М.Свердлик:Казахская диаспора в России - конструирование этнической идентичности. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С другой стороны родовое деление казахов – это сохранение исторической памяти, генеалогий и генеалогических преданий. Этот историко-культурный пласт, согласно введенной в оборот известным казахстанским востоковедом В.П.Юдиным (1928-1983) терминологии, можно отнести к устной степной историологии, а в нашем случае еще и к специфической форме построения идентичности посредством электронной коммуникации.
М.Свердлик:Казахская диаспора в России - конструирование этнической идентичности. Ч.1.

В рамках данного исследования мы отобрали несколько казахских Интернет-сообществ, которые создают внутри своей группы те или иные темы, имеющие цельюсовместное обсуждение и формулирование общего мнения по актуальным дляучастников группы вопросам.

Методом простого количественного подсчета были выявлены темы, встречающиеся в большинстве групп,и определена их частотность. Самой актуальной темой является выявление своей родовой принадлежности- РУ.

У большинства казахов сохранилось знание о своих предках до седьмого колена и далее. Родовая структура была неизменной на протяжении столетий, когда в условиях кочевого скотоводства структурной единицей государства был род. Имущественное и социальное положение каждого человека определялось его положением внутри рода.

Большие родаподразделялись на подрода, рода же в свою очередь объединялись в союзы родов -жузы. [1]У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство,территория.

Так, у Старшего жуза - это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего жуза - Центральный, Восточный иСеверный Казахстан, у Младшего жуза - Западный Казахстан.Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считалисьпотомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённойгеографической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собойболее крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. Всвязи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своимитрадициями, привычками, обычаями.[2]Для каждого индивидуума было жизненно важно знать свою принадлежность к роду.

В большинствесовременных казахских семей есть шежире. Шежире - это генеалогические записи.Они передаются от отца к сыну и состоят из нескольких поколений предков мужскойлинии. Иногда в эти записи включают и наиболее выдающихся женщин. Кроме именэти записи содержат биографии, историю и географию наиболее значимых событий,легенды.  Сложные генеалогическиепредания и родословные, возводят обычно свое происхождение к одному общемугероическому предку, нередко вымышленному легендарному образу. Традиция единогогенеалогического древа обуславливала обязательную инкорпорацию новых этническихэлементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию.

Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишьв низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне. Иначеговоря, на уровне семейно-родственных групп кровнородственные связи порождалисьналичным бытием общественной практики, т.е. организацией процесса производствана основе карнальных связей (обычно экзогамные группы), а на уровне всегосоциума - традициями в сфере общественного сознания, закрепленными вмировоззрении и идеологии. [3]

В виртуальномпространстве тема «Ру» встречается в отобранных группах в 50-ти текстовыхвариациях. Существует даже несколько групп, внутри которых участниками несоздано других тем, кроме «какой у вас ру??».[4]Для данного исследования перенос архаичных родовых связей в пространствоИнтернета интересен уже сам по себе, как некий «аппендикс» глобализации, но неменьший интерес представляют и тексты продуцируемые участниками, если за текстпринять в данном случае названия многочисленных тем в различных группах.

Здесьмы видим объединение в сообщество не только по внутренним психологическиммотивам, стремлению избавиться от одиночества и потребности в общении, но имеемдело со специфическим маркером этничности, маркером казахским. С одной стороныделение по родам вызывает к жизни явление трайбализма, (от лаг. tribuo – делю,англ. tribal – племенной) – стремление к политическому обособлению на основеродоплеменного деления, проявляющееся как активное участие в общественной жизникланов, образовавшихся на родовой и племенной основе. В условиях современногоКазахстана, трайбализм – дифференциация казахского общества по родоплеменным(формальным и воображаемым кровнородственным) основаниям, формирование группинтересов на родовых основаниях с целью достижения определенного положения. [5]

С другой стороны родовое деление казахов – это сохранение исторической памяти,генеалогий и генеалогических преданий. Этот историко-культурный пласт, согласновведенной в оборот известным казахстанским востоковедом В.П.Юдиным (1928-1983)терминологии, можно отнести к устной степной историологии,[6]а в нашем случае еще и к специфической форме построения идентичностипосредством электронной коммуникации. В названии темы «Все познакомились, асамого главного не спросили???», [7]посвященной выяснению родовой принадлежности «Ру» обозначено как «самоеглавное», а темы «все казахи другу другу родственники» [8]и«А может мы родные?!»[9]или «знаете ли вы свою родословную? если да, напишите...есть редкая возможностьнайти далеких родственников» [10]формирует идентичность на основе кровных отношений, а также здесь и вдальнейшем использования местоимения «мы». В большинстве случаев с указанияродоплеменной принадлежности начинается тематический блок даже самоймалочисленной группы: «УКАЗЫВАЕМ РУ и немного о происхождении!»[11],«К какому жузу и роду вы принадлежите? Расскажите подробнее!! ))»[12],«Кто мы? Откуда мы? Кто родом?» [13]или«Брат мой и сестра моя знаешь ли ты свой ру(род)? скажи!»[14]

Таким образом, частотность темы рода и жузапозволяет утверждать, что принадлежность к казахскому этносу, этническаяидентичность конструируется в Интернете прежде всего на основе более частной родовой и племенной идентичностикаждого отдельного участника, идентифицирующего себя как «казаха». И знаниесвоей генеалогии выступает как средство для включения отдельного индивидуума вболее крупную этническую общность.

В следующее группу вошли 48тем, в основе которых лежит ярко выраженная этническая самоидентификация,утверждения своего этнического превосходства и поиск этнических стереотипов. Воснове 35-ти из них лежит положительная идентификация себя как казаха и попыткадальнейшего конструирования этнической идентичности с другими участникамигруппы на основе посыла «кто сомневается что КАЗАХИ самая лучшая нация?» [15]и«казахи_ самый красивый народ!!!!!!!».[16]Гордость за свою этническую принадлежность задается темами групп: «Ты гордишьсятем, что ты Казах или Казашка???», [17]«Гордишьсяли ты что ты казах или казашка?». [18]Утверждение своей причастности  казахскомуэтносу имеет несколько степеней выраженности: от максимальной «"Яказах!!!"»[19], «МыКазахи!»[20], «ЯКАЗАХ - Я КАЗАШКА[21]!!!!»,  до менее выраженной и приглашающей к диалогуо ментальных конструкциях «Мы считаем себя казахами», [22]и альтернативной «Если бы вы родились не казахом/казашкой, то кем бы вы хотелипоявиться на свет?».[23]  Выстраивание идентичности происходит такжепосредством конструирования отличий от «не казахов», например: «Что есть указахов такого, чего нет у других тюркоязычных наций????», «Что могут делатьтолько Казахи», региональной идентичности уже внутри этнической группы: «Чемсобственно отличаются "сибирские казахи" от просто"казахов" и какие у них есть свои обычаи? =)», «ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ!!! Чемотличаються Казахи Ахтубинского района, от Казахов живущие в других районах???»,а также посредством сбора стереотипных мнений о казахах представителей другихнациональностей: «Знают ли казахов в мире?», [24]«Чтоо нас думают за "бугром"???»[25].Основная часть тем основана на принципе воспроизведения внутренних установокучастников, создании определенного набора типичных характеристик представителяданного этноса: «Что значит для Вас быть "казахом"», [26]«КОДЕКС ИСТЕННОГО КАЗАХА»,[27]«Что для вас означает быть казахом???», [28]«Казахи- если вас спросят: что из себя они представляют, Вы что ответите?»[29]и т.д. (см. приложение №2).

Присутствуют также темы, предполагающие и болеекритический взгляд на состояние нации «Как вы думаете Каковы проблемы нашегонарода, чего нам не хватает?»,[30]но одновременно подчеркивающие стереотипные характеристики казахов как«дружного» народа: «Достаточно ли казахи дружный народ?».[31]Антиамериканские настроения задают тон в теме «Казахи 21 века... или как мыдокатились до Америки...»[32]а антирусские в теме: «Kазахи отсекают "ов" и "ев" отфамилий?». [33]

Внутриданной смысловой крупы выделяется также блок из 13 тем, посвященныхвоспроизводству гендерных стереотипов: «Как должна выглядеть казашка?»,[34]«Какой должна быть истинная казашка?», [35]«Вчем особенность парней-казахов?».[36]Конструируется некий идеальный образ представителя казахского этноса: «Настоящая(идеальная)казахская девушка 21 века!», [37]«Настоящийказахский джигит, каким он должен быть?!»,[38]определяются типические признаки этого идеализированного представителя: «48Признаков совершенного Казазского Куйеу-Бала [39]и49 Признаков совершенной Казахской Келiн[40]...».[41]

Попытка выявить обособляющие признаки делается в темах «Девушки - самыепрекрасные создания в мире))) Какова отличительная черта казахской девушки???»,[42]в этом же ряду встречаются изначально заданные форумлировкой как положительные,так и отрицательные коннотации в виде «достоинства» и «высокомерия»: «В чемнаши мальчики видят достоинство девушек-казашек?»[43]или «Казашки высокомерные?».[44]

Следующей по частотностиприсутствия на форумах различных групп является тема национального языка.  Она в различных вариациях присутствует 36раз.

Как видно из названийфорумов из 36 тем, посвященных казахскому языку, названиетолько одной темы написано на собственно казахском языке: «келініздер, қазақшасойлесийк».[45]Остальные 35 тем сформулированы на русском. В большинстве случаев темы формируются в виде игры-приглашения  изучать и говорить по-казахски: «"Игра-тренажерказахского языка"», [46]«Игра Ассоциации на Казахском - учим Казахский))», [47]«Игра-тренажер казахского языка" (следущий игрок пишет на последнюю буквупредыдущего слова)», [48]«Будем учить казахский язык вместе!!!»[49]и т.д. Некоторые темы несут в себе призыв о помощи  в овладении национальным языком: «Помогитеизучить КАЗАХСКИЙ язык!»,[50]или поиски причин незнания языка: «Почему казахи незнают свой тил»,[51]«Почему КАЗАХИ не говорят по-казахски?». [52]

Названиятем не только содержат многочисленные призывы к изучению казахского,[53]но и несут в себе сведения о вполне бытовых ситуациях и проблемах, с которымиприходится сталкиваться казахам на территории РФ: «Попадал ли ты в такуюситуацию!!! Дед или бабушка говорят тебе на казахском а ты не знаешь о чемони????????» [54] или «Авообще, зачем вам сдался этот казахский? Девок клеить или парней обольщать?Живете в Омске, всю жизнь на русском говорите, ну и продолжали бы в том жедухе! Или?))))».[55]

Казахский языкназывается «родным», [56]«нашим», [57]участников коммуникации волнуют проблемы казахского языка [58]и даже ситуации бытового национализма находят отражение в этих темах: «почемумногие россияне бесятся, когда скажешь какую-нибудь самую простую фразу наказахском?=)».[59] Вподавляющем большинстве тем использована вопросительная форма формулировкизаглавия: «Знаешь ли ты казахский язык?», [60]«Хорошо ли ты знаешь казахский?», [61]«Кто знает Казахский язык?», [62]«А в этой группе все гворят по-казахски?»[63]и т.д.

Знание казахского языка выступает как один из основных маркеровэтнической принадлежности, но опять-таки со специфической оговоркой, чтогруппа, продуцирующая данный языковой дискурс использует для этого языкрусский, а идентичность здесь строится не по принципу владения казахскимязыком, а на основе желания знать этот язык или неловкости в случае отсутствияэтого знания: «Общение на казахском-кто как умеет))))не стетняйтесь)))».[64]Применительно к казахской диаспоре в целом, можно отметить, что дискурснационального языка, как инструмента культуры и одной из ее ипостасей [65](ТолстойН.И.)  актуализируется посредствомэлектронной коммуникации на пространствах этнических форумов, но, в данномслучае, посредством русского языка. Здесь на первый план выступает одна изважных функций языка -  функция идентификации людей врамках той или иной социальной группы, этнической общности. «С одной стороны,возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий языкобъединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этомязыке...» [66]




[1] Кочеваяцивилизация и шежире//http://history.kz/Articles/shejire.php

[2] Жуз.Википедия. Свободнаяэнциклопедия//http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%B7

[3]"Казахи". Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995. Цит.по: Казахские тамги - знаки племени, или Печати времени//Деловая неделя,Казахстан 2005 г.№ 49 (677)// http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1135377780

[4] казахии казашки города Соль-Илецка и Соль-Илецкого района// http://vkontakte.ru/club16808162

[5] МустафьевВ Н. Лицотрайбализма//http://www.zonakz.net/articles/28222

[6] Там же.

[7] ★★★ КАЗАХИИ КАЗАШКИ! ★★★//http://vkontakte.ru/topic-7571062_16803214

[8] Казахиг.Тюмени и Тюменской области//http://vkontakte.ru/topic-2262281_8368012

[9]   КАЗАХИ САМАРЫ//http://vkontakte.ru/topic-1614163_6728027

[10] КазахиЗападной Сибири//http://vkontakte.ru/topic-15066915_22190030

[11]~~АСТРАХАНСКИЕ КАЗАХИ~~ http://vkontakte.ru/topic-1429449_3106089

[12] ~ ~ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ "КАЗАХСТАН" ~~// http://vkontakte.ru/topic-5807590_14235449

[13]************Оренбургская региональная общественная организация казахскоймолодежи "ЖасКанат"*******//http://vkontakte.ru/topic-6160094_18319359//

[14]@-=-Казахи Челябинской области ~ Урала ~ России-=-@//http://vkontakte.ru/topic-2540701_22901780

 

[15] Группа"мы [the best of the best]"КАЗАХИ""//http://vkontakte.ru/topic-17197201_22653041

[17] КАЗАХИИ КАЗАШКИ-ВМЕСТЕ МЫ СИЛА И ВЛАСТЬ!!!//http://vkontakte.ru/topic-16430720_22343521

[18])__________________ КаК нЕ КрУтИ, нО КАЗАхИвПереДи_______________:)//http://vkontakte.ru/topic-14981025_22344098

[19]************Оренбургская региональная общественная организация казахскоймолодежи "Жас Канат"*******//http://vkontakte.ru/topic-6160094_21489758

[20] КАЗАХИИ КАЗАШКИ-ВМЕСТЕ МЫ СИЛА ИВЛАСТЬ!!!//http://vkontakte.ru/topic-16430720_22343488

[21]<<<<< КАЗАХИОМСКА>>>>>//http://vkontakte.ru/topic-2227694_3197201

[22] ★КАЗАХИи КАЗАШКИ КАЛМЫКИИ★//http://vkontakte.ru/topic-2490074_23152385

[23] Группа"♂♂♂КРАСИВЫЕ КАЗАХИ И КАЗАШКИ♀♀♀"//http://vkontakte.ru/topic-580193_22409993

[24]~۩۞۩~БҮКІЛӘЛЕМ ҚАЗАҚТАРЫஐ۩๑๑۩ஐКАЗАХИ ПО ВСЕМУ МИРУ~۩۞۩~//http://vkontakte.ru/topic-4778942_10666745

[25] Группа"♂♂♂КРАСИВЫЕ КАЗАХИ И КАЗАШКИ♀♀♀"//http://vkontakte.ru/topic-580193_6754510

[26] Казахи НовосибаРулят!//http://vkontakte.ru/topic-745046_21496689

[28] ♡♡♡==КАЗАХИ ТЮМЕНИ==♡♡//http://vkontakte.ru/topic-1651711_2431761

[29] Кош-Агачский район в vkontakte//http://vkontakte.ru/topic-625497_665693

[30])__________________ КаК нЕ КрУтИ, нО КАЗАхИ вПереДи_______________:)//http://vkontakte.ru/topic-14981025_22336187

[32]"♂♂♂КРАСИВЫЕ КАЗАХИ И КАЗАШКИ♀♀♀"//http://vkontakte.ru/topic-580193_5367424

[34]  @-=-Казахи Челябинской области ~ Урала ~России-=-@//http://vkontakte.ru/topic-2540701_8122292

[35] ~۩۞۩~БҮКІЛӘЛЕМ ҚАЗАҚТАРЫஐ۩๑๑۩ஐКАЗАХИ ПО ВСЕМУ МИРУ~۩۞۩~ //http://vkontakte.ru/topic-4778942_22361246

[37] Группа"♂♂♂КРАСИВЫЕ КАЗАХИ ИКАЗАШКИ♀♀♀"//http://vkontakte.ru/topic-580193_2735814

[39] жениха

[40]невестки

[42]@-=-Казахи Челябинской области ~ Урала ~ России-=-@//http://vkontakte.ru/topic-2540701_8122346

[43]~۩۞۩~БҮКІЛӘЛЕМ ҚАЗАҚТАРЫஐ۩๑๑۩ஐКАЗАХИ ПО ВСЕМУ МИРУ~۩۞۩~//http://vkontakte.ru/topic-4778942_10833827

[44] "***КрасивыеKазахи и казашки***" //http://vkontakte.ru/topic-2184859_14444870

[45] ഷശളАЗИАТСКИЕ ВЕЧЕРИНКИ В ОМСКЕ by B.A.P. PRODUCTION //http://vkontakte.ru/topic-6954218_14519208

[46] $ Самыекрасивые Казахи и Казашки Оренбуржья $ //http://vkontakte.ru/board2231352

[47]  Казахстан - великая страна//http://vkontakte.ru/topic-8441_16890290

[48] Группа"♂♂♂КРАСИВЫЕ КАЗАХИ И КАЗАШКИ♀♀♀"//http://vkontakte.ru/topic-580193_3929624

[49] ~ ~ТОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ "КАЗАХСТАН" //http://vkontakte.ru/topic-5807590_14235634

[51] КАЗАХИСАМАРЫ// http://vkontakte.ru/topic-1614163_4802797

[52]http://vkontakte.ru/topic-580193_23334135// Группа "♂♂♂КРАСИВЫЕ КАЗАХИ ИКАЗАШКИ♀♀♀

[53]Разговариваем на казахском языке!!!! -Всё интересное что связано сказахами!)))// http://vkontakte.ru/topic-2227694_4150963;

 

[54] Группа"~۩۞۩~~Казахи и Казашки КАЛМЫКИИ~۩۞۩~//http://vkontakte.ru/topic-5309172_9896193

[55] Группа"УЦ "Болашак"//http://vkontakte.ru/topic-8326697_20240680

[56] хорошоли вы знаете родной язык?// http://vkontakte.ru/topic-15195301_22250716;Знаете ли вы свой родной язык?// http://vkontakte.ru/topic-2490074_9620121;Проблема ли то, что мы не знаем своего родного языка?.... И что с этимделать?....// http://vkontakte.ru/topic-6160094_21482187;Hey KAZAKH a znaew li ty svoi rodnoi yazik? A o tradiciax lu4we pomol4uvoobwe!// http://vkontakte.ru/topic-782847_11331026

[57] о нашемязыке// http://vkontakte.ru/topic-513778_23067283;Поговорим на нашем??// http://vkontakte.ru/topic-5119143_14594974;

[58]Проблемы Казахского языка.// http://vkontakte.ru/topic-1839575_22614180

[59])__________________ КаК нЕ КрУтИ, нО КАЗАхИ вПереДи_______________:)//http://vkontakte.ru/topic-14981025_22671600

[60]======================== Официальная группа казахов Оренбуржья======================== »//http://vkontakte.ru/topic-3741110_14459491

[61] Группа"~۩۞۩~~Казахи и Казашки КАЛМЫКИИ~۩۞۩~"//http://vkontakte.ru/topic-5309172_9888563

[62] ~۩۞۩~БҮКІЛӘЛЕМ ҚАЗАҚТАРЫ۩๑๑۩КАЗАХИПО ВСЕМУ МИРУ~۩۞۩~ //http://vkontakte.ru/topic-4778942_8405957 :

[63]@-=-Казахи Челябинской области ~ Урала ~России-=-@//http://vkontakte.ru/topic-2540701_7707502

[64]~~АСТРАХАНСКИЕ КАЗАХИ~~//http://vkontakte.ru/topic-1429449_21650877

[65] Толстой Н.И.  Этнолингвистика в кругу гуманитарныхдисциплин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста.Антология. М., 1997.

[66] Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 48.


Поделиться: