Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Украина-Беларусь: состояние и перспективы. Часть 1

27.01.2011

Автор:

Теги:
Украина-Беларусь: состояние и перспективы. Часть 1

Отсчетом качественно нового обособленного этапа развития двусторонних отношений на уровне политических контактов можно считать осень 2008 года, после проведения парламентских выборов в Беларуси. Хотя украинская официальная позиция относительно диалога с Минском традиционно была ориентирована на Запад, в этот период прослеживается явная коррекция внешнеполитической позиции Киева вслед за



Брюсселем. Подтверждением такой позиции может послужить факт заявлений Киева в унисон с Брюсселем о поддержке либеральных шагов в Беларуси. В то же время, несмотря на несостоявшуюся встречу глав государств, европейское направление дало некую общую платформу к сближению Украины и Беларуси, насколько это было возможно в условиях разности политических систем, а также внешнеполитических приоритетов. Толчком к этому послужило два момента. Во-первых, усиление поиска контактов Беларуси и ЕС, проявившееся в установлении предварительных условий углубления сотрудничества. Во-вторых, это понимание в Брюсселе необходимости диверсификации подходов к третьим странам в рамках Европейском программы соседства, которая привела к появлению новой инициативы «Восточное партнерство» для Украины, Молдовы, Грузии, Армении, Азербайджана и Беларуси.



Результаты парламентских выборов в Беларуси в сентябре 2008 и предварительная подготовка к ним, исходя из ранее принятых на себя Минском обязательств, хотя и дали основания европейским институтам для фиксирования значительных позитивных сдвигов во внутриполитической ситуации в стране, но в то же время и не стали предпосылкой для нового витка напряженности. Этот сигнал был четко воспринят в Украине как «зеленый свет» на реализацию своей посреднической роли в сближении позиций ЕС и Беларуси. Уже в октябре 2008 года в Минске прошли консультации МИД Украины и Беларуси, где были обсуждены возможные совместные действия в отношениях с Европейским Союзом.


Но реальный прорыв в отношениях наметился уже с первых месяцев 2009 года, когда возобновился канал межгосударственной коммуникации на уровне глав государства. 20 января 2009 года в г. Чернигове прошла встреча президентов Украины и Беларуси. Повестка дня встречи позволяет говорить о реальном новом качественном наполнении белорусско-украинских отношений. Было подписано ряд двусторонних документов, которые регламентируют сотрудничество в энергетической сфере, консульские отношения и интенсификацию двустороннего торгово-экономического сотрудничества в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Роль Киева как посредника в отношениях Европейского Союза с Беларусью, а также ориентация на развитие энергетических проектов были публично задекларированы А. Лукашенко во время этой встречи.



Европейская платформа стала также основой повестки дня рабочей встречи президентов А. Лукашенко и В. Ющенко в Гомеле 6 мая 2009 года. На встрече кроме обсуждения перспективных проектов сотрудничества и решения существующих проблем, речь также шла о возможности поддержки Украины в углублении контакта Минска с Брюсселем, в частности, в формате полноправного участия Беларуси в «Восточном партнерстве». Символично, что встреча состоялась накануне Саммита «Восточного партнерства» в Праге 7 мая 2009 года.


Дальнейшим подтверждением зарождения нового формата белорусско-украинских отношений может быть двустороння встреча 9 октября 2009 года президента Беларуси с президентом Украины в г. Кишинев в рамках саммита Глав государств-участников СНГ. Попытка выработки солидарной позиции Беларуси и Украины в отношении России стали ярким сигналом о готовности белорусской стороны пойти дальше в углублении контактов с Украиной сферах, которые представляют достаточно большую остроту для России.



Несомненно, наиболее содержательным для белорусско-украинской повестки был официальный визит президента Беларуси А. Лукашенко в Украину 4-6 ноября 2009 года, в ходе которого был подписан ряд знаковых соглашений, в том числе и по вопросу сотрудничества в рамках «Восточного партнерства».


Повышение эффективности можно засвидетельствовать и на уровне работы внешнеполитических ведомств Беларуси и Украины. В октябре 2009 года состоялся рабочий визит в Беларусь Министра иностранных дел Украины П. Порошенко. А 22 ноября 2009 года состоялась трехсторонняя встреча в Киеве глав внешнеполитических ведомств Украины, Беларуси и Литвы. Основным вопросом, вынесенным на обсуждение, рассматривалась возможность реализации трехсторонних проектов в рамках «Восточного партнерства». Во время встречи была обсуждена возможность использования транзитного потенциала Беларуси для поставок украинской электроэнергии в Литву. Шла также речь о взаимодействии в рамках проекта поезда комбинированных перевозок «Викинг», развития транспортной инфраструктуры, в том числе строительства автомагистрали Минск — Киев.



В феврале 2010 года в Украине за результатами президентской избирательной кампании пост главы государства получил Виктор Янукович, лидер оппозиции, что частично повлияло на достигнутые ранее договоренности и направления сотрудничества.


Минск оптимистично отнесся к смене элит в Украине. Уже 24–25 февраля 2010 года состоялся рабочий визит Президента Республики Беларусь в Украину для участия в церемонии инаугурации избранного Президента Украины В.Януковича. 29 апреля состоялся рабочий визит президента Украины в Беларусь, где были наработаны перспективные направления белорусско-украинского сотрудничества. Однако уже в мае не состоялся визит А. Лукашенко в Украину, где должен был состояться обмен ратификационными грамотами Договора о государственной границе. Это может свидетельствовать о появлении определенных напряженностей в белорусско-украинских отношениях, связанных со сменой подходах главы украинского государства к решению проблем, стоящих на повестке дня.



В целом, на начало 2010 года между Украиной и Республикой Беларусь заключено более 180 двухсторонних договорно-правовых документов – 9 межгосударственных; 1 – межпарламентский; 76 – межправительственных. Заключен также ряд межведомственных и межрегиональных документов.


Сегодня можно констатировать, что первый этап в развитии двусторонних отношений, который характеризовался реализацией управленческих решений относительно подготовки и подписания основных межгосударственных и межправительственных соглашений, практически завершился.



Беларусь и Украина взаимодействуют на международной арене, в частности, в ООН, ОБСЕ, ЦЕИ, СНГ, однако позиции по ряду вопросов не являются тождественными, хотя конфронтационного характера не носили и являются средством поиска взаимоприемлемых решений. Нужно отметить, что по сравнению с двусторонними отношениями Беларуси с другими соседними государствами, отношения с Украиной могут быть определены как наиболее нейтральные. Традиционные проблемы белорусско-украинского политического диалога никогда не приобретали форму острого конфликта, в то время как политические события в Украине 2004-2005 гг. не привели к обострению двусторонних отношений.


Проблемные вопросы украинско-белорусских политических отношений



Наличие нерешенных двусторонних проблем политического характера и существование принципиальных различий в вопросах построения внешней и внутренней политики государств не позволяют раскрыть полный потенциал сотрудничества Беларуси и Украины.


Наиболее острым и одновременно хроническим вопросом для белорусско- украинских отношений является вопрос ратификации белорусской стороной договора о государственной границе. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, хроническое нерешение этой проблемы белорусской стороной является значительной преградой для развития двусторонних белорусско-украинских отношений.



Справочно: 12 мая 1997 года президентами Республики Беларусь и Украины был подписан Договор между Украиной и Республикой Беларусь о государственной границе. Соглашение было ратифицировано украинским парламентом 18 июля 1997 года, в то время как вопрос ратификации документа белорусской стороной все еще открыт. Это притом, что официально Минск неоднократно заявлял об отсутствии территориальных претензий к Украине.


Номинальным поводом для промедления с ратификацией Договора является желание официальных властей Беларуси увязать этот вопрос с выплатой Украиной долга сомнительного правового статуса, образовавшегося в 1992 году. В то время белорусские предприятия, работавшие с украинскими в рамках совместных производственных сетей, перечислили на счета предприятий в Украине деньги за выпущенную, но так и не полученную продукцию. Беларусь неоднократно обращалась к Украине с требованием выплатить эти денежные средства, но украинское руководство не реагировало должным образом.



Вопрос ратификации такого важного межгосударственного соглашения дал возможность привлечь внимание Киева к этой проблеме. Однако, уже 12 лет проблема не находит решения, учитывая жесткие позиции переговорных сторон.


Беларусь настаивает на присвоении долгу статуса государственного, в то время как Украина настаивает на его корпоративном характере. Также имеются значительные разночтения в вопросе определения размера долга, учитывая разные методики расчета. Минск сначала озвучивал цифру в 220 млн. долларов США, потом снизил до 113 млн. долларов США. Киев готов учесть претензии на сумму примерно 50 млн. долларов.



Украина принципиально не идет на признание долга субъектов хозяйственной деятельности в качестве государственного, но выражает готовность к поиску механизмов возмещения признаваемого объема задолженности в виде финансовых ресурсов или определенных материальных ценностей. К примеру, путем обустройства украинско-белорусских пунктов пропуска.


Компромиссные решения были готовы в 2002 году, но белорусская сторона отказалась от их принятия. В 2003 году президент Украины Л. Кучма признал наличие проблемы долга. Позже премьер-министр Виктор Янукович подписал протокол, определяющий сумму долга в размере 134 млн. долларов США. Однако, со сменой политических элит в Украине в 2004 году, проблема откатилась на прежнее место. Президент Виктор Ющенко не признал долг.



Эта проблема на протяжении 2006-2008 гг. становилась камнем преткновения при подготовке встречи глав Беларуси и Украины. Существенных сдвигов было достигнуто в 2009 году.


Во время пребывания президента Беларуси в Украине в ноябре 2009 года была достигнута договоренность президентом Украины о ратификации договора о правовом оформлении украинско-белорусской государственной границы и решении вопроса с долговыми обязательствами Украины путем предоставления льготных цен на украинскую электроэнергию, поставляемую в Беларусь.



На выполнение принятых в 2009 году обязательств, 26 апреля 2010 года Совет республики Национального собрания Белоруссии ратифицировал межправительственный Договор с Украиной о государственной границе. Этот шаг был позитивно воспринят украинской стороной накануне рабочего визита президента Украины в Беларусь 29 апреля.


Однако до обмена ратификационными грамотами так и не дошло. Визит президента Беларуси в Украину, который планировался на конец мая, так и не состоялся. Одной из причин затягивания процесса официальным Минском является «неурегулированность» вопроса возмещения Киевом долга. В то же время украинская сторона заявляет о полном соблюдении достигнутых ранее договоренностей.



На данный момент официальные представители белорусской власти говорят о продолжающемся переговорном процессе и о закрытии этого вопроса в зависимости от договоренностей с украинской стороной в экономической сфере.


В контексте неурегулированности вопроса белорусско-украинской границы, определенную проблему в двустороннем сотрудничестве, в частности, межрегиональном, создает незавершенность строительства пунктов пропуска.



В настоящее время на границе Республики Беларусь с Украиной действует 13 пунктов пропуска для автомобильного сообщения, из которых по постоянной схеме работает лишь 5. Этого количества явно недостаточно на фоне увеличения грузопотока и потока граждан, которые пересекают пункты пропуска в связи со стабильными тенденциями возрастания торгово-экономического сотрудничества, развитием туризма, оживлением обмена делегациями представительств, деловых и культурных кругов.


К сожалению, не получили развития и практического решения вопросы стратегического характера в экономической сфере, но требующие значительной политической воли лидеров государств и предполагающие определенную степень независимости от внешних центров влияния. Речь, прежде всего, идет о создании Евразийского нефтетранспортного коридора, организации транзита украинской электроэнергии в страны Балтии, расширении международного

Продолжение следует...


Геннадий Максак, г. Чернигов, политический эксперт, президент Полесского фонда международных и региональных исследований



Статья входит в Ежегодный информационно-аналитический бюллетень №3/2010 "Украина-Россия. Второе дыхание".


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение