Белкис Бахарсиева:: «Создаю по-исламски скромную и по-европейски удобную одежду»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Заббари старинное нахское женское имя, означающее "жизнерадостная, задорная", сегодня оно встречается разве что в фольклоре и юморе. Почему я не оставила в качестве марки свое имя? Представьте себе сельскую девочку, которая настолько домашняя, что даже на свадьбы к родственникам не ходила, (а у нас в Чечне каждое воскресенье где-то у родственников свадьба).
Белкис Бахарсиева:: «Создаю по-исламски скромную и по-европейски удобную одежду»

Белкис Бахарсиева:: «Создаю по-исламски скромную и по-европейски удобную одежду»

Продолжение интервью с чеченским дизайнером Белкис Бархасиевой, работающей в Германии под маркой «Заббари». Начало см. http://www.vestikavkaza.ru/interview/kultura/31579.html

- Что означает "Заббари"? Почему ты выбрала это имя, а не оставила свое имя в качестве марки как это делает большинство дизайнеров?

- Заббари старинное нахское женское имя, означающее "жизнерадостная, задорная", сегодня оно встречается разве что в фольклоре и юморе. Почемуя не оставила в качестве марки свое имя? Представьте себе сельскую девочку, которая настолько домашняя, что даже на свадьбы к родственникамне ходила, (а у нас в Чечне каждое воскресенье где-то у родственников свадьба).

Девочку, которая поступила вместе с братом в какой-то совершенно неинтересный ей вуз, потому что брат так хотел, причем первый курс она закончила, не слезая с заднего сиденья его машины, он ее только на экзамены заводил в университет

Девочка, которая так никогда и не узнала, как люди паспорт получают, потому что за нее даже роспись брат поставил, а она в машине сидела.

Девочку, которой даже после 20 лет одежду и украшения и все выбирали братья и мама, и она их носила, даже если не нравились, просто потому что стеснялась сказать, что ей не нравится эта одежда. Они же решали с кем ей дружить.

Это все про меня.

Меня воспитали идеальной хозяйкой, дочкой, сестрой и если бы за это давали диплом, у меня он был бы красным с золотой каймой. Неудивительно,что с таким воспитанием и характером мне страшно стало даже от мысли, что мое имя будет на этикетках, мои фотографии в прессе, что мне надо говорить перед камерами.

Конечно, взрослая самостоятельная жизнь научила меня многому, но стеснительность и желание спрятаться за широкую спину остались. Когда я училась на втором курсе, мы с двумя другими студентами создали модельноеагентство при институте. В связи с этим я «засветилась» в теленовостях ипечатной прессе. Это было ужасно, я решила, что никогда больше мое имя ифото не появится в прессе, я их панически боюсь.

Когда я на втором курсе обсуждала с моим куратором фрау Эммерих эту тему, то я сказала: "Хочу, чтобы мое имя было этикетках. Что угодно, хоть Заббари напишу, только не свое имя". Так и решили, что пока напишу "Заббари", а потом подумаем, что с этим делать.

- Как складывались отношения с однокурсниками?

- Скучно. Мне было скучно общаться со всеми - и с немцами, и с другими иностранцами, за редким исключением и профессорского состава. Иностранцы были в основном из стран Евросоюза, они чувствуют себя дома. Европейцы чувствуют себя дома по всей Европе. Другая категория иностранцев - дети олигархов из восточных и азиатских стран, они тоже чувствуют себя весьма уютно. И те, и другие привыкли к мирной спокойной,удобной, беззаботной жизни, поэтому единственная общая тема - мир моды идизайна. А таких как я - иностранцев-беженцев - не было совсем. У нас проблемы другие, боль и радость другая, мы дети войны, поэтому я чувствовала себя одиноко. А в остальном нормальные дружеские отношения, они прекрасно воспитаны, корректны, соблюдают дистанцию.

- Почему ты вообще решила заняться дизайном?

- «Найдите себе работу, которую вы очень любите, и Вам никогда не придется работать», - сказал Конфуций. Я так люблю свою профессию, что забываю о еде и сне, я работаю не ради заработка, а потому что не могу по-другому, я не могу не созидать, я живу только когда созидаю. Я всегдарукодельничала и создавала, просто раньше это было хобби, а теперь профессия.

- Ты вырезала в детстве из глянцевых журналов красивые платья?

- Нет. Журналы были мамины, а мама работала в библиотеке и не разрешала резать журналы. Зато в один прекрасный день я вырезала большойкусок из ее платья и сшила из него юбочку для маленькой сестренки. А так как я была еще мала для швейной машинки, то сшила вручную, имитируя машинную строчку. Несколько дней подряд я шила ее тайком от всех, а когда мое произведение искусства обнаружилось, все были в восторге, кроме мамы, она-то поняла, откуда я материал взяла.

- Как относятся в Европе к хиджабу?

- Мир моды устал от "одето-раздетых" женщин на подиуме. Люди устали от наготы кругом. Сейчас в ОАЭ создается первый в мире «остров моды». Некоторые дизайнеры до сих пор показывавшиеся на неделях моды в Лондоне иНью-Йорке перешли на Дубайскую неделю моды, во многих коллекциях знаменитых Домов моды наблюдаются восточные мотивы и завуалированность моделей.

Мода сейчас идет с Востока. Уличная мода в Европе в последние годы частопредполагает головной убор в виде чалмы или причудливо завязанных платков, и это смотрится очень красиво и интересно, такой своеобразный микс из европейской и восточной одежды. Об этом и будет моя дипломная работа, о том, что женщине не обязательно быть полураздетой, чтобы выглядеть стильно и красиво.

- Закрытая одежда может быть красивой, яркой и весьма индивидуальной?

- Непременно. Закрытая одежда может быть красивой, эстетичной, завораживающей. Я ходила с детства в обычной, привычной для Чечни и всего постсоветского пространства одежде. В институте изучала и создавала "обычную" европейскую одежду и в этой "обычной одежде" так мало одежды, что я устала от ее отсутствия, устала от наготы и этой моды, что у меня появилась потребность в "закрытости". И я незаметно длясебя начала использовать все больше и больше ткани. Мне в пришлом году удалось создать «закрытую» коллекцию, и я получила за нее "отлично", самую лучшую оценку в группе.

- Оказала ли Европа влияние на стилистику в твоей одежде?

- Нет. Потому что раньше никакой стилистики и стиля и никаких знаний об одежде у меня не было. Все знания я получила в Европе, и стиль сформировался в ходе учебы и работы здесь. Раньше для меня одежда была просто одеждой, а теперь одежда это мой мир, моя экспериментальная лаборатория.

- Возможна ли эклектика в создании коллекции? Можно ли сделать наряды исламскими, но по-европейски удобными и при этом чечено-узнаваемыми?

- Создавать по-исламски скромные и по-европейски удобные наряды - моязадача как дизайнера и мечта как творческого человека. Но не надо их при этом делать еще и чечено-узнаваемыми, а надо наоборот, создать новыйстиль в одежде который станет ассоциироваться у зрителя в будущем с чеченцами, потому что его создатель-чеченка. А вообще-то я "вайнах" по национальности, я считаю разделение нашего народа на чеченцев и ингушей ошибкой истории. Мы нахи, (от имени Ноах-Ной) и наше самоназвание - вайнахи.

- Что бы вы хотели изменить на своей родине, в России? Считаете ли вы вообще Россию домом.

- Конечно, считаю. Я и там, и здесь чувствую себя дома. А изменить хотелось бы многое, например чтобы наши избавились от чрезмерной любви кстразам, бриллиантам, наклеенным ногтям, перегидрольным волосам, шпилькам и натягиванию одежды на размер меньше. По этим признакам вы и вБерлине, и в Париже, и в Лондоне всегда узнаете женщин с "постсоветского пространства", здесь это называется "моветон", это дурной вкус. Причем шпильки-стразы-брюлики носятся везде и в любое времядня и года. Дорогие женщины, одевайтесь проще и практичнее, не пытайтесь показать все, что у вас есть, скромность украшает и делает васзагадочнее и женственнее.

- Наступил 2011 год. Подведите итоги прошедшего года.

- Со своими радостями и горестями год общем был плодотворным. Я всем желаю иметь мечту и никогда не сдаваться на пути к ней. Только тогда жизнь становится достойной.


Поделиться: