Национальная политика!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как показала история за долгое время существования человека на Земле, времена меняются, меняемся и мы с ними. Однако неизменными остаются общечеловеческие моральные и ценностные принципы. К сожалению, этими принципами располагает лишь малая доля населения нашей планеты. Проблема заключается в том, что культура и морально-этические нормы это понятия хоть и близкие, но стоящие на разных категориях. В основе своей, человек либо рождается с определенным пакетом жизненных принципов, либо рождается т.н. «разрушителем», не уважающим ни окружающих, ни чужой труд, ни даже себя самого. А учась культуре и манерам, не всегда можно измениться в моральном смысле этого слова. Однако, за редким исключением люди могут измениться благодаря серьезному воспитанию и обучению
Национальная политика!
Как показала история за долгое время существования человека на Земле, времена меняются, меняемся и мы с ними. Однако неизменными остаются общечеловеческие моральные и ценностные принципы.  К сожалению, этими принципами располагает лишь малая доля населения нашей планеты. Проблема заключается в том, что культура и морально-этические нормы это понятия хоть и близкие, но стоящие на разных категориях. В основе своей, человек либо рождается с определенным пакетом жизненных принципов, либо рождается т.н. «разрушителем», не уважающим ни окружающих, ни чужой труд, ни даже себя самого. А учась культуре и манерам, не всегда можно измениться в моральном смысле этого слова. Однако, за редким исключением  люди могут измениться благодаря серьезному воспитанию и обучению

Развитие же возможно только в случае относительного достатка как индивида, так и общества в целом... Некоторые современные государства уже переступили порог бедного существования и шагнули в век технологий с явным показателем того, что регресс и культурная деградация им скорее всего уже не грозят. Таких государств мало, однако это могущественные государства, такие как США, Канада, страны Западной (отчасти и Восточной) Европы и некоторые Азиатские страны, например, Япония.

Все эти государства осознали все преимущества новой, совершенно иной политики в отношении наций и народов. Одним из первых государств, вставших на этот путь стали США, когда создали свое многонациональное и поликонфессиональное государство. Как мы знаем, США – это не государство англо-саксонских народов, а государство всех без исключения людей, отдавших предпочтение этой стране. Да, были времена, когда можно было также найти противоречия в их системе (например, институт рабства), однако многие ошибки были признаны, учтены и исправлены руководством США. Основной принцип Соединенных Штатов заключается в равноправии всех людей: белых и черных, иудеев и мусульман, консерваторов и социалистов. Т.е. государство принадлежит всем гражданам этой страны.

Не будем ходить далеко. Вспомним, как прекрасно жили и ладили народы нашей родины – бывшего Советского Союза – до 1991 г. Большинство армян или азербайджанцев, которым за сорок, скажут вам, что существовала реальная дружба между кавказскими народами. И никогда, ни в Ереване, ни в Баку нельзя было увидеть высокомерного или дискриминационного отношения титульной нации по отношению к национальным меньшинствам республики. Сегодня вследствие политических игр некоторых крупных держав и некоторых войн на постсоветском пространстве эти отношения остались в далеком прошлом, и поправить их могут либо консенсус (который пока маловероятен) либо грамотная пропагандистская линия правительства, направленная на сглаживание противоречий на самом первом – общественном уровне. Именно этот путь – единственный надежный (хотя нелегкий и продолжительный) в деле примирения народов.

Причина мирного сосуществования народов СССР заключалась также в государственной политике КПСС. Смысл ее также был не в создании какого-то одного (русского) народа или нации из существовавших на тот момент, а совершенно новой общей – Советской нации. Это значит, что руководство страны осознавало какая взрывоопасная сила есть национальное сознание и история народа. Эта сила намного сильнее любых ядерных или водородных бомб, т.к. человек,  вдохновленный определенной идеей готов на очень многое, вплоть до самопожертвования, дабы достичь своей заветной цели.

В человеческой истории народы всегда что-то делили (делили почти одно и тоже – землю, т.е. жизненное пространство и влияние). Именно эти элементы мешали зачастую построить нормальные доверительные отношения между людьми. На этой же почве впоследствии возникали крайне националистические идеологии, такие как нацизм. Не стоит далеко ходить, чтобы убедиться в существовании у самых, кажется, святых людей черт шовинизма и расизма. Мартин Лютер – создатель одной из основных ветвей протестантизма, т.е. более современного и справедливого христианского учения был, мягко говоря, неблагожелательно настроен в отношении одного из самых географически рассредоточенных народов – евреев. Фактически же он был ярым антисемитом, и познакомившись с его работами, можно в этом легко убедиться...

Кроме того люди начали делить себя по конфессиональному признаку (например, христиане-мусульмане), что также являлось причиной множества кровопролитных войн. До сих пор религия препятствует сближению многих людей, живущих в составе разных стран. Нельзя отрицать и всех благ существования религиозных институтов, ведь они дали образование и хлеб многим нуждающимся в Средние века и до сих пор многие обязаны жизьню этим организациям. Но вместе с тем церковь глубоко ангажирована и предвзята, что является причиной запоздалости в видении всестороннего прогресса и перемен. Общества меняются, а церковь остается и очень медленно подстраивается под общество. Самая большая проблема, существующая у священнослужителей – их нежелание идти на компромиссы в ущерб своим интересам. Христианские организации никак не могут договориться об общих ритуалах, т.к. просто этого не хотят, не хотят уступать. Страдают же в этом случае народы, которые поглощены религией и поэтому волей-неволей психологически разделяются себя по конфессиональному принципу, что впоследствии ведет к многочисленным проблемам в общении и делопроизводстве между людьми разных верований.

По моему убеждению, глобализация – процесс всеобщей интеграции и унификации в итоге приведет, хотим мы этого или нет, к постепенному смешению всех народов, живущих на нашей планете. Это не значит, что пропадут культуры народов. Наоборот, в этом случае все станет единым общечеловеческим: и музыка, и кухня, и кино, и многое другое. Фактически создастся смешение – микс – европейской и Восточной культур, культур народов севера и юга… Но как мне кажется сохранится лишь самое достойное из разных кухонь, одежды, традиций и т.д. Разве сегодня мы не видим повсеместно рестораны итальянской кухни, и не обязательно их владельцы повара итальянцы. Разве обязателен итальянский элемент в данном случае. Более того, зачастую во многих таких ресторанах можно найти и блюда из других кухонь других народов...

Теперь же, дабы не показаться идеалистом или утопистом в ваших глазах, мне бы хотелось вернуться в современность и поговорить о том, как сегодня вести национальную политику и какие ошибки допускают страны современности. Во-первых, нужно отметить, что осознают необходимость ведения национальной политики еще далеко не все государства, т.к. зачастую они не достигли должной степени развития. Мир на сегодня, очень примитивно, можно разделить на Восток и Запад (не географически, а по социально-экономическим показателям). Это значит, что те страны, которые избрали для себя путь западного развития, опираясь на свои исторические традиции, показывают весьма неплохие результаты и будут развиваться намного быстрее тех, кто до сих пор опирается на местные традиционные устаревшие модели. Страны с преимущественным западным путем осознали важность строительства определенной политики в стране, способствующей мирному и спокойному существованию людей какой бы то ни было национальности и вероисповедания, на своей территории. Для этого и существует понятие нац. политики. Национальная политика должна включать в себя также и экономику и все другие сферы, но о них следует сказать на другом круглом столе, отведенном экономике…

Например, в Европе или к примеру в Японии практически невозможно услышать о дискриминации на национальной почве. Если такое и бывает, то наказывается очень строго вплоть до длительного тюремного заключения, т.к. разжигание национальной розни хуже любой войны.

В США, например, существуют города, где делопроизводство происходит на английском языке, а в общественных местах можно услышать также испанский, китайский и другие языки. Лос-Анджелес тем и примечателен, что большинство населения составляют мексиканцы, потом идут белые англо-говорящие, потом китайцы, затем темнокожие, затем армяне. Поэтому правительство штата Калифорния разрешает существование армянских, мексиканский и др. магазинов, ресторанов, школ, газет, телевизионных каналов, журналов, радиостанций и т.д. Кроме того, на многих метростанциях станции озвучиваются и пишутся на нескольких языках (английском, испанском, китайском, армянском)…

Это и есть грамотная национальная политика, когда не важно кто ты по происхождению, а важно что ты из себя представляешь в делопроизволстве. Подобное отношение к своим гражданам можно встретить во многих странах ЕС (Британии, Франции, Италии).

К сожалению, в России пока до этого не дошли, но есть надежды, что в будущем мы присмотримся к самим себе и сделаем определенные выводы. Т.к. жить в стране, где на почве различий в цвете кожи или вероисповедании может возникнуть серьезный конфликт, не захочет нормальный образованный и понимающий все отрицательные стороны этого состояния человек. В итоге это может привести к серьезным последствиям для этой страны, вплоть до изоляции ее международным сообществом и гражданской войны в самой стране.

Для того, чтобы не происходило никаких проблем в период «смешения» народов повсеместно, нужно:

1)      Всячески поощрять дружбу между народами;

2)      Вести постоянную пропаганду толерантности;

Это тяжелая и кропотливая работа, но она принесет результаты. В истории есть массам примеров, когда пропаганда сверху рушила барьеры между людьми. Например, в послевоенном СССР существовала ненависть по отношению к немцам, которые ассоциировались с фашистами, но после нескольких лет работы правительства ненависть ушла и немцы стали близкими друзьями советского народа. Вообще Советский Союз прекрасно понимал все положительные моменты слияния народов в единое целое, поэтому мы и не имели серьезных конфликтов за 70 лет существования этого государства.

Сегодня же на постсоветском пространстве масса конфликтов на религиозной и национальной основе. Будущее же принесет человечеству постепенное смешение всех наций и народов и создание одной общей нации землян. Если кому-то это не нравится, и если он религиозный, пусть обратится к религии, разве первый человек по имени Адам имел национальность? Нации появились намного позже, что и стало отрицательным моментом для всей человеческой истории. А если кто и сомневается в подобного рода грядущем, пусть обратится к истории, которая богата массой примеров с исчезновением целых народов и созданием на их месте других. Вспомним, французов, которых до IХ века вообще на существовало. Это нация, которая появилась благодаря смешению сразу трех больших культур и народов: галлов, римлян и германцев.

Если исчезнут народы и религии, а вместо них появится что-то универсальное, общее, то и жить людям будет легче, т.к. у определенных кругов будет меньше нитей для использования людей в качестве пешек в своих глобальных играх. И как сказал Гегель, добродетель в итоге победит все беды человеческие благодаря Абсолютному Мировому разуму. Нам же следует не просто сидеть, сложа руки, и ждать перемен, а идти к ним, прикладывая большие усилия, т.к. будущее – дело не одного двух, а нескольких поколений и нескольких столетий. Но это не должно нас останавливать, а должно давать новые силы для создания более справедливой социальной структуры, в которой будут жить наши дети, их дети и дети их детей.

 Тигран Манасян, г. Москва, ИАЦ МГУ

Теги: США , История

Поделиться: