Эдуард Ковель: Казахстан-2011: Пробуждение Азии?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Решение Конституционного суда по референдуму в РК совпало по времени с новым витком напряженности, охватившим арабский мир и постепенно расширяющим зону конфликта на европейский континент и постсоветское пространство. Политической элите Казахстана следует внимательно присмотреться к событиям, происходящим в Тунисе, Египте и Йемене, Албании. Есть ощущение, что 100 лет спустя, также как и в начале 20 века, мир вступает в эпоху социальных революций.
Эдуард Ковель: Казахстан-2011: Пробуждение Азии?

       Решение Конституционного суда по референдуму в РК совпало по времени с новым витком напряженности, охватившим арабский мир и постепенно расширяющим зону конфликта на европейский континент и постсоветское пространство. Политической элите Казахстана  следует внимательно присмотреться к событиям, происходящим в Тунисе, Египте и Йемене, Албании. Есть ощущение, что 100 лет спустя, также как и в начале 20 века, мир вступает в эпоху социальных революций.  

  Кто составляет первооснову участников акций протеста, которые в одном случае уже привели к смене режима, а в ситуации с Египтом вполне могут достичь аналогичного результата? Это молодежь и средний класс. Достаточно, по местным меркам конечно, образованные люди, умеющие пользоваться Интернетом, получавшие достойную зарплату, привыкшие к определенному уровню социальных благ, но в какой-то момент оказавшиеся в положении социальных аутсайдеров или же ставшие жертвами коррупционной системы и неэффективного государственного менеджмента. Это вслед за ними, как и в Кыргызстане, на поле битвы приходят мародеры, охлос, городские низы, которые, с определенного момента, составляют большинство в митингующей и все крушащей толпе.  

Второй слой – это «исламские радикалы», которых слишком произвольно объединяют в одну категорию, тогда как под флагом истиной веры против «антинародного режима» выступают и те, кто рассматривают ислам как религию с ярко выраженной социальной окраской, религию «справедливых».

  Да, безусловно, есть и те, кто хотел бы добиться исламизации Туниса и Египта. Конечно, их роль нельзя преуменьшать, особенно в египетских реалиях, но ни в коем случае нельзя утверждать, что социальный фактор вторичен по отношению к фактору религиозному. В этих событиях они очень тесно переплетены и социальная сторона конфликта исключительно значима и, по сути, формирует общественный запрос на смену режима.  

  Еще один фактор - коррупция на всех этажах власти. В столице Албании несколько дней назад на улицы вышли десятки тысяч человек. Они жгли машины, били витрины, кидались камнями, полиция отстреливалась боевыми пулями. Стоит заметить, что противостояние в Албании перешло в активную стадию как раз после громкого коррупционного скандала в правительстве.  

  Напомню, что вице-премьер Ильир Мета был вынужден подать в отставку после того, как в албанских СМИ появилась видеозапись, на которой он требовал от министра экономики подтасовать итоги тендера на строительство ГЭС, чтобы потом вместе поделить невиданную в Албании взятку в 700 000 евро. Коррупционные риски есть и в РК и в России. Примечательно, что в составленном Transparency International «Индексе восприятия коррупции-2010» Казахстан оказался на 105 месте из 178 упомянутых в рейтинге стран (Россия находится на 154 месте). 

  Насколько актуальны проблемы Туниса, Албании и Египта для современного Казахстана? Безусловно, есть и общие черты. Например, достаточно благоприятные макроэкономическое показатели и, в то же время, наличие целого ряда острых  проблем села, ограниченность эффективных социальных лифтов для молодежи. Примечательно, что и в Тунисе вовсю говорили об инновационных проектах, но, как оказалось, лозунги не эффективны в тех условиях, когда критическая масса недовольных готовы выйти на площадь по примеру одного или нескольких людей, которые стали «застрельщиками» массовых акций протеста. И очень важно, что эта критическая энергия  в арабских странах копится изнутри, не находя каналов локализации.  

  Ключевая проблема Казахстана, Азербайджана, России это уровень разрыва достатка между самыми богатыми и наиболее бедной частью населения. В Казахстане среднедушевой доход  достиг 9 тыс. долларов. Но это статистика далеко не во всем отражает реальное положение вещей. 

  Да и в политическом отношении "управляемая демократия", внешняя многопартийность по-тунисски  во многом схожи с политическими режимами, установившимися в крупнейших сырьевых государствах постсоветского пространства.

И, наконец, есть твердое ощущение, что, как и в Тунисе, сложные политтехнологические игры с исламским фактором могут не довести до добра. Поскольку это как раз тот самый джин из бутылки, которого с большим трудом можно потом загнать обратно, да и то без последствий не обойдется.   

  Но, в то же время, утверждать, что в Казахстане существует угроза революции среднего класса было бы слишком большим преувеличением. Назарбаев не Бен Али и не Мубарак. 

Но как справедливо отмечает Андрей Арешев: "перестройка» в государствах Ближнего Востока в духе «догоняющего развития» обернулась провалом. Попытки воспроизвести эту «ближневосточную модель» в странах Кавказа и Центральной Азии обернутся новыми конфликтами, углублением социального расслоения и, в конечном итоге, общественным взрывом. От ответа на вопрос, способна ли интеллектуальная элита предложить альтернативу развития этих стран, отвечающую социокультурным и хозяйственным традициям их народов, зависит сегодня как никогда много". 

  Конечно, социальные революции прошлого столетия происходили в условиях Первой мировой войны., кризиса, порожденного топливным и продовольственным кризисом.  Но сейчас в эпоху, когда геополитика вершится геоэкономическими инструментами повторение кризисных событий 2007-2009 гг. в негативном сценарии может стать для постсоветского пространства прелюдией к системному социальному кризису, который внешне не будет связан с движением «голодных и безработных». На улицу может выйти средний класс, которые вкусил прелести экономического бума и не желает терять все "нажитое честным трудом".

Ну а дальше, в полном соответствии с уровнем политической культуры, все действо неизбежно превращается в элементарный бунт  большой и разнородной толпы - бессмысленный и беспощадный. 

Теги: Казахстан

Поделиться: