Кадровые перестановки - элемент политической борьбы в Армении

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Конец 2010 года в Армении ознаменовался небывалыми кадровыми перестановками. С постов были смещены ереванский мэр, несколько министров и крупных государственных чиновников. Хотя официально было заявлено, что кадровые перестановки были произведены для повышения эффективности ведомств, складывается впечатление, что они стали элементом усиления действующей власти в преддверии парламентских выборов 2012 года.
Кадровые перестановки - элемент политической борьбы в Армении

Кадровые перестановки - элемент политической борьбы в Армении

Конец 2010 года в Армении ознаменовался небывалыми кадровыми перестановками. С постов были смещены ереванский мэр, несколько министров и крупных государственных чиновников. Хотя официально было заявлено, что кадровые перестановки были произведены для повышения эффективности ведомств, складывается впечатление, что они стали элементом усиления действующей власти в преддверии парламентских выборов 2012 года.


Меры, предпринимаемые президентской администрацией по усилению позиций в коалиции партии «Оринац еркир» (Страна законности) уже сложно не заметить. Помимо подготовки власти к парламентским выборам Республиканская партия Армения (РПА) пытается продемонстрировать своему коалиционному партнеру - «Процветающей Армении» (ПА), что даже ее выход из коалиции не приведет к распаду этой коалиции, ведь место ПА может занять «Оринац еркир» (ОЕ). Свидетельством активизации власти на этом направлении стало пополнение ОЕ новыми членами. По словам лидера партии (по совместительству и секретаря Совбеза) Артура Багдасаряна, ряды партии пополняются «состоявшимися в жизни людьми». Отметим, что в их число входят ереванские квартальные авторитеты вроде Эдуарда Мадатяна по кличке Кудрявый Эдо, которого Багдасарян даже прочил на ранее вакантный пост министра сельского хозяйства. В ОЕ возвращаются и ее прежние члены, покинувшие партию после ее вынужденного перехода в «оппозицию» в 2007 году. Тогда от ОЕ открестилась половина ее членов. Учитывая же, что в Армении люди вступают в ту или иную партию не из идеологических соображений, которые в менталитете большинства армянских политиков отсутствуют, а в поисках теплого места, становится ясно - место ОЕ в парламенте созыва 2012 года обеспечено.


Между тем, искусственно усиливая ОЕ, президент Армении усиливает и позиции возглавляемой им Республиканской партии, для которой ОЕ служит своеобразным сателлитом. Все, что невозможно уместить в рамках РПА, Серж Саргсян умещает в ОЕ. Номинально сохранив ОЕ как независимую политическую силу, президент окончательно превратил эту партию в придаток РПА, свидетельством чего является распоряжение министерскими квотами партии. ОЕ принадлежат портфели министров по чрезвычайным ситуациям, связи и транспорта и сельского хозяйства. Министр по чрезвычайным ситуациям и министр связи и транспорта были отправлены в отставку партией в прошлом году, причем, на эти должности были назначены люди, которые практически не имеют отношения к деятельности партии в лице бывшего замначальника полиции Армении Армена Ерицяна и экс-главы Комитета кадастра Манука Варданяна. Недавно же на должность министра сельского хозяйства по личному указанию президента был назначен директор крупнейшей в Армении компании по переработке сельхозпродукции ArtFood Серго Карапетян. Формально Карапетян считается членом ОЕ, при этом он дружен со спикером армянского парламента, республиканцем Овиком Абрамяном, которому принадлежит холдинг ArtFood. Словом, министрами по квоте ОЕ стали люди, которые, юридически считаясь членами этой партии, фактически ими не являются. Не исключено, что скоро ОЕ по указанию свыше прибавят министерских квот, по которым в правительство войдут люди, имеющие к этой партии весьма отдаленное отношение.


Очевидно, что именно по этому принципу состоятся выборы в парламент, куда от ОЕ войдут люди, обеспечивающие фундамент правления Сержа Саргсяна и возглавляемой им РПА. Учитывая, что власти стараются представить Армению как страну далекую от авторитарной системы правления, им никак не удастся «переварить» наличие абсолютного большинства республиканцев в новом парламенте. Именно в этом заключается значимость ОЕ для президента Саргсяна, поскольку отсутствие реальных голосов электората уже не позволит вернуть ОЕ в статус политического фактора.


Таким образом, политическая реанимация ОЕ возможна лишь методом искусственного усиления этой партии и предоставления ей «квот» в фальсификациях, которые, вероятно, будут в 2012-м. Примечательно, что в странах, где власть строится в отдалении от конституционных и законодательных механизмов, для людей, юридически обладающих этой властными рычагами, опасно иметь фактических партнеров во власти. Они имеют равные полномочия и влияние, но бремя юридической власти намного тяжелее, так как она отвечает не только перед системой, но и перед своими гражданами, и перед международной общественностью.


Усиление ОЕ вписывается в эти процессы. Действующий президент намерен лично раздавать всю власть, так как сейчас он лишь владеет тем, что получил в «наследство» от прежнего президента Роберта Кочаряна. Учитывая, что Кочарян, номинально находящейся в тени, в реальности он имеет большое влияние на одну из партий коалиции - «Процветающую Армению», возглавляемую олигархом Гагиком Царукяном, основная борьба за место под солнцем в преддверие парламентских выборов разворачивается между РПА и ПА.


Кадровые перестановки, инициированные президентом, должны продемонстрировать обществу, то, что власть осознает неэффективность своей работы, необходимость перемен и предпринимает решительные шаги. В результате более чем пассивная ПА оказалась в неловком положении, поскольку деятельность республиканцев под управлением Саргсяна предполагает ответные действия ПА. Отставки или ротация министров от этой партии не принесут особого эффекта, учитывая, что ПА уже прибегала к этим методам. Теперь ПА по логике остается лишь сказать правду, заявив, что отдельные перестановки неспособны изменить ситуацию, которая требует системных изменений посредством проведения внеочередных выборов. Это крупному бизнесмену Царукяну будет сложно сделать, поскольку тогда он может быть включен в список «нерадивых налоговых и таможенных» плательщиков. Армянское общество не раз становилось свидетелем подобного отношения власти к бизнесменам, посмевшим пойти против нее. Примером чего стал «наезд» на концерн «Сил», глава которого Хачатур Сукиасян открыто поддержал Левона Тер-Петросяна на президентских выборах в 2008 году, в результате потерял часть своего бизнеса.


Ответы на многие вопросы, похоже, даст пятый съезд «Процветающей Армении» 12 февраля. Тогда станет ясно, поддержит ли Царукян кандидатуру Сержа Саргсяна на предстоящих в 2013 году президентских выборах. Учитывая отсутствие президентских амбиций у самого Царукяна, в случае отказа поддержать Саргсяна (что представляется маловероятным) ему останется лишь выставить другого кандидата от своей партии. Учитывая же отсутствие в ПА реальных политиков «с именем», таким кандидатом может стать лишь фактический основатель ПА Роберт Кочарян. Однако представляется, что у Царукяна не хватит смелости пойти на такой радикальный шаг, поскольку помимо «наезда» на его бизнес этот шаг может стать причиной развала самой ПА. Сейчас партию удерживает от осуществления подобного сценария лишь возможность поддержки Царукяном кандидатуры Саргсяна. Поэтому президент все еще оставляет Царукяну возможность для маневра, чем объясняется неприкосновенность министров от ПА, оставшихся на своих постах даже после кадровой чистки министров от РПА и ОЕ. Вероятно, 12 февраля Царукяну придется в очередной раз поддержать Саргсяна.


Поделиться: