахстана, 5 – от Узбекистана, 3 – от Кыргызстана, 2 – от Таджикистана.  Два раза в год проходят заседания Совета РАТС ШОС, который принимает решения обязательного характера по всем вопросам ее деятельности.

Основными задачами и функциями РАТС являются следующие:

- разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также стран-членов ШОС;

- содействие компетентным органам стран-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции;

- сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от стран-членов ШОС, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, формирование банка данных РАТС о международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования;

- содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений;

- содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

- установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

На сегодняшний день РАТС является ключевой структурой, выполняющей важные задачи на приоритетных направлениях противодействия угрозам терроризма, сепаратизма и экстремизма. Одним из резервов ее деятельности является обеспечение координации совместного реагирования на ситуации, ставящие под угрозу стабильность и безопасность на территории государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. По этой линии в последнее время вырабатываются новые договоренности, в числе которых план действий против угрозы информационной безопасности, политического, преступного и террористического характера. Основные усилия региональной организации также направлены на развитие международных контактов и связей, на совершенствование правового обеспечения ее деятельности. 

Взаимодействие силовых структур. Координация работы Организации на данном направлении осуществляется в соответствии с решением ташкентского саммита ШОС (2004 год) через механизм регулярных встреч секретарей советов безопасности государств – членов Организации, а также руководителей силовых структур. Взаимодействие силовых структур государств-членов ШОС, в том числе и оборонных ведомств осуществляется в рамках различного рода совместных мероприятий с привлечением военнослужащих национальных ВС.

 В целом, наиболее важного внимания в рамках развития сотрудничества РФ и ЦА в ШОС заслуживает идея усиления именно аналитической составляющей взаимодействия и сопровождения политических усилий, тем более, что информационно-аналитическая работа в этих странах традиционно ведется на русском языке. Как представляется, только это позволит существенно сблизить позиции всех стран-членов Организации, выработать более эффективные алгоритмы и схемы сотрудничества, адекватно оценить важные роли КНР и ШОС в системе глобальных и региональных процессов. В результате, следование такой логики поведения, приблизит понимание того, что  базовая формула прогресса и процветания во внутренней Евразии может быть найдена не иначе как за счет консолидации усилий России, Китая и стран Центральной Азии по совместному освоению, развитию и обороне шанхайского пространства.В этой связи, вопросам безопасности должна быть отведена функция по защите общих экономических интересов, а основной функцией и главной целью ШОС должно стать именно формирование общности таких интересов. Наибольшего внимания здесь заслуживает развитие масштабных проектов по всемерному повышению транзитного значения внутренней Евразии в условиях интенсификации взаимодействия между Европой и Азией в сферах экономики, политики и безопасности. Поэтому, уже сегодня, помимо собственно укрепления и развития ШОС, все это требует выстраивания устойчивых каналов диалога и взаимодействия между Шанхайской организацией сотрудничества и Европейским Союзом, на порядок более масштабной координации их усилий в плане освоения, развития и защиты своих сегментов Евразии. 

Источники: Новое восточное обозрение, http://journal-neo.com/ru,

Центральная Евразия, www.ceasia.ru

Теги: 

0
Rebeccaaliciac1991@outlook.comaliciac1991@outlook.com
Имя Цитировать 0
0
Williamcford0709@hotmail.comcford0709@hotmail.com
Имя Цитировать 0
0
Sherlyncarlm0515@hotmail.comcarlm0515@hotmail.com
Имя Цитировать 0
0
Jamesednac1987@hotmail.comednac1987@hotmail.com
Имя Цитировать 0
0
Rodolfocford0709@hotmail.comcford0709@hotmail.com
Oakley Outlet
NMD R1
Fitflop Sale Clearance
Balenciaga Shoes
Moncler
Louboutin Shoes
Pandora Bracelets
Ray Ban Sunglasses On Sale
Skechers
Louboutin Heels
Pandora Jewelry
Moncler
Bottega Veneta
Cheap Oakley Sunglasses Sale
Oakley Si
Pandora
Ray Ban Outlet Online
Pandora Charms Clearance
Fitflop Outlet
Jordan 11 Low
Nike Roshe
Adidas Outlet
Pandora
Nike Outlet
Louboutin UK
Adidas Superstar Women
Air Jordan 11
Ray Ban Wayfarer 2140
Yeezy Sneakers
Oakley Prescription Glasses
Birkenstock Outlet
Nike Store
ECCO Shoes
Pandora Bracelet
Christian Louboutin shoes
Ferragamo
Oakley
Kate Spade Outlet
Oakley Sunglasses On Sale
Ferragamo Outlet
Timberland
Birkenstock Sandals
Oakley Sunglasses
Nike Outlet UK
Red Bottoms Louboutin
Balenciaga
Ed Hardy
Ray Ban Sunglasses
Adidas Shoes
Pandora Jewelry Outlet
Jordan Shoes
Nike Outlet Online
Ray Ban Sunglasses Sale
Ray Ban Sunglasses Outlet
Yeezys
Adidas Yeezy Boost
Fitflop Sale Clearance
Fitflop Shoes
Birkenstock Sandals
Moncler Coats
Christian Louboutin
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Outlet Online
Pandora Jewelry Official Site
Bottega Veneta Handbags
Ray Ban Sunglasses Outlet
Pandora
Pandora Bracelets
Ray Ban Glasses
Oakley Sunglasses
Ray Ban Eyeglasses
Pandora Charms
Goyard Handbags
Nike Air Max
Adidas NMD XR1
Nike Sneakers
Valentino Outlet
Pandora Charms UK
Yeezys
Pandora
Pandora Jewelry Official Site Black Friday
Adidas Yeezy
Goyard Bags
Moncler Outlet
Christian Louboutin
Nike Outlet Store
Ray Ban Aviator
Balenciaga
Air Max
Pandora Jewelry
Fitflop Shoes
ECCO Shoes
Kate Spade Handbags
Ralph Lauren UK
Pandora
Longchamp Outlet Online
Pandora Jewelry
Cheap Oakley Sunglasses
Moncler
Pandora
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение