Казахстан-2011: в ожидании Послания.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Послания Нурсултана Назарбаева народу Казахстана эксперты ожидают, прежде всего, как окончательную точку в затянувшейся дискуссии о референдуме. Быть или не быть. Возможно, что так оно и произойдет. По крайней мере, подобный шаг со стороны казахстанского лидера был бы вполне логичным. Тем более, что с каждым днем вероятность «победы сторонников референдума» становится все более реальной.
Казахстан-2011: в ожидании Послания.

Андрей Карпов

 

Казахстан-2011: в ожидании Послания.

 

 Послания Нурсултана Назарбаева народу Казахстана эксперты ожидают, прежде всего, как окончательную точку в затянувшейся дискуссии о референдуме. Быть или не быть. Возможно, что так оно и произойдет. По крайней мере, подобный шаг со стороны казахстанского лидера был бы вполне логичным. Тем более, что с каждым днем вероятность «победы сторонников референдума» становится все более реальной.

Но в тоже время, ограничивать горизонт обсуждаемых проблем только одним сюжетом было бы крайне опасно. И так у многих экспертов складывается ощущение, что за фасадом вопроса о референдуме – содержательная пустота, отсутствие у назарбаевского окружения реальных сценариев дальнейшего развития в контексте экономических и политических реформ.

Поэтому не менее важно, как именно будет обозначена модернизационная повестка дня в тексте президентского Послания. При любом решении Назарбаева в отношении выборов-2012, он, скорее всего, озвучит не только блок текущих задач, но и очертит круг принципиальных сюжетов на среднесрочную и долгосрочную перспективу,. Тем более, что совсем немного времени осталось и до начала другого эпохального события – съезда партии власти НДП «Нур Отан», на котором будет принята новая программа, т.е. именно сейчас удобный момент для  формулирования внятных задач на ближайшее десятилетие.

Велика вероятность, что по содержанию это будет один из наиболее «прогрессивных» текстов Назарбаева за последние годы, особенно в том случае, если АП успеет уловить тренд общественных ожиданий, желание простых граждан услышать нечто большее, чем транслировалось со стороны Ак Орды по поводу «стабильности и устойчивости», прорывных проектов и проч.

Модернизационная повестка дня в экономической сфере примерно понятна – программа ФИИН, которая стала общим местом всех последних выступлений не только Президента РК, но и всех ключевых фигур экономического блока. Задачи повышения конкурентоспособности национального экономики, повышения доли казахстанского содержания и проч. -  все это относится к числу «неизбежных сюжетов».

Реформа правоохранительной системы – вполне может стать одной из «фишек»  выступления. Движение к экономике знаний – конкретизация этого сюжета тоже вполне вероятна, в духе новаций, вроде назарбаевского Университета.

Политика? Вот здесь и заключена главная интрига. Если Послания кризисного периода закономерно носили ярко выраженную социальную окраску, то по состоянию на январь 2011 года было бы логично обозначить принципиальный вектор дальнейшей эволюции политической системы страны. Иначе ради чего меняется традиционная модель легитимации через процедуру выборов? Но большинство местных экспертов теряются, когда речь заходит о прогнозах по этому непростому сюжету. Нет даже минимальных намеков на то, в каком направлении пойдет эволюция политических институтов в эпоху после референдума.

 Сочтет ли Нурсултан Назарбаев необходимым сделать свое Послание по-настоящему прорывным? Да, собственно говоря, есть ли у казахстанской элиты ясное представление  о будущем политической системы страны? Насколько однородным является этот взгляд на «Казахстан после референдума»?

 Вопрос остается открытым. И только сам Назарбаев  может его разрешить. Или оставить открытым, продолжить конкуренцию проектов по всем ключевым вопросам текущей повестки дня.

Или принять совсем уж неожиданное решение - распустить Мажилис и объявить дату предстоящих президентских и парламентских выборов - осень 2011 года?

Поделиться: